Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.12.2009 по делу n А33-17275/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
«24» декабря 2009 года Дело № А33-17275/2009 г. Красноярск
Резолютивная часть постановления объявлена «17» декабря 2009 года. Полный текст постановления изготовлен «24» декабря 2009 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Бычковой О.И., судей: Борисова Г.Н., Демидовой Н.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П., при участии: индивидуального предпринимателя Шелихова А.В. на основании паспорта, Ивановой Л.А. – представителя по доверенности от 12.08.2009, административного органа: Шакуровой Т.А. – представителя по доверенности от 05.10.2009, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Красноярскому краю на решение Арбитражного суда Красноярского края от «22» октября 2009 года по делу №А33-17275/2009, принятое судьей Раздобреевой И.А., установил:
индивидуальный предприниматель Шелихов Александр Владимирович обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Красноярскому краю о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 29.09.2009 № А-09-0275. Решением Арбитражного суда Красноярского края от 22 октября 2009 года заявление удовлетворено. Не согласившись с данным судебным актом, административный орган обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе административный орган ссылается на доводы о том, что действующим законодательством индивидуальные предприниматели не освобождены от обязанности по соблюдению Порядка ведения кассовых операций, в соответствии со статьей 23 Гражданского кодекса Российской Федерации Порядок ведения кассовых операций распространяется на предпринимателей. Индивидуальный предприниматель не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора. Индивидуальный предприниматель Шелихов Александр Владимирович зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304246135700304, осуществляет предпринимательскую деятельность, в том числе, по розничной продаже товаров. 17.09.2009 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 24 по Красноярскому краю, на основании поручения заместителя начальника инспекции Н.В. Морозовой № 17-58/0570 от 26.08.2009, проведена проверка по вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов с использованием платежных карт, полноты оприходования наличной денежной выручки и порядка ведения кассовых операций в отношении индивидуального предпринимателя Шелихова А.В. за период с 01.07.2009 по 26.08.2009. По результатам проверки составлены акт проверки № 30 от 17.09.2009, протокол об административном правонарушении № А-09-1542 от 17.09.2009, которыми установлено, что индивидуальный предприниматель Шелихов Л.В. допустил нарушения п.п. 1, 3, 5, 6, 7, 9, 13, 14, 19, 22 - 29 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета Директоров Центрального банка России от 22.09.1993 № 40, выразившиеся в следующем: - предпринимателем в проверяемом периоде не велась кассовая книга, не составлялся отчет кассира, не сдавались наличные деньги в банк; - предприниматель в проверяемом периоде допустил превышение лимита на общую сумму 169 700 рублей, а именно: 02.07.2009 общая сумма выручки составила 84 850 рублей, превышение лимита – 84 850 рублей; 03.08.2009 общая сумма выручки составила 84 850 рублей, превышение лимита – 84 850 рублей. Денежная наличность в размере 169 700 рублей, полученная за проверяемый период, не оприходована в кассу; - предпринимателем не оборудовано изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения денег (помещение кассы). Постановлением от 29.09.2009 № А09-0275 предпринимателю назначено административное наказание, предусмотренное статьей 15.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 4 000 рублей. Предприниматель с данным постановлением не согласен, считает его не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, в связи с чем, обратился в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления. Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам. В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений. В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение. Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы. Судом апелляционной инстанции установлено наличие соответствующих полномочий должностных лиц административного органа на составление протокола об административном правонарушении от 17.09.2009 № А-09-1542 и принятие оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении от 29.09.2009 № А-09-0275. Административным органом соблюден порядок привлечения к административной ответственности. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В соответствии со статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда. Из текста оспариваемого постановления следует, что индивидуальный предприниматель Шелихов А.В. привлечен к ответственности за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности. Согласно протоколу об административном правонарушении от 17.09.2009 № А-09-1542 индивидуальному предпринимателю Шелихову А.В. вменено нарушение пунктов 1, 3, 5, 6, 7, 9, 13, 14, 19, 22 - 29 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Центральным Банком России 22.09.1993 № 40, а именно: предпринимателем в проверяемом периоде не велась кассовая книга, не составлялся отчет кассира, не сдавались наличные деньги в банк, допущено превышение лимита на общую сумму 169 700 рублей, денежная наличность в указанной сумме не оприходована в кассу; не оборудовано изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения денег (помещение кассы). Перечисленные нарушения квалифицированы по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Удовлетворяя требование предпринимателя о признании незаконным и отмене постановления от 29.09.2009 № А-09-0275, суд первой инстанции исходил из того, что Порядок ведения кассовых операций, утвержденный Центральным Банком России 22.09.1993 №40, не распространяется на предпринимателей; законные основания для привлечения предпринимателя к административной ответственности отсутствуют. Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным в силу следующего. Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 N 745 утверждено Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (далее - Положение). Согласно пункту 12 Положения оформление кассовых операций осуществляется в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Центральным банком Российской Федерации. Согласно пункту 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 № 40, для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. В соответствии с пунктами 5, 6 Порядка ведения кассовых операций предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками. Пунктами 13, 14 Порядка ведения кассовых операций установлено, что прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. Выдача наличных денег из касс предприятий производится по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным другим документам, с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами на это уполномоченными. В силу пунктов 22, 24 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации все поступления и выдача наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге. В соответствии с пунктом 29 Порядка руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. Помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операций - заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается. Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий приведены в приложении N 3. Пунктом 1 Порядка к числу предприятий отнесены предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности. В соответствии с пунктом 12 Порядка кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации. Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.12.2009 по делу n А33-5732/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|