Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 22.12.2009 по делу n А69-1472/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

«23» декабря 2009 года

Дело №

А69-1472/2009-7

г. Красноярск

 

Резолютивная часть постановления объявлена «16» декабря 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен  «23» декабря 2009 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Колесниковой Г.А.,

судей: Борисова Г.Н., Бычковой О.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.

при участии:

от заявителя: Карасал Н.М., представителя по доверенности от 18.03.2009, Саая А.И., представителя по доверенности от 26.10.2009, Седий-оол О.К., представителя по доверенности от 18.03.2009,

от ответчика: Педченко В.В., представителя по доверенности от 04.02.2009 (до перерыва),

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федерального казначейства по Республике Тыва, Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва

на решение Арбитражного суда  Республики Тыва от «16» октября 2009 года по делу №А69-1472/2009-7, принятое судьей Чамзы-Ооржак А.Х.,

установил:

 

Управление федерального казначейства по Республике Тыва (далее – казначейство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва (далее – управление, ответчик) о признании незаконными действий должностных лиц ТУ Росфиннадзора в РТ по формированию уведомлений о подлежащих изменению лимитах бюджетных обязательств (ЛБО) от 31.12.2008 №№ 100/12/06/106, 100/12/07/107, 100/12/07/108, а также в части квалификации использования средств федерального бюджета как нецелевыми в общей сумме 16 630 руб. 01 коп.

Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 16.10.2009 заявленные требования удовлетворены частично, признаны незаконными действия Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва по формированию уведомлений о подлежащих изменению бюджетных обязательств (ЛБО) от 31.12.2008 № 100/12/07/107 на сумму 8 000 руб., от 31.12.2008 № 100/12/07/108 на сумму 4 650 руб. 01 коп. Признаны незаконными действия Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва по квалификации использования заявителем средств федерального бюджета на сумму 12 650 руб. 01 коп. по Представлению о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса Управлением федерального казначейства по Республике Тыва от 31.12.2008 № 320. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Прекращено производство по делу в части признания незаконными действий Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва по квалификации использования Управлением федерального казначейства по Республике Тыва средств федерального бюджета в сумме 5 814 463 руб. 48 коп. в связи с отказом от иска.

Казначейство обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением от 16.10.2009 в части отказа в удовлетворении заявленных требований не согласно, поскольку приобретенные казначейством огнетушители предназначены для однократного использования в течение 1 года и не могут быть использованы в течение 5-7 лет, то расходы на их приобретение произведены со статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» правомерно.

Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением от 16.10.2009 в части удовлетворения заявленных требований о признании незаконными действий управления не согласно по следующим основаниям:

- по оплате услуг по установке счетчиков холодной воды в сумме 8 000 руб.: согласно разделу 6 Указаний от 08.12.2006 № 168н затраты по установке счетчика относятся на подстатью 225 «Услуги по содержанию имущества» тогда, когда монтажные работы проводятся в рамках осуществления капитального ремонта систем отопления и при этом указанные системы стоят на балансе УФК;

- по оплате немаркированных конвертов в сумме 4 650,01 руб.: согласно разделу 6 Указаний от 08.12.2006 № 168н приобретение конвертов (без марок) для пересылки почтовой корреспонденции следует производить за счет подстатьи 221 «Услуги связи»;

- представление, содержащее оспариваемые действия должностных лиц управления, носит рекомендательный характер, не содержит предупреждения о наступлении ответственности за неисполнение данного представления.

Управление представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором решение от  16.10.2009 в части отказа в удовлетворении заявленных требований считает законным и обоснованным, поскольку срок использования огнетушителей более 12 месяцев и в соответствии с ОКОФ они относятся к основным средствам, в связи с чем, расходы на их приобретение следует осуществлять со статьи 310; ГОСТом не определяется период использования огнетушителей и их отнесение к статье 340.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва с 19.11.2008 по 23.12.2008 проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности Управления федерального казначейства по Республике Тыва за 2006-2007 годы.

По результатам проверки составлен акт от 23.12.2008 № 361, вынесено представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 31.12.2008 № 320, в которых указаны финансовые нарушения на общую сумму 5 973 107 руб. 49 коп., в том числе: нецелевое использование средств федерального бюджета в сумме 16 630,01 руб., из которых:

- 3 980 руб. перечислено из подстатьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» на приобретение огнетушителей, которые следовало оплатить с подстатьи экономических расходов 310 «Увеличение стоимости основных средств»;

-    8 000 руб. перечислено из подстатьи экономических расходов 225 «Услуги по содержанию имущества» на оплату услуг по установке счетчиков холодной воды, которые следовало оплатить с подстатьи 226 «Прочие услуги»;

-    4 650,01 руб. перечислено из подстатьи экономических расходов 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» приобретены конверты немаркированные, которые следовало оплатить за счет подстатьи 221 «Услуги связи».

Впоследствии на основании акта проверки сформированы уведомления о подлежащих сокращению лимитах бюджетных обязательств по соответствующим статьям кодов бюджетной классификации от 31.12.2008 № 100/12/06/106 на сумму 3 980 руб., № 100/12/07/107 на сумму 8 000 руб., № 100/12/07/108 на сумму 4 650 руб. для направления их в Росфиннадзор с целью включения сумм нецелевого использования в состав сводного уведомления об уменьшении бюджетных ассигнований.

Считая, что действия управления по формированию уведомлений о подлежащих сокращению лимитах бюджетных обязательств в связи с установленными фактами нецелевого использования бюджетных средств являются незаконными, казначейство обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федера­ции каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предметом спора в настоящем деле являются действий должностных лиц ТУ Росфиннадзора в РТ по формированию уведомлений о подлежащих изменению лимитах бюджетных обязательств (ЛБО) от 31.12.2008 №№ 100/12/06/106, 100/12/07/107, 100/12/07/108, а также в части квалификации использования средств федерального бюджета как нецелевыми в общей сумме 16 630 руб. 01 коп.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия ТУ Росфиннандзора по РТ по формированию уведомлений о подлежащих сокращению лимитах бюджетных обязательств, на основании которых произведено сокращение лимитов бюджетных обязательств в отношении казначейства, могут быть оспорены в арбитражном суде в соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в силу следующего.

Согласно статье 166 и пункту 2 статьи 231 Бюджетного кодекса Российской Федерации при выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, осуществляется блокировка расходов бюджета. Право на выдачу такого разрешения (разрешительной надписи) принадлежит исключительно руководителю Министерства финансов Российской Федерации (Министру финансов).

Порядок сокращения лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям средств федерального бюджета по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета, установленный Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и Счетной палатой Российской Федерации (далее - Порядок сокращения лимитов бюджетных обязательств), утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26.12.2005 № 162н.

В пункте 1 этого Порядка сокращения лимитов бюджетных обязательств определено, что Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (далее именуется - Росфиннадзор), ежемесячно, до 20 числа месяца, следующего за отчетным, оформляет и направляет в соответствующий департамент Министерства финансов Российской Федерации (далее именуется - курирующий департамент) сводное уведомление о подлежащих изменению лимитах бюджетных обязательств (далее именуется - сводное уведомление), составленное по главному распорядителю и подведомственным ему распорядителям и получателям средств федерального бюджета.

Изменение (сокращение или восстановление) лимитов бюджетных обязательств главному распорядителю по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета осуществляется до 15 декабря текущего года на основании разрешений Министра финансов Российской Федерации (пункт 9 Порядка сокращения лимитов бюджетных обязательств).

Приказом Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 02.03.2006 № 25 утвержден Порядок подготовки сводного уведомления об изменении лимитов бюджетных  обязательств  главным  распорядителям  средств  федерального   бюджета  (далее  -  Порядок подготовки сводного уведомления).

Настоящий Порядок регулирует деятельность Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) и ее территориальных управлений по подготовке сводного уведомления о подлежащих сокращению и восстановлению лимитах бюджетных обязательств главным распорядителям средств федерального бюджета (пункт 1 Порядка подготовки сводного уведомления). Сводное уведомление составляется на основании уведомлений об изменении лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям средств федерального бюджета (пункт 2 Порядка подготовки сводного уведомления). В уведомлении о сокращении указываются только те суммы, в отношении которых в соответствующем акте ревизии (проверки) выявлены факты нецелевого использования средств федерального бюджета (пункт 4 Порядка подготовки сводного уведомления). К уведомлению о сокращении прилагаются копии соответствующих акта проверки и первичных документов, подтверждающих факт нецелевого использования средств федерального бюджета (пункт 7 Порядка подготовки сводного уведомления).

Таким образом, орган бюджетного надзора, действуя в рамках своих полномочий по контролю за использованием средств федерального бюджета, вынес оспариваемые уведомления об изменении лимитов бюджетных обязательств. В уведомлениях о сокращении указаны те суммы, в отношении которых в акте проверки от 26.10.2007 № 104 выявлены факты нецелевого использования средств федерального бюджета. Впоследствии извещением об изменении лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) № 64 от 11 марта 2009 года лимиты бюджетных обязательств казначейства сокращены на сумму 16 700 руб.

Поскольку действия управления по формированию уведомлений о сокращении лимитов бюджетных обязательств основаны на выводах управления о нецелевом расходовании казначейством бюджетных средств, данные действия повлекли соответствующие правовые последствия для казначейства, то такие действия могут быть оспорены в арбитражном суде в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного, доводы управления о том, что представление, содержащее оспариваемые действия должностных лиц управления, носит рекомендательный характер, не содержит предупреждения о наступлении ответственности за неисполнение данного представления, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции как необоснованные.

Согласно пункту 2 статьи 163 Бюджетного кодекса Российской Федерации на получателей бюджетных средств возложена обязанность эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением.

В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным основанием их получения.

Оценив имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон по спорным эпизодам,  суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

По расходам на приобретение

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 22.12.2009 по делу n А33-9527/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также