Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.12.2009 по делу n А33-10647/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
22 декабря 2009 года Дело № А33-10647/2009 г. Красноярск Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2009 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего – судьи Демидовой Н.М., судей: Борисова Г.Н., Колесниковой Г.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П., при участии: представителя закрытого акционерного общества Банк ВТБ 24 (заявителя) – Наумова В.О., на основании доверенности от 16.01.2009 (до и после перерыва); представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (ответчика) – Бычковой Я.Ю., на основании доверенности от 06.11.2009 № 66 (до перерыва); Чураковой О.А., на основании доверенности от 13.11.2009 № 67 (до и после перерыва); Попова Г.Н. (третьего лица), на основании водительского удостоверения (до и после перерыва), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества Банк ВТБ 24 на решение Арбитражного суда Красноярского края от 06 октября 2009 года по делу № А33-10647/2009, принятое судьей Ивановой Е.А.,установил:
закрытое акционерное общество Банк ВТБ 24 обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным и отмене решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 15.05.2009 по делу № 267-11-08. Определениями Арбитражного суда Красноярского края от 16.07.2008, 17.09.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Гранд – АТ» и Попов Геннадий Сергеевич. Решением Арбитражного суда Красноярского края от 06 октября 2009 года в удовлетворении заявления отказано. Не согласившись с данным решением, закрытое акционерное общество Банк ВТБ 24 обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 15.05.2009 по делу № 267-11-08 и взыскании с ответчика расходов по государственной пошлине в размере 3000,00 рублей. Закрытое акционерное общество Банк ВТБ 24 считает, что допущенные судом первой инстанции нарушения привели к вынесению неправильного решения. Оспариваемые ненормативные правовые акты антимонопольного органа являются незаконными, выводы, изложенные в них, не соответствуют статьям 1, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на заявителя обязанности, не предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, а также создают препятствия для осуществления профессиональной деятельности. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на следующие доводы: 1. суд первой инстанции посчитал установленными имеющие значение для дела обстоятельства, которые являются недоказанными: - вывод суда первой инстанции о том, что на момент обращения в банк Попов Г.С. мог воспользоваться услугами лишь одной аккредитованной оценочной организации (ООО «Гранд – АТ»), о возможности получения оценочных услуг в рекомендованных СРООО организациях Попову Г.С. не было сообщено, не соответствует действительности; к уведомлению, выданному Попову Г.С. прилагался список оценочных компаний: ООО «Гранд – АТ» (аттестованная оценочная компания), ООО «Региональный институт оценки и управления недвижимостью» и ООО «Аудит-Стандарт» (рекомендованные оценочные компании), что подтверждается материалами дела; из представленных материалов следует, что банком принимались отчеты, изготовленные всеми тремя оценочными компаниями; копия списка оценочных компаний, представленная Поповым Г.С., не может служить доказательством, поскольку неизвестно, от кого данный список получен и из скольких листов состоял; 2. судом первой инстанции допущено неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела: - судом первой инстанции не исследована возможность установления банком критерий отбора оценочных компаний; в целях защиты от некачественной оценки и повышения эффективности процесса кредитования банк может выбрать конкретных оценщиков в качестве партнеров при оценке для целей залога (Рекомендации по критериям отбора оценщиков для долгосрочного сотрудничества с банками, разработанные Комитетом Ассоциации Российских Банков и согласованные Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации 06.05.2009); не включение какой-либо оценочной компании в список одобренных банком оценочных компаний не означает невозможность принятия банком подготовленного данной оценочной компанией отчета; право потенциального заемщика обратиться за изготовлением отчета об оценке к любой оценочной организации закреплено Приказом от 30.07.2008 № 708 «О выборе партнеров, рекомендованных банком для оценки имущества, предлагаемого в качестве обеспечения по кредитным продуктам банка» (с учетом внесенных изменений); - судом первой инстанции не исследованы обстоятельства приема отчетов об оценке рекомендованных оценочных компаний; неверным является вывод о том, что отчеты рекомендованных банком оценочных компаний принимаются в бесспорном порядке; принимая отчет об оценке банк в любом случае проверяет его на соответствие законодательству Российской Федерации, независимо от того, кем представлен данный отчет; - судом первой инстанции не исследованы обстоятельства установления банком требований к форме и содержанию отчетов об оценке; антимонопольным органом сделан неверный вывод о том, что установленные банком требования к содержанию и форме отчета об оценке, выполненных оценочными компаниями, не включенными в перечень рекомендованных банком, а также проведение проверки указанного отчета на соответствие установленным требованиям банка и законодательства Российской Федерации, может привести к необоснованному отказу от заключения кредитного договора с клиентом, предоставившим отчет, соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации, но не соответствующий установленным требованиям банка; требования банка к форме и содержанию отчета полностью повторяют требования действующего законодательства Российской Федерации; - судом первой инстанции не исследован вопрос, приводят ли критерии отбора оценочных организаций, утвержденные Приказом от 30.07.2008 № 708, к ограничению конкуренции; антимонопольный орган сделал неверный вывод о том, что критерии отбора оценочных организаций, утвержденные Приказом от 30.07.2008 № 708, приводят к ограничению конкуренции, не позволяют оценочным компаниям, не соответствующим указанным критериям в части опыта работы на рынке оценочных услуг, быть рекомендованными банком. Опыт работы оценщика является важным объективным показателем надежности и качества оказываемых оценщиком услуг; любая оценочная компания по истечении определенного в критериях срока осуществления оценочной деятельности может быть признана рекомендованной банком; критерий опыта также содержится в разделе 2 Рекомендаций по критериям отбора оценщиков для долгосрочного сотрудничества с банками; - судом первой инстанции не исследован вопрос правомерности установления банком пятнадцатидневного срока для проверки отчета не рекомендованной оценочной компании; установление срока рассмотрения отчета вызвана объективными причинами – необходимостью проверки всех представленных не рекомендованной оценочной компанией документов (у рекомендованных оценочных компаний большая часть документов уже проверена); срок в 15 дней не является критичным при принятии потенциальным заемщиком решения об обращении в ту или иную оценочную компанию; - судом первой инстанции не исследован вопрос о правомерности вынесенного антимонопольным органом предписания; банк не допускает отказов от принятия отчетов, изготовленных оценочными компаниями, не включенными в список рекомендованных оценочных компаний; требования банка к отчетам об оценке полностью соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации и Федеральным стандартам оценки; срок рассмотрения отчетов об оценке, выполненных оценочными организациями, не включенными в список рекомендованных банком, объективно больше срока рассмотрения отчетов, выполненных рекомендованными оценочными организациями (у последних не проверяется правоспособность, деловая репутация и т.д.); банком обеспечивается доступность и открытость информации об условиях сотрудничества с оценочными организациями (соответствующая информация размещена на официальном Интернет-сайте банка); неправомерным является требование о внесении изменений в нормативные документы банка (банк не допускает нарушений антимонопольного законодательства). В судебном заседании представитель закрытого акционерного общества Банк ВТБ 24, поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на изложенные в ней доводы. Представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признали, поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу и в дополнениях к отзыву, просили суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Пояснили, что согласованные действия ЗАО Банк ВТБ 24 и ООО «Гранд-АТ» приводят к экономически необоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями; оценочные компании, не прошедшие аккредитацию ЗАО Банк ВТБ 24 оказываются отстраненными от участия в оценке имущества, являющегося предметом залога. Считает, что данные согласованные действия приводят к ограничению конкуренции на рынке оценочных услуг. Попов Г.С. отзыв на апелляционную жалобу не представил. В судебном заседании пояснил, что для получения кредита им был получен отчет ООО «ИнвестСтройУправление» об оценке выбранной квартиры и 01.08.2009 предоставлен банку. В принятии данного отчета было отказано на том основании, что ООО «ИнвестСтройУправление» не входит в список оценочных компаний, аккредитованных банком. Банк ВТБ отказался принимать отчет об оценке, изготовленный ООО «ИнвестСтройУправление», так как данная организация не является аккредитованной, в связи с чем он был вынужден произвести оценку объекта недвижимости в указанной в уведомлении банка оценочной компании – ООО «Гранд-АТ». После получения отчета о стоимости приобретаемой квартиры, выполненного ООО «Гранд-АТ», ипотечный кредит был выдан. В приложениях к уведомлению был указан список оценочных компаний, состоящий лишь из одной компании - ООО «Гранд-АТ». Считает, что у банка отсутствовали основания для непринятия отчета ООО «ИнвестСтройУправление» на том основании, что данная оценочная компания не входит в перечень рекомендованных банком. Общество с ограниченной ответственностью «Гранд – АТ», уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, своего представителя в судебное заседание не направило, отзыв на апелляционную жалобу не представило, ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя общества. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие представителя третьего лица - общества с ограниченной ответственностью «Гранд – АТ». В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 15.12.2009 объявлялся перерыв до 16 часов 00 минут 22 декабря 2009 года. Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства. Закрытое акционерное общество Банк ВТБ 24 зарегистрировано в качестве юридического лица, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 14.11.2006 Управлением Федеральной налоговой службы по г. Москве за основным государственным регистрационным номером 1027739207462. Антимонопольным органом в отношении закрытого акционерного общества Банк ВТБ 24 возбуждено дело № 267-11-08 на предмет соответствия действий банка Федеральному закону от 26.07.2009 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Поводом к возбуждению послужило заявление гражданина Попова Г.С.. Антимонопольным органом установлены следующие обстоятельства: В июне 2008 года Попов Г.С. обратился с заявлением в Банк ВТБ 24 с целью получения ипотечного кредита на приобретение объекта недвижимости. По результатам рассмотрения заявления банк выдал Попову Г.С. уведомление от 14.07.2008 о положительном решении по предоставлению целевого ипотечного кредита на условиях, определенных в уведомлении. Согласно данным условиям, при выборе квартиры заемщик должен учитывать то обстоятельство, что размер кредита не может превышать: в Красноярске - 90%, в Красноярском крае - 85% от стоимости квартиры. Под стоимостью квартиры, в соответствии с требованиями банка, понимается рыночная стоимость квартиры, указанная в отчете об оценке, произведенным независимым оценщиком, выбранным Поповым Г.С. из списка одобренных банком оценочных компаний. По утверждению Попова Г.С. к уведомлению прилагался список оценочных компаний, состоящий из одной оценочной компании, одобренной банком - ООО «Гранд-АТ». Для получения кредита Поповым Г.С. был предварительно получен отчет ООО «ИнвестСтройУправление» об оценке выбранной квартиры и 01.08.2009 предоставлен банку. В принятии данного отчета было отказано на том основании, что ООО «ИнвестСтройУправление» не входит в список оценочных компаний, аккредитованных банком. Из пояснений Попова Г.С. следует, что Банк ВТБ 24 отказался принимать отчет об оценке, изготовленный ООО «ИнвестСтстройУправление», так как данная организация не является аккредитованной, в связи с чем он был вынужден понести дополнительные затраты и произвести оценку объекта недвижимости в указанной в уведомлении банка оценочной компании - ООО «Гранд-АТ». После получения отчета о стоимости приобретаемой квартиры, выполненного ООО «Гранд-АТ», ипотечный кредит был выдан. Данный факт расценен антимонопольным органом, как нарушение закрытым акционерным обществом Банк ВТБ 24 требования пункта 4 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2008 № 139-ФЗ Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.12.2009 по делу n А33-11199/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|