Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.09.2009 по делу n А74-2478/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

29 сентября 2009 года

Дело №

А74-2478/2009

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2009 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего – судьи Демидовой Н.М.,

судей: Дунаевой Л.А., Колесниковой Г.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,

без участия лиц, участвующих в деле (их представителей),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 30 июля 2009 года по делу № А74-2478/2009, принятое судьей Тутарковой И.В.,

установил:

 

открытое акционерное общество «Мелькомбинат» в лице председателя ликвидационной комиссии Маклецова С.П. обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия о признании недействительными решения от 02.04.2009 об отказе в государственной регистрации уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса, решения от 03.04.2009 об отказе в государственной регистрации заявления об окончании ликвидации и обязании произвести запись в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 30 июля 2009 года заявленные требования удовлетворены. Решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия от 02.04.2009 об отказе в государственной регистрации уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса, решения от 03.04.2009 об отказе в государственной регистрации заявления об окончании ликвидации признаны недействительными, как несоответствующие положениям статей 21, 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Не согласившись с данным решением, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований открытого акционерного общества «Мелькомбинат». Регистрирующий орган считает, что промежуточный ликвидационный баланс содержал недостоверные сведения и имел расхождения с налоговой и бухгалтерской отчетностью, представленной ранее. Достоверность сведений о порядке ликвидации является условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации невозможно. При подаче заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией обществом не представлены промежуточный баланс и само заявление по установленной законом форме, что явилось основанием для отказа внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией. Суд первой инстанции не оценил довод ответчика о том, что представленный промежуточный ликвидационный баланс имеет расхождения с данными бухгалтерской отчетности.

Открытое акционерное общество «Мелькомбинат» отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия и открытое акционерное общество «Мелькомбинат», уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание своих представителей не направили. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия ходатайствовала о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителя. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Открытое акционерное общество «Мелькомбинат» зарегистрировано в качестве юридического лица 10.05.1994 администрацией Минусинского района Красноярского края за номером 153, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022401531570.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц с 21.08.2006 общество находится в стадии ликвидации.

25.03.2009 открытое акционерное общество «Мелькомбинат» обратилось в регистрирующий орган с уведомлением о составлении промежуточного ликвидационного баланса. 02.04.2009 регистрирующий орган принял решение об отказе в государственной регистрации уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса, указав на то, что представленный ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, имеет расхождение с данными бухгалтерской и налоговой отчетности. Недостоверность сведений выразилась в том, что в промежуточном ликвидационном балансе не указана задолженность перед бюджетом в размере 26,50 рублей пени за просрочку уплаты налога на прибыль.

27.03.2009 открытое акционерное общество «Мелькомбинат» обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией. 03.04.2009 регистрирующий орган на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ (в редакции от 30.12.2008) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» принял решение об отказе в государственной регистрации заявления об окончании ликвидации юридического лица на основании непредставления определенных статьей 20 указанного закона необходимых для государственной регистрации документов.

Считая, что решения об отказе в государственной регистрации уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса, об отказе в государственной регистрации заявления об окончании ликвидации регистрирующим органом вынесены в нарушение действующего законодательства, открытое акционерное общество «Мелькомбинат» в лице председателя ликвидационной комиссии Маклецова С.П. обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с вышеуказанным заявлением.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

По смыслу статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом, согласно части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Из положений части 2 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что заинтересованное лицо вправе обжаловать ненормативный акт государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц путем подачи в суд заявления о признании такого акта недействительным, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании ненормативного правового акта недействительным принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу положений статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Порядок ведения государственных реестров определен в Правилах ведения единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 438   (далее – Правила).

Согласно пункту 5 Правил основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом либо иным органом в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц по документам, представленным при государственной регистрации юридического лица. Пунктом 6 Правил предусмотрено, что каждой записи в государственном реестре присваивается государственный регистрационный номер и для каждой записи указывается дата внесения ее в государственный реестр. В соответствии с пунктом 7 Правил внесение записи в государственный реестр подтверждается документом, форма которого устанавливается Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» документами, подтверждающими факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, являются свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц по форме № Р51003.

Статьей 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в редакции, действующей на момент обращения заявителя в регистрирующий орган) установлено, что требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:

руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

конкурсный управляющий или руководитель

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.09.2009 по делу n А33-10203/2008. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также