Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15.07.2009 по делу n А33-9236/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Красноярск

Дело №

А33-9236/2008-03АП-1972/2009

«16» июля  2009г.

Резолютивная часть постановления объявлена «09» июля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен «16» июля  2009 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Бычковой О.И.

судей: Колесниковой Г.А., Первухиной Л.Ф.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.,

при участии представителей:

заявителя – Кузюковой В.П. по доверенности от 30.06.2008,

Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска – Совковой Ю.С. по доверенности от 27.02.2009 №20,

третьего лица –  Ремизова В.В., Герголенко А.А. по доверенности от 18.09.2008,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Суслова Владислава Петровича

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «10» апреля  2009 года по делу  № А33-9236/2008, принятое судьей Ермаковой И.И.,

 

установил:

индивидуальный предприниматель Суслов Владислав Петрович обратился в Арбитражный суд Красноярского края  с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска о признании незаконным бездействия по рассмотрению заявления о передаче в собственность земельного участка площадью 1385,65 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, ул.Ленина,3, и  обязании подготовить и направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи на указанный земельный участок.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,  привлечен Ремизов Виктор Владимирович.

Решением Арбитражного суда Красноярского края  от «10» апреля 2009 года по делу  № А33-9236/2008 в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, предприниматель Суслов В.П.  обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе предприниматель Суслов В.П. ссылается на следующие доводы:

- предприниматель не получал письмо №25370 о необходимости представить дополнительные документы; факт исполнения ответчиком обязанностей, предусмотренных статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, не нашел своего подтверждения в судебном заседании;

- в период действия договора аренды земельного участка площадью 1385,46 кв.м. с кадастровым номером 24:50:0300251:26, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, 3, данный земельный участок был снят с кадастрового учета; земельный участок площадью 2003 кв.м. с кадастровым номером 24:50:0300251:73 является делимым.

Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации  города Красноярска представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным,  апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

   Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.

Суслов Владислав Петрович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя,  в Единый государственный  реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за основным государственным регистрационным номером 307246834800188.

 Решением исполкома Красноярского краевого совета народных депутатов от 24.12.1986 № 345 здания, расположенные по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, 3, поставлены на государственную охрану как «Дом жилой с воротами усадьбы Ларионовых» и «Флигель усадьбы Ларионовых». Указанные объекты недвижимости представляют собой охранную зону памятников архитектуры.

 На основании договора от 20.09.1999 № 2008-М1 Сусловым В.П. приобретено в собственность нежилое здание - дом жилой с воротами усадьбы Ларионовых» (лит А,А1) общей площадью 218,9 кв.м., расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, 3 на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0300251:0026.

Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.05.2009 №01/016/2009-824 за Сусловым В.П. зарегистрировано право собственности на объект – нежилое здание площадью 218,9 кв.м. по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, 3, литер А,А1.

Между Сусловым В.П. и администрацией г. Красноярска 21.02.2002  заключен договор аренды № 857, по условиям которого для эксплуатации нежилого здания арендатору предоставлен земельный участок по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, 3, с кадастровым номером 24:50:0300251:0026, общей площадью 1 385,65 кв.м., в  аренду сроком с 01.01.2002 по 31.12.2002.

Суслов В.П. 16.05.2008 обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении в собственность за плату с оформлением договора купли-продажи земельного участка общей площадью 1385,65 кв.м., с кадастровым номером 24:50:0300251:0026, на котором расположен объект недвижимости по ул. Ленина, 3 ( вх. № 23847).

Письмом от 11.06.2008 № 25370 заявителю предложено представить документы, предусмотренные приказом Минэкономразвития от 30.10.2007 № 370 «Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения».

Считая, что Департамент муниципального имущества и земельных отношений г. Красноярска  заявление о передаче в собственность земельного участка площадью 1385.65 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, 3, не рассматривал, предприниматель  обратился в арбитражный суд с заявлением о признании бездействия незаконным, просит обязать ответчика подготовить и направить три экземпляра проекта договора купли-продажи земельного участка общей площадью 1385.65 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, 3.

  Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В качестве материально-правового предприниматель Суслов В.П. заявил требование о признании незаконным бездействия Департамента муниципального имущества и земельных отношений г. Красноярска, выраженного в  нерассмотрении заявления о передаче в собственность земельного участка площадью 1385.65 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, 3.

Из смысла пункта 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дела о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления  арбитражный суд проверяет оспариваемое бездействие на соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие соответствующих полномочий у органа или лица на совершение требуемых заявителем действий, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое бездействие права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Анализ статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого бездействия органа местного самоуправления незаконным суд должен установить наличие двух условий:

-  оспариваемое бездействие органа местного самоуправления имеет место и не соответствует закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемое бездействие органа местного самоуправления нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Правовой статус органов местного самоуправления регулируется Федеральным законом от 28.08.1995 №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно статье 1 указанного закона к органам местного самоуправления относятся выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. К вопросам местного значения  относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации,  предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктами 1.1 и 3.13 Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города, утвержденного  Постановлением администрации города от 15.02.2005  №55/1, Департамент является органом администрации города Красноярска, осуществляющим формирование, управление и распоряжение муниципальным имуществом, землями, лесами и другими природными ресурсами, расположенными на территории города Красноярска. Для выполнения возложенных задач Департамент выполняет, в том числе, функции по продаже земельных участков в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, правовыми актами города.

Таким образом, Департамент муниципального имущества и земельных отношений г. Красноярска является уполномоченным органом на решение вопросов о предоставлении расположенных на территории города Красноярска муниципальных земель в собственность заинтересованных лиц.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации  граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно пунктам 1, 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, установлен Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007  №370, согласно которому к заявлению необходимо приложить следующие документы:

1) копию документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;

2) копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);

3) копию документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);

4) выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов,

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15.07.2009 по делу n А33-6499/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а  »
Читайте также