Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 09.07.2009 по делу n А33-9325/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

«03» июля 2009 года

Дело №

№А33-9325/2008-03АП-1949/2009

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «01» июля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен          «03» июля 2009 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Борисова Г.Н.,

судей: Колесниковой Г.А., Первухиной Л.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Станько О.П.,

при участии представителей:

от муниципального унитарного предприятия «Заозерновское предприятие жилищно-коммунального хозяйства»: Грудякова С.В. – конкурсного управляющего, определение от 10.06.2009;

от Администрации г. Заозерного Рыбинского района Красноярского края - Хаятовой Ю.И., представителя по доверенности от 21.04.2009 № 356,

рассмотрев апелляционную жалобу Администрации г. Заозерного Рыбинского района Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от «02» апреля 2009 года по делу № А33-9325/2008, принятое судьей Баукиной Е.А.,

установил:

 

Муниципальное унитарное предприятие «Заозерновское предприятие жилищно-коммунального хозяйства» (далее – заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края к администрации г. Заозерного Рыбинского района и Администрации Рыбинского района Красноярского края  с заявлением, измененными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным распоряжения Главы администрации г. Заозерного от 02.05.2007 №82-р и обязании устранить допущенные нарушения прав путем возврата имущества, перечисленного в приложении к распоряжению от 02.05.2007 №82-р, а в случае невозможности возврата заменить имущество в натуральном виде на его денежное выражение.

Определением суда от 12 сентября 2008 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальный комплекс».

Определением суда от 8 октября 2008 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено управление имущественных отношений администрации г.Заозерный Красноярского края.

Определением арбитражного суда от 27.01.2009 произведена замена ответчиков – администрации г. Заозерного Красноярского края и администрации Рыбинского района Красноярского края  на их правопреемника – администрацию г. Заозерного Рыбинского района Красноярского края (далее – администрация).

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 02 апреля 2009 года заявленное требование удовлетворено.

Администрация обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, производство по делу прекратить.

Из апелляционной жалобы следует, что в соответствии с требованиями статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения у предприятия возникло с момента передачи данному предприятию имущества собственником.

Администрация указывает, что распоряжение от 02.05.2007 №82-р о прекращении права хозяйственного ведения на неиспользуемое предприятием муниципальное имущество принято на основании отказа предприятия от права хозяйственного ведения с учетом положений пункта 1 статьи 235 и статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, выраженного в письме исполняющего обязанности директора предприятия. Имущество не может быть передано истцу, так как в настоящее время находится на праве хозяйственного ведения у муниципального унитарного предприятия «Заозерновский жилищно-коммунальный комплекс».

По мнению администрации, распоряжение главы администрации г. Заозерного от 02.05.2007 №82 не является действием, направленным на принудительное изъятие имущества из хозяйственного ведения предприятия, так как собственником имущества являлось Управление имущественных отношений администрации г. Заозерного, оно наделено самостоятельной компетенцией по разрешению вопросов в отношении муниципальной собственности, в связи с чем оспариваемый акт не привел к непосредственному прекращению права хозяйственного ведения истца на автомобильный транспорт.

Также администрация указала, что в настоящее время Управление имущественных отношений администрации г. Заозерного ликвидировано, что в соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Предприятие в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальный комплекс» о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещено (уведомление от 17.06.2009 №36593), своих представителей на судебное заседание не направило.

Управление имущественных отношений администрации города Заозерного 03.10.2008 исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с ликвидацией, что подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц  от 03.10.2008  серии 24 №005411097.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Предприятие создано на основании распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Заозерного Красноярского края от 30.10.2003 № 339-Р, зарегистрировано в качестве юридического лица 03.11.2003 согласно свидетельству о регистрации.

Видами деятельности предприятия являются оказание гражданам и другим потребителям жилищно-коммунальных услуг; осуществление эксплуатации и ремонта теплотрасс, водопроводно-канализационных сетей; обеспечение водоснабжения населения города и других потребителей; обеспечение теплоснабжения потребителей, обеспечение безопасной эксплуатации оборудования теплоснабжения.

Учредителем предприятия является Комитет по управлению муниципальным имуществом            г. Заозерного (пункт 1.3 устава).

Между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Заозерного и предприятием заключен договор от 05.11.2003 № 16 «О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «Заозерновское предприятие ЖКХ», по условиям которого на основании статей 294, 295 Гражданского кодекса Российской Федерации за предприятием на праве хозяйственного ведения закреплено муниципальное имущество балансовой стоимостью 285 974 605 рублей 84 копейки согласно акту приема-передачи имущества, в том числе: основные средства балансовой стоимость 283 932 455 рублей 18 копеек и товароматериальные ценности на сумму 2 042 150 рублей 66 копеек (пункт 1.1 договора).

Право хозяйственного ведения имуществом определяется с момента заключения договора и прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном законом (пункт 1.2 договора).

По акту приема-передачи имущества от 05.11.2003 названный Комитет передал предприятию на баланс муниципальное имущество балансовой стоимостью 283 932 455 рублей 18 копеек, в том числе основные средства по автотранспорту балансовой стоимостью 5 571 429 рубля 40 копеек, износом 2 136 450 рублей 81 копейка (приложение 17).

Согласно распоряжению Комитета по управлению муниципальным имуществом                            г. Заозерного от 13.10.2004 № 485-р по акту приема-передачи от 16.10.2004 предприятию передан на праве хозяйственного ведения агрегат сварочный АДД-400 м. стоимостью 112 000 рублей.

Согласно решению Заозерновского городского Совета народных депутатов от 01.11.2006               № В-272Р правопреемником Комитета является Управление имущественных отношений администрации города Заозерного (пункт 1.6 Положения об управлении).

На основании распоряжения главы администрации города Заозерного от 24.10.2006 № 198-Р соглашением от 24.10.2004 расторгнут договор от 05.11.2003 № 16 о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за предприятием.

В адрес главы администрации города Заозерного и.о. директора предприятия Осадчей Л.В. направлено письмо от 05.04.2007 № 433, в котором предприятие просит прекратить право хозяйственного ведения на неиспользуемое предприятием имущество балансовой стоимостью                   1 335 795 рублей 26 копеек, остаточной стоимостью 435 172 рубля  21 копейка согласно перечню.

Распоряжением Главы администрации города Заозерного от 02.05.2007 № 82-р прекращено право хозяйственного ведения предприятия на муниципальное имущество в общей сумме                   1 335 795 рублей 26 копеек; предписано считать имущество, указанное в пункте 1 данного распоряжения, объектами городской казны с момента подписания акта приема-передачи.

По акту приема-передачи от 02.05.2007, подписанному со стороны предприятия                          и.о. директора Осадчей Л.В., перечисленное в приложении к распоряжению от 02.05.2007 № 82-р имущество передано в казну города Заозерного.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16.05.2008 по делу № АЗЗ-12466/2007 предприятие признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство сроком до 13.05.2009, определением от 09.06.2008 конкурсным управляющим утвержден Грудяков СВ.

Конкурсный управляющий оспорил распоряжение главы администрации города Заозерного от 02.05.2007 № 82-р по мотивам его незаконности.

Оценив доказательства по делу, доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Суд первой инстанции правильно рассмотрел дело по правилам искового производства, так как предприятие, обратившись в арбитражный суд с заявлением о признании распоряжения Главы администрации г. Заозерного от 02.05.2007 № 82-р незаконным, по сути, оспаривало сделку, направленную на прекращение права хозяйственного ведения предприятия и на изъятие у предприятия его имущества.

Статьей 129 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) предусмотрено право обращения конкурсного управляющего в арбитражный суд с требованиями о признании сделок, совершенных должником недействительными по правилам статьи 103 Закона о банкротстве. Согласно пункту 1 статьи 103 Закона о банкротстве сделка, совершенная должником, в том числе сделка, совершенная должником до даты введения внешнего управления, может быть признана судом, арбитражным судом недействительной по заявлению внешнего управляющего (конкурсного управляющего) по основаниям, предусмотренным федеральным законом.

Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Согласно пункту 5 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

В соответствии с положениями пункта 7 статьи 114 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия.

При этом ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» не предоставляют собственнику имущества унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения, права изымать у него имущество.

С учетом положений статьи 295, пункта 2 статьи 296 и пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества допускается только в отношении имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением на праве оперативного управления.

Кроме того, добровольный отказ предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, не допускается в силу положений пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», который прямо обязывает предприятие распоряжаться своим имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом.

Следовательно, в соответствии со статьей 168 Кодекса сделка по прекращению права хозяйственного ведения предприятия имуществом, оформленная посредством распоряжения от 23.12.2005 №923-р, является ничтожной независимо от того, совершена она по инициативе предприятия либо по решению или с согласия собственника, а распоряжение от 23.12.2005              № 923-р - недействительным.

На момент принятия распоряжения 23.12.2005 N 923-р муниципальное образование город Заозерный Красноярского края являлся городским округом. Статьей 10 Устава названного муниципального образования администрацию города возглавлял глава администрации города.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статуса городского округа либо лишением его статуса городского округа. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

Законом Красноярского края от 20.12.2007 №4-1125 «О преобразовании муниципального образования город Заозерный» предусмотрено преобразование муниципального образования  город Заозерный с наделением его статусом городского поселения в границах Рыбинского муниципального района со дня вступления в силу данного Закона.

Статьей 2 названного Закона Красноярского края также предусмотрено, что со дня вступления в силу данного Закона и до 01.01.2009 действует переходный период преобразования муниципального образования город Заозерный, в течение которого осуществляется формирование органов местного самоуправления городского поселения город Заозерный, а также регулируются иные вопросы, связанные с его преобразованием.

Из статьи 3 Закона Красноярского края от 20.12.2007 №4-1125 следует, что со дня вступления в силу данного закона досрочно прекращаются полномочия главы муниципального образования город Заозерный, главы администрации  муниципального

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 09.07.2009 по делу n А33-1671/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также