Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 06.05.2009 по делу n А74-3438/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
«07» мая 2009 г. Дело № А74-3438/2008-03АП-1327/2009 г. Красноярск Резолютивная часть постановления объявлена «07» мая 2009 года. Полный текст постановления изготовлен «07» мая 2009 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Гуровой Т.С., судей: Бабенко А.Н., Хасановой И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шкреба К.В., в отсутствие лиц, участвующих в деле, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца – муниципального унитарного предприятия «Служба Заказчика жилищно-коммунального хозяйства» (г. Саяногорск Республики Хакасия) на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от «27» февраля 2009 года по делу № А74-3438/2008, принятое судьей Ткаченко О.Н., установил: муниципальное унитарное предприятие «Служба Заказчика жилищно-коммунального хозяйства» г. Саяногорска (далее по тексту также истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском к муниципальному унитарному предприятию «Енисейводоканал» (далее также ответчик) о признании пункта 3.3. договора от 14 ноября 2007 года № 125/07 о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод) недействительным и о применении последствий недействительности договора. В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования, просит применить последствия недействительности (ничтожности) договора в виде взыскания с ответчика в пользу истца неосновательного обогащения в сумме 3 686 866 рублей 11 копеек в соответствии со статьями 1102, 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации, правила которых подлежат применению к требованиям о возврате исполненного по недействительной сделке (т.2, л.д. 37). Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 27 февраля 2009 года в удовлетворении исковых требований отказано. С муниципального унитарного предприятия «Служба Заказчика жилищно-коммунального хозяйства» г. Саяногорска взыскана в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 2000 рублей. Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый истцом пункт договора соответствует нормам действующего гражданского и жилищного законодательства, Федеральному закону от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». Не согласившись с данный судебным актом, муниципальное унитарное предприятие «Служба Заказчика жилищно-коммунального хозяйства» обратилось в третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Хакасия то 27 февраля 2009 года отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению истца, с учетом представленных в последствии возражений на отзыв ответчика, суд первой инстанции ошибочно применил к отношениям сторон Жилищный кодекс Российской Федерации и Правила предоставления коммунальных услуг гражданам № 307. Жилищный кодек Российской Федерации устанавливает общие правила, регулирующие жилищные отношения. Специальные требования для жилищных отношений между управляющей организацией и потребителем - гражданином устанавливаются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307). Однако, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам № 307 применяются только в том случае, если одной из сторон договора о предоставлении (приобретении) соответствующих услуг выступает гражданин. Специальные требования для отношений между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией устанавливаются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года № 167). Тот факт, что истец (исполнитель коммунальных услуг) является посредником между ответчиком (ресурсоснабжающей организацией) и гражданами, проживающими в многоквартирных домах в данном случае не имеет правового значения и не влечет распространения Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам № 307 на отношения сторон по договору № 125/07. Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации прямо относит к числу абонентов управляющие организации. Ответчик является предприятием водопроводно-канализационного хозяйства и не вступает в непосредственные отношения с гражданами. Истец, одновременно являясь абонентом ресурсоснабжающих организаций и исполнителем коммунальных услуг, приобретает воду для нужд населения из разных источников водоснабжения, то объем фактического сброса сточных вод в систему канализации должен рассчитывается по данным баланса водоотведения, т.е. как суммарный объем потребленной горячей и холодной воды. В материалы дела предоставлены документальное подтверждение суммарного объема водопотребления из всех источников водоснабжения за 2008 год (переписка, справки о фактически потребленном объеме ГВС, счета фактуры, договора с РО). Таким образом, предусмотренный пунктом 3.3. договора порядок расчетов в части приема (сброса) сточных вод по нормативу потребления, не соответствует требованиям Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, предусматривающим порядок расчета прием (сброс) сточных вод - по балансовому методу. Суд первой инстанции неправомерно отказал в удовлетворении ходатайства истца о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети». Для выяснения вопросов связанных с определением фактически поставленного объема тепловой энергии в горячей воде в многоквартирные дома и определения фактически принятого объема водоотведения суду необходимо было привлечь названное выше лицо. Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 апреля 2009 года апелляционная жалоба муниципального унитарного предприятия «Служба Заказчика жилищно-коммунального хозяйства» принята к производству, рассмотрения жалобы назначено на 7 мая 2009 года. От муниципального унитарного предприятия «Енисейводоканал» суду поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции в силу следующего. В процессе заключения договора у сторон не возникло спорных вопросов по содержанию п. 3.3. в части определения объемов водоотведения. В рамках рассматриваемого дела заявитель не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов населения коммунального сектора, обстоятельства заявителя перед ответчиком, непосредственно оказывающего услуги водоснабжения и водоотведения, не могут быть иными, чем в случае заключения ответчиком прямого договора с жильцами коммунального сектора. Следовательно, при реализации услуг водоснабжения и водоотведения по установленным нормативам потребления коммунальных услуг заявитель обязан, оплачивать такие услуги, предназначенные для жильцов коммунального сектора, по нормативам, утвержденным для населения, а не по схеме приемлемой для юридического лица. Заключение договоров ресурсоснабжения без соблюдения требований пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам № 307 является нарушением части 4 статьи 421, части 1 статьи 422, части 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации и влечет последствия, предусмотренные статьями 166-168 и 180 Гражданского кодекса Российской Федерации. Порядок определения объемов воды и стоков, предусмотренный Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, не соответствующий порядку, установленному статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, не подлежит применению на основании нормы статьи 8 Жилищного кодекса Российской Федерации. Кроме того, истец неверно толкует пункт 56 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, поскольку данный пункт распространяется только на промышленные предприятия, а также предполагает наличие общедомовых приборов учета. На сегодняшний день ни на одном из жилых домов коммунального сектора МО г. Саяногорска, не установлены общедомовые приборы учета горячего водоснабжения, следовательно, фактическое потребления горячей воды многоквартирными домами не может быть определено. В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не прибыли. Имеющимися в материалах дела уведомлениями о вручении почтового отправления № 66013602284248, № 66013602284255 подтверждается надлежащее извещение истца и ответчика и времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. В силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие названных лиц. Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства. 14 ноября 2007 года между муниципальным унитарным предприятием «Енисейводоканал» г. Саяногорска (ресурсоснабжающая организация) и муниципальным унитарным предприятием «Служба Заказчика жилищно-коммунального хозяйства» г. Саяногорска (исполнитель) подписан договор № 125/07 о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод, т.1, л.д.15). Согласно пункту 1.1 договора ресурсоснабжающая организация обязуется осуществить передачу исполнителю через присоединенную сеть коммунальных ресурсов (холодной воды) и осуществлять прием сточных вод от него, а исполнитель обязуется принимать и оплачивать переданные коммунальные ресурсы и принятые от него сточные воды в соответствии с условиями настоящего договора. В соответствии с пунктами 2.1., 2.1.1., 2.1.3., 2.1.4. договора стороны обязались руководствоваться Гражданским и Жилищным кодексами Российской Федерации, действующими «Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации», «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», другими действующими законодательными и нормативными документами, принятыми в установленном порядке. Как следует из пункта 2.5.2 договора исполнитель имеет право выступать в роли представителя интересов коммунального сектора города Саяногорска, поселков Майна и Черемушки, которому предоставляются коммунальные услуги на основании договора управления. Согласно пункту 3.3. договора от 14 ноября 2007 года № 125/07 о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), в редакции протокола разногласий от 5 декабря 2007 года, протокола урегулирования разногласий от 21 января 2008 года и протокола согласования урегулирования разногласий от 30 января 2008 года (т.1, л.д. 20,31, 37), объемы и, соответственно, стоимость приобретенных коммунальных ресурсов и водоотведения определены ориентировочно. Уточненные данные по объемам холодной воды определяются ежемесячно: - по жилым домам, оборудованным общедомовыми приборами учета (ОПУ) – по показаниям общедомового прибора учета, - по жилым домам без приборов учета на вводе в здание – по нормативам потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления, исходя из количества проживающих (зарегистрированных) граждан, согласно данным паспортного стола. Уточненные данные по объемам водоотведения определяются ежемесячно: - по жилым домам, оборудованным ОПУ – как сумма объемов потребления холодной воды по показаниям общедомового прибора учета и объема потребления горячей воды по нормативам потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления, исходя из количества проживающих (зарегистрированных) граждан, согласно справок паспортного стола; - по жилым домам без приборов учета на вводе в здание – по нормативам потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления, исходя из количества проживающих (зарегистрированных) граждан, согласно данным паспортного стола. Корректировка по временно отсутствующим гражданам производится раз в квартал, в первом месяце следующем за отчетным периодом. Нормативы потребления коммунальных услуг в месяц утверждены постановлением Администрации города Саяногорска от 21 ноября 2006 года № 1926 (т.2, л.д. 22). Обращаясь с иском, истец полагает, что указанный пункт 3.3. договора является недействительным в связи с несоответствием пунктам 33, 56, 73 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года № 167. Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам. Согласно статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом, в том числе путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки. В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Как следует из искового заявления и уточнений к нему, истец считает не соответствующим закону пункт 3.3. договора от 14 ноября 2007 года № 125/07 о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключенного между ним и муниципальным унитарным предприятием «Енисейводоканал» г. Саяногорска. По смыслу данного договора муниципальное унитарное предприятие «Енисейводоканал» г. Саяногорска как ресурсоснабжающая организация обязалось осуществить передачу исполнителю через присоединенную сеть коммунальных ресурсов (холодной воды) и осуществлять прием сточных вод от него, а исполнитель обязуется принимать и оплачивать переданные коммунальные ресурсы и принятые от него сточные воды в соответствии с условиями настоящего договора. Оспариваемым Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 06.05.2009 по делу n А74-2694/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|