Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15.10.2007 по делу n А33-6526/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Красноярск

Дело №

А33-6526/2007/03АП-799/2007

«11» октября 2007 года

Резолютивная часть постановления объявлена «10» октября 2007 года.

Полный текст постановления изготовлен  «11» октября 2007 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Колесниковой Г.А.

судей: Бычковой О.И., Демидовой Н.М.

при ведении протокола судебного заседания секретарем  Скрипниковой И.П.

при участии:

от МИФНС № 10 по Красноярскому краю: Ступака В.Н., представителя по доверенности от 02.04.2007,

от ООО «Электрокомплекс»: Серебренникова Р.В., представителя по доверенности № 186 от 15.05.2007,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Красноярскому краю

на решение Арбитражного суда Красноярского края от «30» июля 2007 года по делу № А33-6526/2007, принятое судьей Куликовской Е.А.,

установил:

 

Открытое акционерное общество «Электрокомплекс» (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Красноярскому краю (далее – налоговый орган, ответчик) о при­знании недействительным решения № 16051 от 31.01.2007 о взыскании налогов, сборов, пе­ни, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента-организации, инди­видуального предпринимателя в банках в части взыскания 46 941,74 руб. пени, начисленных на недоимку по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет Рос­сийской Федерации, 119 473,24 руб. пени, начисленных на недоимку по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 30.07.2007 заявленные требования удовлетворены, признано недействительным решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Красноярскому краю № 16051 от 31.01.2007 о взыскании налогов, сборов, пени, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщи­ка сборов)-организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента-организации, индивидуального предпринимателя в банках в части взыскания 46941,74 руб. пени, начисленных на недоимку по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в феде­ральный бюджет Российской Федерации, 119473,24 руб. пени, начисленных на недоимку по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Феде­рации, как противоречащее Налоговому Кодексу Российской Федерации.

Налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением от 30.07.2007 не согласен по следующим основаниям:

- поскольку ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрены основания для прекращения обязанностей налогоплательщика, то само по себе наличие недостатков в содержании требования не влечет за собой его недействительность. В требовании № 84141 указан размер и срок уплаты пени;

- одновременно с требованием № 84141 налогоплательщику были направлены расчеты пени, в которых указаны сумма недоимки, на которую начислены пени, период, за который они начислены, ставка пени. Доказательством направления расчетов является указание обществом в заявлении периодов начисления пени.

Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором с решением от 30.07.2007 согласно по следующим основаниям:

- предметом судебного разбирательства не являлось установление наличия либо отсутствия оснований для прекращения обязанности по уплате налога, а являлись  обстоятельства, связанные с соблюдением  налоговым органом процедура бесспорного взыскания;

- налоговым органом не представлено доказательств, что расчеты пени были направлены обществу одновременно с требованием № 84141 от 14.11.2006.

В судебном заседании представитель общества также сослался на нарушение налоговым органом срока взыскания пеней.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Согласно свидетельству серии 24 № 000854471 открытое акционерное общество «Электрокомплекс» зарегистрировано в качестве юридического лица администрацией г. Минусинска Красноярского края 28.12.1992 за № 342, о чем соответствующая запись внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 05.12.2002.

Требованием № 84141 от 14.11.2006 заявителю, в том числе предложено в добровольном порядке в срок до 05.12.2006 уплатить 46 941,74 руб. пени, начисленных на недоимку по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, 119 473,24 руб. пени, начис­ленных на недоимку по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъек­тов Российской Федерации. При этом, размер недоимки в указанном требовании не приведен.

Названное требование направлено обществу заказной кор­респонденцией 21.11.2006, что подтверждается списком заказных отправлений с документа­ми № 2630 от 17.11.2006. Факт получения требования общество не оспаривает.

Неисполнение заявителем указанного требования послужило основанием для принятия налоговым органом решения № 16051 от 31.01.2007 «О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов)-организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента-организации, инди­видуального предпринимателя в банках», согласно которому решено произвести взыскание налогов, сборов, пени, штрафов за счет денежных средств общества, в том числе пени в сумме 259 046,91 руб.

Считая названное решение незаконным, нарушающим права и законные инте­ресы налогоплательщика, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недейст­вительным в части взыскания 46 941,74 руб. пени, начисленных на недоимку по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет Российской Федерации, 119 473,24 руб. пени, начисленных на недоимку по налогу на прибыль организаций, зачис­ляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Ар­битражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществ­ляется на основе состязательности и равенства сторон.

Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установле­но, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно пункту 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Фе­дерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица над­лежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия ос­париваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Предметом рассмотрения в настоящем деле является законность решения № 16051 от 31.01.2007 «О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента-организации, инди­видуального предпринимателя в банках» в части начисления пени в сумме 46 941,74 руб. и 119 473,24 руб., порядок принятия которого урегулирован статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) в случае не­уплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога ис­полняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогопла­тельщика на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового пору­чения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в срок не позднее 5 дней после вынесения реше­ния о взыскании необходимых денежных средств (пункты 1, 2, 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации). В силу пункта 9 названной статьи положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога.

Таким образом, основанием для принятия  решения о взыскании налога и  пени за счет денежных средств налогоплательщика (общества) является неисполнение налогоплательщиком требования налогового органа об уплате налога и пени. Следовательно, оценивая законность решения налогового органа о взыскании задолженности по пене, суд оценивает соблюдение налоговым органом всей процедуры принудительного взыскания задолженности по налогу и пени.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, которой согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации признается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Следовательно, направление требования на уплату только пеней Налоговым кодексом РФ не предусмотрено, а предусмотрено однократное направление требования, содержащее одновременно  требование об уплате недоимки и соответствующей пени.

Пунктом 4 статьи  69 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требований налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

В силу статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пунктами 1 и 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору, а при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сборов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно пунктам 3, 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и определяется за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 Постановления от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что требование об уплате пени должно содержать сведения о размере недоимки, дате, с которой начинают начисляться пени (установленный законодательством срок уплаты налога), и ставке пени.

Исходя из анализа изложенных норм законодательства о налогах и сборах, под соответствующими пенями понимаются пени, начисленные на указанную в требовании недоимку по определенному сроку уплаты конкретного налога.

Таким образом,  требование об уплате пеней, начисленных за просрочку исполнения обязанности по уплате налога, должно быть направлено одновременно с требованием об уплате налога в установленный статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации срок и содержать в соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации сведения о размере недоимки, дате, с которой начинают начисляться пени, и ставке пени.

Однако, в нарушение указанных норм права требование № 84141 от 14.11.2006 в части предложения уплаты пени в сумме 46 941,74 руб. и 119 473,24 руб., не содержит указания на сумму недоимки по налогу на прибыль организаций, на которую на­числены пени, период начисления пеней, что не позволяет проверить правильность начисления пеней, то есть не позволяет налогоплательщику определить, за какой период и с какой суммы начислены пени, и влечет нарушение прав и законных интересов общества.

Доводы налогового органа о том, что о суммах недоимки, периодах начисления и ставке пени общество

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15.10.2007 по делу n А33-15032/2006. Решение отменить, дело рассмотреть по правилам рассмотрения в 1 инст.  »
Читайте также