Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.10.2007 по делу n А74-406/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

15 октября 2007 года

Дело №

А74-406/2007-03АП-569/2007

г. Красноярск

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кирилловой Н.А.

судей: Филиповой Л.В., Хасановой И.А.

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации муниципального образования город Сорск

на решение Арбитражного суда Республики Хакасия

от «12» июля 2007 года по делу № А74-406/2007

принятое  судьей  Мельник Л.И.

В судебном заседании участвовали:

от  Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации муниципального образования город Сорск – Шлапунова О.В., представитель по доверенности от  28.12.2006,

от открытого акционерного общества «Хакасэнергосбыт» - Чудогашев В.П., представитель по доверенности от 29.06.2007.

Протокол настоящего судебного заседания вела секретарь судебного заседания Тактаракова Ж.В.

Резолютивная часть постановления объявлена в судебном заседании 12 октября 2007 года. В полном объеме постановление изготовлено 15 октября 2007 года.

Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации муниципального образования город Сорск  (далее – Управление ЖКХ) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия  с иском  к открытому акционерному обществу «Хакасэнергосбыт»  (далее – ОАО «Хакасэнергосбыт») о понуждении заключить договор энергоснабжения.

До принятия решения к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Хакасский Сетевой ЭнергоКомплекс» (далее – ООО «Хакасский СЭК»),  муниципальное унитарное предприятие «СорскКомСервис» ( далее – МУП «СорскКомСервис»).

Решением  Арбитражного суда Республики Хакасия  от  12.07.2007 в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с данным решением, Управление ЖКХ обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, обязать ОАО «Хакасэнергосбыт» заключить договор энергоснабжения с истцом согласно заявлению от 09.10.2006.

В обоснование своих доводов Управление ЖКХ  указывает следующее:

- истец обращался к ответчику с заявлением о заключении договора энергоснабжения с приложением  всей необходимой документации;

- 02.10.2006 Администрацией г.Сорска за истцом закреплены объекты коммунального хозяйства на праве оперативного управления;

- факт заключения договора на техническое обслуживание данных объектов не может повлиять на принадлежность указанных объектов истцу на праве оперативного управления;

- в договоре  на техническое обслуживание от 28.06.2007, заключенном между Управлением ЖКХ и МУП «СорскКомСервис»,  не предусмотрена обязанность МУП «СорскКомСервис» нести бремя по оплате электрической энергии;

- судом первой инстанции сделан необоснованный вывод о  нарушении истцом части 3 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку  вопрос о получении дохода от  использования переданного на праве  оперативного управления имущества не исследовался.

ООО «Хакасский СЭК» и МУП «СорскКомСервис», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи  с чем апелляционная  жалоба рассматривается в их отсутствие.

В судебном заседании представитель Управления ЖКХ поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. ОАО «Хакасэнергосбыт» отзыв на апелляционную жалобу не представило, представитель ОАО «Хакасэнергосбыт» просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства: 

Управление ЖКХ зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия21.09.2006 за основным государственным регистрационный номером  1061903012302.

Согласно Положению об Управлении ЖКХ, принятому решением сессии Сорского городского Совета депутатов от 05.09.2006 № 376  Управление ЖКХ является структурным подразделением администрации муниципального образования город Сорск, осуществляющим межотраслевую координацию  и функциональное регулирование деятельности в области строительства, и архитектуры, градостроительства, жилищной политики, жилищно-коммунального комплекса и его реформирования, транспорта, энергетики и связи.

В соответствии с возложенными  основными задачами Управление ЖКХ формирует  и в установленном порядке заключает муниципальный заказ на выполнение работ  и оказание услуг жилищно-коммунального назначения, организует работу по отбору объектов ЖКХ и объектов социально-культурного назначения на капитальный ремонт и реконструкцию, принимает участие в приемке работ по их завершению (пункт 2.2.21 Положения).

На основании  договора о передаче объектов муниципальной собственности в оперативное управление от 02.10.2006 № 879/2/ЖКХ Администрация муниципального образования город Сорск передала Управлению ЖКХ по акту приема-передачи от 02.10.2007 в оперативное управление  следующее имущество: отопительную котельную (бытовки и химводподготовка), здание городской котельной, здания очистных сооружений, сооружения здания очистных, здание городской бани, водозабор Корчин Ключ, насосную III водоподъема.

03.10.2006 между Управлением ЖКХ (ссудодатель) и МУП «СорскКомСервис» (ссудополучатель) заключен договор безвозмездного пользования № 1/ЖКХ, в соответствии с условиями которого ссудодатель передает в безвозмездное временное пользование ссудополучателю оборудование, находящееся в вышеперечисленных объектах недвижимого имущества на срок  с 02.09.2006 по 01.08.2007.

Указанное оборудование передано МУП «СорскКомСервис» по актам приема-передачи от 03.10.2006.

07.10.2005 между ОАО «Хакасэнергосбыт» и МУП «СорскКомСервис» заключен договор энергоснабжения.

09.04.2007  между ОАО «Хакасэнергосбыт» и  МУП «СорскКомСервис» заключен договор купли-продажи электрической энергии № 37430.

28.04.2007 Управление ЖКХ и МУП «СорскКомСервис» подписали дополнительное соглашение о расторжении договора безвозмездного пользования от 03.10.2006 № 1/ЖКХ.

МУП «СорскКомСервис» возвратило оборудование  Управлению ЖКХ по акту приема-передачи от 28.04.2007.

На основании распоряжений главы муниципального образования  город Сорск от 02.07.2007 № 256-р, № 257-р, № 258-р оборудование, находящееся в очистных, котельной, городской бане, водозаборе Корчин Ключ передано в оперативное управление Управлению ЖКХ по актам приема-передачи от 06.07.2007 соответственно.

28.06.2007  между Управлением ЖКХ  (заказчик) и МУП «СорскТеплоКомплекс» (исполнитель)  заключен договор на оказание услуг по ремонту  и техническому обслуживанию оборудования зданий и сооружений № 10/ЖКХ, предметом которого является безвозмездное предоставление исполнителем заказчику комплекса услуг по ремонту, техническому обслуживанию и использованию оборудования зданий и сооружений городской котельной, очистных сооружений, городской бани, водозабора Корчин Ключ, насосной III водоподъема.

Указанное оборудование передано МУП «СорскТеплоКомплекс» по акту приема-передачи от 01.06.2007.

Как следует из пояснений истца и ответчика, между МУП «СорскТеплоКомплекс» и ОАО «Хакасэнергосбыт» 28.06.2007 заключен договор на снабжение указанных объектов электрической энергией.

09.10.2006  Управление ЖКХ обратилось в ОАО «Хакасэнергосбыт» с заявлением  о заключении договора электроснабжения следующих объектов: отопительной котельной, повысительной насосной  станции (ТНС-2), очистных сооружений, водозабора «Корчин ключ», насосной III водоподъема.

Письмом от 08.11.2006 № 6412 ОАО «Хакасэнергосбыт»  сообщило о  невозможности заключения договора энергоснабжения с Управлением ЖКХ, так как в затратах, включенных в тарифно-балансовое решение для ОАО «Хакасэнергосбыт» не предусмотрены средства на оплату услуг по передаче электроэнергии сетевому предприятию ООО «Хакасский СЭК» в объемах Управления ЖКХ, и предложило Управлению ЖКХ  представить договор оказания услуг по передаче электроэнергии с ООО «Хакасский СЭК».

Письмом от 26.01.2007 № 423 ОАО «Хакасэнергосбыт»  сообщило о невозможности заключения с Управлением ЖКХ договора энергоснабжения  в связи с отсутствием у Управления ЖКХ права от своего  имени осуществлять производственную и финансово-хозяйственную деятельность в сфере  энергоснабжения и возвратило представленную Управлением ЖКХ документацию.

Полагая отказ ОАО «Хакасэнергосбыт» от заключения публичного договора энергоснабжения необоснованным, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В силу пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации  договор энергоснабжения относится к публичным договорам, устанавливающим обязанность коммерческой организации по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.

Согласно пункту 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

В соответствии с пунктом 4  статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации при необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора , другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Таким образом, в предмет доказывания по спорам о понуждении заключить договор входят следующие обстоятельства:

- наличие условий, установленных законом, необходимых для заключения договора энергоснабжения;

- наличие проекта договора, содержащего условия, на которых подлежит заключению договор;

- факт уклонения обязанной стороны от заключения договора.

В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

В соответствии с пунктом 61 Правил  функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период  реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 31.08.2006 № 530 (далее – Правила) гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) с любым обратившимся к нему лицом в отношении точек поставки лиц, чьи энергопринимающие устройства находятся в границах зоны его деятельности.

В случае если в точках поставки на розничном рынке, в отношении которых заявитель намеревается заключить договор, не обеспечивается учет электрической энергии и оказанных услуг с использованием приборов учета, объем потребленной электрической энергии и оказанных услуг определяется в соответствии с утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии или с использованием одного из предусмотренных разделом XII настоящих Правил расчетных способов.

Таким образом, необходимым условием для заключения  договора энергоснабжения  является наличие у лица, которому будет поставляться электроэнергия, энергопринимающего устройства. При этом, в названных нормах не содержится обязательного требования, чтобы  названные энергопринимающие устройства  принадлежали на правах собственности именно абоненту.

Следовательно, довод ответчика о том, что энергопринимающие устройства не находятся во владении истца является необоснованным.

Соответствие энергопринимающего устройства  техническим требованиям должно  удостоверяться федеральным органом исполнительной власти  по государственному энергетическому надзору.

Доказательства того, энергопринимающие устройства Управления ЖКХ соответствуют техническим требованиям, заявителем не представлены.

Пунктом 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

В соответствии с пунктом 1  статьи 435 Гражданского кодекса Российской Федерации офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение ( пункт 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно статьям 541-544 Гражданского кодекса Российской Федерации существенными условиями договора энергоснабжения являются  количество энергии, режим

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.10.2007 по делу n А33-8228/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также