Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.03.2009 по делу n А74-2301/2008. Изменить решение

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

«13» марта 2009 года

Дело №

А74-2301/2008/03АП-215/2009

г. Красноярск

 

Резолютивная часть постановления объявлена «11» марта 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен  «13» марта 2009 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Колесниковой Г.А.,

судей: Демидовой Н.М., Первухиной Л.Ф.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия

на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от «12» декабря 2008 года по делу № А74-2301/2008, принятое судьей Журба Н.М.,

установил:

 

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 2 по Республике Хакасия (далее - налоговый орган, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (протокол судебного заседания от 12.12.2008), о взыскании с администрации муниципального образования Балыксинский сельсовет Аскизского района Республики Хакасия (далее – администрация, ответчик) пеней в сумме 586,58 руб., начисленных в связи с несвоевременной уплатой единого социального налога за 1, 2 и 3 кварталы 2007 года.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 12.12.2008 заявленные требования удовлетворены частично, с ответчика взыскана пеня за период с 16.04.2007 по 26.02.2008 в сумме  435,44 руб., а также государственная пошлина  в сумме 371 руб. 17 коп.

Налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение суда первой инстанции от 12.12.2008 в части начисления пени по единому социальному налогу за отчетный период, поскольку в соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 № 47 пени за просрочку авансового платежа должны начисляться со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты авансового платежа, следовательно, в случае неуплаты авансовых платежей по ЕСН пени будут начисляться с 16-го числа следующего месяца.

Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.

Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие сторон.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Администрация муниципального образования Балыксинский сельсовет Аскизского района Республики Хакасия зарегистрировано в качестве юридического лица 25 января  2006 года за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1061902000786.

18 апреля 2007 года администрация представила в налоговый орган расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу за 1 квартал 2007года, указав к уплате сумму налога, зачисляемого в федеральный бюджет в сумме 23 912 рублей: за январь – 8 731 рубль, за февраль – 7 121 рубль, за март – 8 060 рублей.

12 июля 2007года налогоплательщик представил соответствующий расчет за полугодие 2007года, в соответствии с которой сумма налога, зачисляемого в федеральный бюджет, за апрель  составила 7 332 рубля, за май – 8 987 рублей, за июнь – 7 792 рубля.

Из представленного налоговому органу 11 октября 2007года расчета за 9 месяцев 2007года следует, что в федеральный бюджет начислены следующие суммы авансовых  платежей : за июль – 7 101рубль, за август – 8 322 рубля, за сентябрь – 9 177 рублей.

Уточненные расчеты по авансовым платежам за указанные периоды были представлены администрацией 17 октября 2007года и 16 января 2008года. В соответствии с последними уточненными данными сумма авансовых платежей  указана в размере, исчисленном в первоначально поданных расчетах.

Проверив уточненные расчеты, налоговый орган предъявил администрации требование №619 по состоянию на 26 февраля 2008года об уплате 8 783 рублей недоимки по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет, и пеней в сумме 1 539 рублей 01 копейки, начисленных за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей.

В связи с неисполнением администрацией указанного требования в части уплаты пеней  налоговый орган обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением, уменьшив  в ходе рассмотрения сумму взыскиваемых пеней.

Единый социальный налог оплачен ответчиком в полном объеме 03.03.2008.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федера­ции каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно частям 1  и 2 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.

В силу части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23, пунктом 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации администрация является плательщиком единого социального налога (далее – ЕСН).

В соответствии со статьей 240 Налогового кодекса Российской Федерации  налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Пунктом 1 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

Согласно пункту 3 данной статьи в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

Указанной статьей Кодекса также установлено, что окончательная сумма авансовых платежей исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 Налогового кодекса. Кроме того, данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

Таким образом, законодатель установил, что разница между суммой налога и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных   авансовых платежей определяется по итогам  отчетного периода. Указанная разница подлежит уплате в срок, установленный для предоставления расчета по налогу, то есть не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Абзацем 2 пункта 3 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2007) предусмотрено, что в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 1 постановления от 26.07.2007 № 47 «О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование»   при применении абз.2 п. 3 ст. 58 Налогового кодекса Российской Федерации следует учитывать, что  порядок исчисления пеней не ставится в зависимость от того, уплачиваются ли соответствующие авансовые платежи в течение или по итогам отчетного периода, исчисляются ли они на основе налоговой базы, определяемой на в соответствии со статьями 53 и 54 Кодекса и отражающей реальные финансовые результаты деятельности налогоплательщика. Согласно п. 2 указанного постановления пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты - до момента наступления срока уплаты соответствующего налога.

С учетом изложенных норм права и разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод налогового органа о том, что пени за просрочку авансового платежа должны начисляться со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты авансового платежа, следовательно, в случае неуплаты ежемесячных  авансовых платежей по ЕСН пени начисляются с 16-го числа следующего месяца.

Указанный вывод также сделан в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.10.2006 № 8540/06, в котором указано, что поскольку уплата ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу производится не позднее 15-го числа следующего месяца, то и пени в отношении налогоплательщика, не уплатившего разницу между суммой налога и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, должны начисляться с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который должны быть уплачены авансовые платежи. Вместе с тем, Высший Арбитражный Суд пришел к выводу о том, что  страхователям, уплатившим указанную разницу в установленный срок, пени начисляться  не могут.

Таким образом, с учетом решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.10.2006 № 8540/06, постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 №47 «О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование», а также с учетом редакции статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации, действующей с 01.01.2007,  с учетом положений статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации, суд апелляционной  инстанции  полагает, что имеются основания для доначисления пени на ежемесячные авансовые платежи в случае неуплаты (неполной уплаты) по итогам отчетного периода разницы между суммой налога и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей.

Как следует из материалов дела, по итогам отчетных периодов (по срокам уплаты 20.04.2007, 20.07.2007 и 20.10.2007 ) разница между  авансовыми платежами и подлежащей уплате за отчетный период суммой ЕСН полностью уплачена не была ( а именно: несвоевременно уплачены авансовые платежи за март 2007 года, неполностью уплачены авансовые платежи за май-сентябрь 2007 года), то на ежемесячные авансовые платежи соответственно за март, май-сентябрь ( с учетом частичной уплаты)   подлежит начислению пеня.

Так, за первый квартал 2007 года администрацией исчислен ЕСН в размере 23 912 руб., в том числе: по сроку уплаты 15.02.2007 – 8 731 руб., по сроку уплаты 15.03.2007 – 7 121 руб., по сроку уплаты 15.04.2007 – 8 060 руб.

Администрацией в срок до 15.05.2007 уплачен ЕСН  в сумме 24 518 руб., в том числе, в срок до 20.04.2007 - в сумме 19 093 руб. Из представленного налоговым органом расчета следует, что     неполная уплата возникла в связи с несвоевременной уплатой авансовых платежей за март 2007 года (по сроку уплаты 15.04.2007).

Следовательно, основания для доначисления пени на авансовые платежи, подлежащие уплате по сроку 15.02.2007, 15.03.2007 ( то есть за январь и февраль 2007 года) отсутствуют. Однако, имеются основания для начисления пени за период  с 16.04.2007 по 15.05.2007 по ставке рефинансирования 0,035 % в сумме 35,54 руб. на авансовые платежи за март 2007 года согласно следующему расчету: 11,28 руб. (8 060 руб. (недоимка) х 4 дня (количество дней просрочки, с 16.04.2007 по 20.04.2007) х 0,035 %) + 24,08 руб. (5 294 руб. х 13 дней (с 21.04.2007 по 04.05.2007) х 0,035 %) + 0,18 руб. (52 руб. х 10 дней (с 05.05.2007 по 15.05.2007) х 0,035%).

За первой полугодие 2007 года администрацией начислено 48 023 руб. ( 23 912+ 24 111) ЕСН, уплачено  46 000 руб. (24 518 руб. + 21 482 руб.).

При этом, за второй квартал 2007 года  исчислен ЕСН в размере  24 111 руб., в том числе: по сроку уплаты 15.05.2007 – 7 332 руб., по сроку

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.03.2009 по делу n А33-15558/2006. Разрешить вопрос по существу (ч.5 ст.270, ст. 272 АПК)  »
Читайте также