Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15.02.2009 по делу n А33-4772/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Красноярск

Дело №

А33-4772/2008-03АП-3768/2008

«09» февраля 2009 года

Резолютивная часть постановления объявлена «02» февраля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен          «09» февраля 2009 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Борисова Г.Н.,

судей: Дунаевой Л.А., Первухиной Л.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,

при участии в судебном заседании:

от общества – Третьяковой Н.И., директора на основании приказа №1 от 09.01.2008;

от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю – Шевченко Г.Л., представителя по доверенности от 11.01.2009 №09кс1-6-03/0001, удостоверение №351 выдано 06.04.2007;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Риф» на решение Арбитражного суда Красноярского края от                                            «22» октября 2008 года по делу № А33-4772/2008, принятое судьей Михайловой Т.В.,

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью «Риф» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю (далее - управление) о признании недействительной оценки земельного участка, принадлежащего обществу, площадью 52 000 кв.м., расположенного по адресу: Красноярский край, территория Минусинского аэропорта, приведенной в государственном земельном кадастре, и об установлении стоимости земельного участка в размере 3 056 500 рублей.

Решением Арбитражного суда  Красноярского края  от 22 октября 2008 года в удовлетворении заявленного требования обществу отказано.

Общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.

Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом при решении вопроса о правомерности установленной кадастровой стоимости земельного участка, занимаемого обществом,  ошибочно не применены пункты 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и оценка рыночной стоимости земельного участка, произведенная  обществом с ограниченной ответственностью «Независимая экспертиза» в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности».

Общество указывает, что у него отсутствовала возможность обжаловать результаты проведения оценки для определения кадастровой стоимости земельного участка до ее утверждения постановлением Совета Администрации Красноярского края от 10.10.2005 №230-П, так как его не уведомили о проведении данной оценки.

По мнению общества, земельный участок, расположенный на территории  Минусинского аэропорта, не может быть сравнен с землями поселений или землями промышленности, поскольку имеет строго индивидуальное значение.

Управление в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами,   просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, полагая, что кадастровая стоимость земельного участка, занимаемого обществом, определена в соответствии с действующим законодательством

В судебном заседании 29 января 2009 года директором общества заявлено ходатайство об отложении судебного разбирательства для обеспечения участия в судебном заседании представителя общества Тырышкиной О.И. и представления дополнительных пояснений. Судом апелляционной инстанции заявленное ходатайство удовлетворено, в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  объявлен перерыв в судебном заседании до 11 часов 45 минут 02 февраля 2009 года.

После перерыва представители общества в судебное заседание не явились, поэтому в соответствии с частью 5 указанной статьи рассмотрение дела  продолжено в их отсутствие.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Индивидуальному частному предприятию «Риф» 17.03.1994 на основании решения Администрации Минусинского района от 08.12.1993 № 525-П выдано свидетельство № ККР-2500000851 на право бессрочного (постоянного) пользования 5,2 га земли для размещения производственной базы.

Согласно кадастровому плану земельного участка (выписке из государственного земель­ного кадастра) от 25.05.2006 № 25106-723 обществу с ограниченной ответственностью «Риф» (ранее - индивидуальному частному предприятию «Риф») на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит земельный  участок  с   кадастровым  номером  24:25 25   01 002:0147   (предыдущий   номер 24:25:250102:02) на территории Минусинского аэропорта Минусинского района Красноярского края, площадью 52 000 кв.м. для размещения производственной базы, кадастровой стоимостью 14 053 520 рублей.

Как следует из заявления, за указанный земельный участок обществом уплачивался  налог на землю, динамика которого составляла: за 2004 год - 14 825 рубля, за 2005 год - 16 307 рублей, за 2006 год - 210 802 рубля 80 копеек. Таким образом, в сравнении с 2004 годом налог вырос                       в 14,22 раза.

Исчисление земельного налога с 2006 года  зависит от кадастровой оценки земельного участка в соответствии со статьями 390 и 398 Налогового кодекса Российской Федерации.

Общество, не согласившись с кадастровой стоимостью земельного участка, обратилось в общество с ограниченной ответственностью «Независимая экспертиза», которым в Отчете                   № 02/08/04 «Об оценке рыноч­ной стоимости земельного участка» по состоянию на 08.04.2008 рыночная стоимость земельно­го участка площадью 52 000 кв.м., расположенного по адресу: Красноярский край, Минусин­ский район, территория Минусинского аэропорта, определена в размере 3 056 500 рублей.

Общество, считая, что  кадастровая стоимость земельного участка должна определяться от  рыночной стоимости этого земельного участка, фактически оспорило в судебном порядке действия управления по установлению кадастровой стоимости земельного участка. При этом заявитель полагает, что   стоимость земельного участка должна быть определена в размере 3 056 500 рублей.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.

Согласно статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации              граж­дане, организации и иные лица вправе обратится в арбитражный суд с заявлением о призна­нии недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному акту и наруша­ют их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической дея­тельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного право­вого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспаривае­мого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспаривае­мых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагает­ся на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 № 945                            «О государственной кадастровой оценке земель» государственному комитету Российской Федерации по земельной политике поручено провести в 1999-2001 годах государственную кадастро­вую оценку всех категорий земель на территории Российской Федерации для целей налого­обложения и иных целей, установленных законом. Рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Госу­дарственного комитета Российской Федерации по земельной политике принимать норматив­ные правовые акты, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки зе­мель, а также утвердить ее результаты.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).

Из пункта 1 Правил следует, что государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями. К указанным работам могут привлекаться лица, имеющие лицензию на осуществление оценочной деятельности.

В силу пунктов 4, 8 Правил государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.

Согласно пункту 10 названных Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Пунктом 11 Правил предусмотрено, что методические и нор­мативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастро­вой оценки земель, разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами по согласованию с уполно­моченным органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 20.03.2003 № П/49 утверждена Методика государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного спе­циального назначения (далее - Методика).

Согласно пункту 2 Методики в зависимости от применяемых методических подходов к определению кадастровой стоимости земельных участков виды использования земель промышленности и иного специального назначения объединяются в группы. Земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, входят в состав второй группы.

Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков, отнесенных ко второй группе, установлен в разделе 4 Методики, то есть нормативно закреплен и не может быть произвольным.

Из представленного в материалы дела «Отчета по государственной кадастровой оценке земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Красноярского края», выполненного обществом «Институт оценки собственности и финансовой деятельности», следует, что заявитель является землепользователем земельного участка площадью 5,2 га с удельным показателем кадастровой стоимости - 270,26 руб./кв. м.

Согласно кадастровому плану земельного участка с кадастровым номером 24:25:2501002:0147 данный земельный участок относится к категории земель промышленности и иного специального назначения, имеет вид разрешенного использования - «для размещения произ­водственной базы» и в соответствии с Методикой отнесен ко второй группе, вошел в кластер с недостаточной рыночной информацией.

В результате проведенных обществом с ограниченной ответственностью «Институт оценки собственности и финансовой деятельности» работ по оценке земельного участка общества, его кадастровая стоимость составила 14 053 520 рублей.

Результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности утверждены постановлением Совета администрации Красноярского края от 10.10.2005 №230-П                          «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленно­сти, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности земель иного специ­ального назначения на территории Красноярского

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15.02.2009 по делу n А74-2675/2008. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также