Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.10.2007 по делу n А33-6418/2007. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

28 сентября 2007 года

Дело №

А33-6418/2007/03АП-658/2007

г. Красноярск

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Колесниковой Г.А.,

судей: Бычковой О.И., Демидовой Н.М.

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска

на решение Арбитражного суда Красноярского края от «02» августа 2007 года по делу № А33-6418/2007, принятое судьей Трукшан Ж.П.,

по заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска

к государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ГОУ ВПО «СибЮИ МВД»)

о взыскании 636 835,40 руб. недоимки, пени

В судебном заседании участвовали:

от ГОУ ВПО СибЮИ МВД: Галимова М.А., представитель по доверенности № 28/10 от 26.09.2007,

от ИФНС по Советскому району г. Красноярска: Пудовкина Е.А.., представитель по доверенности № 04/17 от 09.02.2007.

Протокол настоящего судебного заседания велся  секретарем судебного заседания Снытко Е.А.

Резолютивная часть постановления объявлена в судебном заседании «26» сентября                                  2007 года. В полном объеме постановление изготовлено «28» сентября 2007 года.

Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска (далее – налоговый орган, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее – учреждение, ответчик) о взыскании 636 835,40 руб., в том числе: 615 757 руб. недоимки по налогу на имущество, 21 078,40 руб. пени.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 02.08.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой с указанным решением не согласен по следующим основаниям: учреждение не является органом внутренних дел (исполнительным органов власти), в котором предусмотрено прохождение такого вида федеральной государственной службы, как правоохранительная и не относится к силам, обеспечивающим безопасность; учреждение является самостоятельным юридическим лицом, в связи с чем должно исчислять и уплачивать налог на имущество.

Учреждение представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором с решением от 02.08.2007 согласно по следующим основаниям:

- СибЮИ МВД, осуществляя подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров органов внутренних дел, входит в систему органов, организаций и подразделений МВД России, через которую МВД России осуществляет свою деятельность по реализации задач, возложенных на органы внутренних дел. Кроме указанной функции, учреждение напрямую выполняет задачу по охране общественного порядка, возложенную на органы внутренних дел.

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке главы 34 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

29.08.2006, 17.10.2006, 07.11.2006 ответчиком в налоговый орган представлены уточненные налоговые декларации по налогу на имущество за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2006 года. Согласно данным декларациям налог на имущество исчислен в общей сумме 615 757 руб. В установленный срок налог учреждением не уплачен.

Налоговым органом ответчику направлены требования № 313708 по состоянию на 08.11.2006, № 324249 по состоянию на 23.11.2006 об уплате в бюджет задолженности по налогу на имущество в срок до 23.11.2006, 08.12.2006г. соответственно. Налоговым органом вынесены решения № 48987 от 21.12.2006, № 48988 от 21.12.2006 о взыскании за счет денежных средств учреждения 259 402,16 руб. налога, 2 301,84 руб. пени; 356 355 руб. налога, 18 776,56 руб. пени соответственно.

Поскольку недоимка и пени ответчиком не уплачены, налоговый орган обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной  жалобы исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

В соответствии  с п. 2, 8 ст. 45 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона №137-ФЗ от 27.07.2006)  взыскание налога и пени с организации, у которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке. Следовательно, налоговый орган правомерно 04.05.2007 обратился в арбитражный суд с соответствующим  заявлением.

В соответствии со статьей 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Феде­рации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взы­скании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанав­ливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, об­ратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыски­ваемой суммы.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что налоговый орган не доказал законность взыскания налога на имущество за первый квартал, полугодие, 9 месяцев 2006 года и пени  с ответчика, исходя из следующего.

Пункт 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей представлять в на­логовый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем нало­гам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодатель­ством о налогах и сборах, уплачивать законно установленные налоги. В соответствии с пп. 3 пункта 1 статьи  21 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложе­ния по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверитель­ное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтер­ского учета.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектами налогообложения: имущество, принадлежащее на праве хозяйствен­ного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, исполь­зуемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, предоставленные учредителем институту для его постоянной деятельности здания, строения и сооружения, относятся к федеральной собственности (свидетельство о внесении в реестр федерального имущества № 039355, выданное Министерством государственного имущества Российской Федерации; выписка из реестра федерального имущества № 06-3200/3338 от 12.04.2004), закреплено за ним на праве оперативного управления (пункт 6 Устава учреждения).

Доводы налогового органа о том, что учреждение не является органом внутренних дел (исполнительным органов власти), в котором предусмотрено прохождение такого вида федеральной государственной службы, как правоохранительная и не относится к силам, обеспечивающим безопасность, суд апелляционной инстанции признает необоснованными, исходя из следующего.

Согласно статье 12 Закона Российской Федерации от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности» силы обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; Государственную противопожарную службу, органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, в том числе, Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Согласно Положению «О Министерстве внутренних дел Российской Федерации», утвержденному  Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 № 927 Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции (п. 1 Положения).

МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, окружные управления материально-технического и военного снабжения, органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, представительства (представителей) МВД России за рубежом, иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска (п. 5 Положения).

Согласно подпункту 25 пункта 8 указанного Положения МВД России осуществляет полномочия по организации кадрового обеспечения системы МВД России, подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.1993 № 791-р Красноярская высшая школа МВД России включена в перечень федеральных образовательных учреждений МВД РФ. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 25.01.1999 № 153-р Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации является правопреемником Красноярской высшей школы МВД России (п. 1 Устава учреждения, учрежденного приказом МВД России  №190 от 22.02.2007).

Учредителем Сибирского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации является Правительство Российской Федерации, полномочия от имени которого осуществляет МВД России (п. 2 Устава учреждения).

Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации находится в непосредственном подчинении МВД России (п. 5 Устава учреждения).

Согласно пункту 8 Устава учреждения Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации входит в систему высшего профессионального образования МВД  России и осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел России.

Таким образом, учреждение входит в систему органов внутренних дел, поскольку создано для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска, а именно: осуществляет одну из функций МВД России - подготовку, переподготовку и повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел России. Наличие у ответчика статуса юридического лица в гражданско-правовых отношениях не исключает указанного статуса в публично-правовых отношениях, который позволяет учреждению выполнять возложенные на него задачи как органом внутренних дел.

Кроме того, учреждение непосредственно выполняет задачу по охране общественного порядка, возложенную на органы внутренних дел, в силу подпунктов 9, 10 пункта 19 Типового положения о Министерстве внутренних дел, Главном управлении, Управлении внутренних дел по субъекту Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 26.10.2006 № 846, пунктов 128.12 и 138.2 Устава учреждения.

Согласно статье 7 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Согласно п. 116 Устава учреждения, личный состав института состоит из постоянного и переменного состава. К постоянному составу относятся лица, проходящие службу в СибЮИ МВД как органе внутренних дел на должности рядового, младшего, среднего и старшего начальствующего состава, а также работники (вольнонаемные), должности которых предусмотрены штатным расписанием, утвержденным МВД России (п. 117 Устава института). К переменному составу института относятся курсанты, слушатели, студенты, адъютанты, докторанты и аспиранты, обучающиеся в институте (п. 118 Устава). Студентами являются лица, принятые на обучение на договорной (платной)

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.10.2007 по делу n А33-13619/2006. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также