Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.10.2007 по делу n А33-20388/2006. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Красноярск Дело № А33-20388/2006/03АП-699/2007 «28» сентября 2007 года Резолютивная часть постановления объявлена «28» сентября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен «28» сентября 2007 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Колесниковой Г.А. судей: Дунаевой Л.А., Демидовой Н.М. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Снытко Е.А. при участии: от МИФНС № 24 по Красноярскому краю: Белых А.В., представителя по доверенности от 27.03.2007, от МП г. Красноярска «Дирекция муниципальных общежитий»: Савиной В.З., представителя по доверенности № 79 от 07.09.2007, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Красноярскому краю на решение Арбитражного суда Красноярского края от «26» июля 2007 года по делу № А33-20388/2006, принятое судьей Хох Н.Н., установил:
Муниципальное предприятие города Красноярска «Правобережная дирекция муниципальных общежитий» (далее - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Красноярска (далее - налоговый орган, ответчик) № 473, 476-477, 479-480 от 18.08.2006 в части пунктов 2, 2.1, 2.2, 4. Арбитражный суд Красноярского края по ходатайству ответчика в порядке, предусмотренном статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произвел замену ответчика: инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Красноярска ее правопреемником - межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 24 по Красноярскому краю (далее - налоговый орган, ответчик). Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26.07.2007 заявленные требования удовлетворены, признаны недействительными решения налогового органа № 473, 476-477, 479-480 от 18.08.2006 в части пунктов 2, 2.1, 2.2, 4. Налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением суда от 26.07.2007 не согласен по следующим основаниям: - заявитель, не являясь производителем и собственником тепловой энергии, электрической энергии, воды, не осуществляет распоряжение данным имуществом, т. е., не осуществляет реализацию данного имущества в понимании статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации, а также не оказывает услуг для целей налогообложения налогом на добавленную стоимость (не осуществляет деятельность, результаты которой реализуются в процессе ее осуществления). Заявитель также не является потребителем и перепродавцом энергоресурсов; - тарифы на энерго-, тепло-, водоснабжение устанавливались для конечного потребителя, снабжающими организациями данные услуги предоставлялись по ценам, соответствующим установленным для конечного потребителя тарифам; - оплата НДС в составе платы за коммунальные ресурсы за счет собственных средств предприятием не осуществлялась. Оплата производилась за счет средств населения и за счет средств бюджета. Предприятие не понесло реальных затрат по уплате заявленного к вычету НДС. В судебном заседании представитель налогового органа пояснила, что спор носит теоретический характер, документы, подтверждающие правомерность вычетов, налоговым органом не исследовались. Предприятие представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором с решением от 26.07.2007 согласно по следующим основаниям: - предприятие является исполнителем коммунальных услуг, которые являются объектом налогообложения НДС; - денежные средства, поступающие на покрытие убытков, являются доходами налогоплательщика; а деньги, полученные налогоплательщиком от потребителей коммунальных услуг, являются его выручкой. Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Рассмотрев имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции установил следующие имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства. 24.03.2006, 01.06.2006, 20.04.2006, 18.05.2006 заявителем в налоговый орган представлены уточненные налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2005 года, январь, февраль, март, апрель 2006 года, в которых отражены следующие суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные от реализации товаров (работ, услуг): за 4 квартал 2005 года - 209 780 руб., январь 2006 года - 667 554 руб., февраль 2006 года - 735 528 руб., март 2006 года - 1 013 098 руб., апрель 2006 года - 831 964 рубля. С учетом заявленного налога к вычету в общей сумме 6 089 438 руб. (за 4 квартал 2005 года - 8090 руб., январь 2006 года - 864 438 руб., февраль 2006 года - 2 721 048 руб., март 2006 года - 1 213 712 руб., апрель 2006 года - 1 282 150 руб.), суммы налога к возмещению из бюджета составили: за январь 2006 года- 196 884 руб., февраль 2006 года- 1 985 520 руб., март 2006 года-200 614 руб., апрель 2006 года - 450 186 руб.; к уплате за 4 квартал 2005 года - 201 690 рублей. Налоговым органом по результатам камеральной проверки названных налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость принято решение № 473, 476-477, 479-480 от 18.08.2006, в котором налоговый орган: 1) отказал заявителю в применении налоговых вычетов по НДС в общей сумме 5 074 130 руб. (за январь 2006 года - 274 792 руб., февраль 2006 года - 2 688 778 руб., март 2006 года - 1 043 723 руб., апрель 2006 года - 1 066 837 руб.) (пункт 2 резолютивной части решения); 2) начислил к уплате в бюджет налог на добавленную стоимость в общей сумме 3 023 434 руб. (по сроку уплаты 20.03.2006 в сумме 2 346 499 руб.; по сроку уплаты 20.04.2006 в сумме 235 579 руб.; по сроку уплаты 20.05.2006 в сумме 441 356 руб.) (пункт 2.1. резолютивной части решения); 3) уменьшил в лицевой карточке налогоплательщика НДС в общей сумме 534 365 руб., в том числе 151 570 руб. (по сроку уплаты 20.01.2006), 382 795 руб. (по сроку уплаты 20.02.2006) (пункт 2.2. резолютивной части решения); 4) предложил внести соответствующие исправления в бухгалтерский учет (пункт 4 резолютивной части решения). Предприятие, считая решение инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Красноярска №473, 476-477, 479-480 от 18.08.2006 незаконным, нарушающим права и законные интересы налогоплательщика, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам. В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений. В соответствии с пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ предусмотрено, что реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации является объектом обложения налогом на добавленную стоимость. Реализацией товаров, работ, услуг организацией признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (статья 39 Налогового кодекса Российской Федерации). При этом под услугой, в рамках налогового законодательства, понимается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (пункт 5 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Исключив из налогооблагаемой базы, то есть общей стоимости реализованных потребителям жилищно-коммунальных услуг услуги по холодному и горячему водоснабжению, канализации, теплоснабжению, электроснабжению на сумму 14 361 448,82 руб. и уменьшив сумму НДС, начисленную по реализации, на 2 585 061 руб., налоговый орган ссылается на то, что предприятие не оказывает услуг для целей налогообложения налогом на добавленную стоимость. Исходя из оценки правоотношений по обеспечению населения холодным и горячим водоснабжением, тепло и энергоснабжением и с учетом действовавшего в спорный период гражданского законодательства суд апелляционной инстанции полагает, что общество является исполнителем коммунальных услуг. Так, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации № 1099 от 26.09.1994 (действовавшим в спорный период) исполнителем коммунальных услуг являются: предприятия или учреждения, в собственности, полном хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры и в обязанности которых входит предоставление потребителю коммунальных услуг, или предприятия и учреждения, уполномоченные выполнять функции исполнителя - для потребителей, проживающих в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; предприятие, предоставляющее потребителю коммунальные услуги, - для потребителей, проживающих в частном жилищном фонде. Согласно пункту 1.5 указанных Правил исполнитель обязан предоставить потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора, а также информации об услугах, предоставляемых исполнителем. Потребительские свойства и режим предоставления услуг должны соответствовать установленным нормативам: по теплоснабжению - температуре воздуха в жилых помещениях при условии выполнения мероприятий по утеплению помещений согласно действующим нормам и правилам; по электроснабжению - параметрам электрической энергии по действующему стандарту; по холодному водоснабжению - гигиеническим требованиям по свойствам и составу подаваемой воды, а также расчетному расходу воды в точке разбора; по горячему водоснабжению - гигиеническим требованиям по составу, свойствам и температуре нагрева подаваемой воды, а также расчетному расходу воды в точке разбора; по канализации - отведению сточных вод. Следует отметить, что понятие, функции и предмет деятельности исполнителей коммунальных услуг и ресурсоснабжающих организаций четко разграничен в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, вступивших в силу 09.06.2006, в которых даны нормативные определения таких понятий, как коммунальные услуги (в состав которых входит, в том числе, деятельность по всем видам энергоснабжения), исполнитель, потребитель, ресурсоснабжающая организация, коммунальные ресурсы. Согласно п. 5 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями. Из анализа приведенных положений Правил предоставления коммунальных услуг следует, что ресурсоснабжающие организации осуществляют продажу коммунальных ресурсов; исполнитель (предприятие) имеет особый статус в жилищно-коммунальной сфере хозяйства и оказывает коммунальные услуги в виде деятельности по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению потребителям. Следовательно, ресурсоснабжающая организация не является исполнителем и не оказывает коммунальные услуги, а только осуществляет продажу коммунальных ресурсов, в том числе исполнителям коммунальных услуг. Как следует из материалов дела, заявитель является муниципальным предприятием, имеет на балансе 51 общежитие. Муниципальные предприятия относятся к коммерческим предприятиям, отвечающим по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом (статьи 50, 113, 114 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 3.2 Устава Предприятия). Согласно пунктам 2.1 Устава предприятия, предметом деятельности последнего является оказание услуг по содержанию, текущему ремонту и эксплуатации жилого фонда муниципальных общежитий. Постановлением Администрации г. Красноярска от 01.02.2000 № 48 «Об управлении муниципальным жилищным фондом г. Красноярска» (действовавшим в спорный период) утверждены Положение об условиях технического обслуживания жилых помещений и предоставления коммунальных услуг в домах муниципального жилищного фонда, находящиеся в собственности граждан, и Положение о порядке и условиях социального найма жилых помещений, находящихся в муниципальном жилищном фонде социального использования г. Красноярска, согласно которым собственнику (нанимателю) обеспечивается предоставление коммунальных услуг, в том числе: теплоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, канализации. Исполнителем по договору на техническое обслуживание жилых помещений и предоставление коммунальных услуг названо муниципальное жилищно-эксплуатационное Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.10.2007 по делу n А33-8069/2007. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|