Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.12.2008 по делу n А33-6203/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Красноярск

Дело №

А33-6203/2008-03АП-3208/2008

«15» декабря  2008 г.

Резолютивная часть постановления объявлена «12» декабря 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен «15» декабря  2008 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Бычковой О.И.

судей: Борисова Г.Н., Первухиной Л.Ф.

при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Станько О.П.,

с участием представителей:

заявителя –  Паркаля А.В. по доверенности от 21.12.2007 №О-6710,

администрации  города Красноярска – Савченко О.В. по доверенности от 12.02.2008 №01-1486,

Управления архитектуры администрации  города Красноярска – Ляховской Ю.Н. по доверенности от 18.04.2008 №7958,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Топалян Гоарик Погосовны

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «19» августа 2008 года по делу № А33-6203/2008, принятое судьей Фроловым Н.Н.,

 

установил:

 

индивидуальный предприниматель Топалян Гоарик Погосовна обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту градо­строительства администрации г. Красноярска и  Управлению архитектуры администрации г. Красноярска о признании незаконным решения, принятого на архитектурно-планировочной комиссии  17.09.2007 (протокол №35),  об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Маерчака,104.

Определением арбитражного суда от 19.06.2008 произведена замена Депар­тамента градостроительства администрации города Красноярска на администрацию города Крас­ноярска.

Решением Арбитражного суда Красноярского края  от 19 августа 2008 года в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, Топалян Г.П. обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об  удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе предприниматель Топалян Г.П.  ссылается на следующие доводы:

- в соответствии с пунктом 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации обеспечение охраны водных объектов и оборудование их соответствующими сооружениями на стадии предварительного согласования предоставления земельного участка не требуется, в связи с чем, возложение на заявителя обязанности по представлению доказательств, подтверждающих обеспечение охраны водных объектов на указанной стадии, является неправомерным;

-   факт нахождения испрашиваемого земельного участка на землях запаса не является законным основанием для отказа в предварительном согласовании размещения временного сооружения, поскольку действующее законодательство не предусматривает запрета на размещение временных сооружений на землях запаса после перевода их в иную категорию по заявлению заинтересованного лица.

Администрация города Красноярска представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

  Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.

Топалян Гоарик Погосовна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, о чем в Единый государственный  реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за основным государственным регистрационным номером 306246332000031, выдано свидетельство серии 24 №004435047.

    Топалян Г.П. 29.08.2007 обратилась в Департамент градостроительства администрации города Красноярска с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения (для строительства) временного сооружения - открытого склада, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Маерчака,104, и предоставления его в аренду.

Письмом от 19.09.2007 №Т-6954 Управление архитектуры администрации  города Красноярска  сообщило Топалян Г.П. о том, что вопрос об увеличении земельного участка, расположенного по ул. Маерчака,104 в Центральном районе, предоставленного распоряжением администрации города Красноярска от 30.03.2005 №444-недв, повторно рассмотрен на архитектурно-планировочной комиссии №35 от 17.09.2007. В связи с тем, что заявленный участок расположен в водоохраной зоне реки Кача, и кроме того, распоряжением администрации города Красноярска от 14.01.2000 №9-недв данный земельный участок переведен в земли запаса города, согласование вопроса не пред­ставляется возможным.

Считая, что решение об отказе в согласовании выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения  временного сооружения, оформленное протоколом архитектурно-планировочной комиссии №35 от 17.09.2007, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Топалян Г.П., последняя обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании решения недействительным.

   Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Анализ статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Как следует из материалов дела, предприниматель Топалян Г.П. оспаривает решение об отказе в выборе земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Маерчака,104, и предварительном согласовании места размещения временного сооружения, оформленное в протоколе заседания архитектурно-планировочной комиссии от 17.09.2007  №35.

В качестве подтверждения правомерности принятия оспариваемого решения администрация  города Красноярска  и Управление архитектуры администрации  города Красноярска  должны доказать:

-  наличие полномочий на принятие решения об отказе;

-   законность оспариваемого решения.

Правовой статус органов местного самоуправления регулируется Федеральным законом от 28.08.1995 №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно статье 1 указанного закона к органам местного самоуправления относятся выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. К вопросам местного значения  относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктами 9, 11 пункта 2 статьи 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  к вопросам местного значения относятся, в том числе, регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований,  контроль за использованием земель на территории муниципального образования.

Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации,  предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Таким образом, администрация города Красноярска  как орган местного самоуправления  является уполномоченным органом на решение вопросов о предоставлении земельных участков в аренду, оспариваемое решение принято в рамках предоставленных полномочий.

Согласно разделу 5 протокола заседания архитектурно-планировочной комиссии от 17.09.2007 №35 комиссией рассмотрена заявка Топалян Г.П. на предоставление земельного участка (ул. Маерчака, 104)  для строительства объекта – складская база. Принято решение об отказе. В качестве основания отказа указано - нарушение статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, границы земель запаса.

Письмом от 19.09.2007 №Т-6954 Управление архитектуры администрации  города Красноярска  сообщило Топалян Г.П. о том, что согласование вопроса об увеличении земельного участка не пред­ставляется возможным в связи с тем, что заявленный участок расположен в водоохраной зоне реки Кача и  переведен в земли запаса города.

Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение об отказе в выборе земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Маерчака,104, и предварительном согласовании места размещения временного сооружения, оформленное в протоколе заседания архитектурно-планировочной комиссии от 17.09.2007  №35, не соответствует действующему законодательству в силу следующего.

В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

В спорный период правовые основы предоставления земельных участков в аренду для размещения временных сооружений на территории города Красноярска устанавливались Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции от 19.06.2007),  Положением о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска, утвержденным постановлением администрации  города Красноярска от 30.03.2004 №140 (в редакции от 29.07.2008).

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации  предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.

Согласно пунктам 1.2, 1.3 Положения о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска под временными сооружениями в настоящем Положении понимаются сборно-разборные сооружения из быстровозводимых конструкций, перемещение которых возможно без несоразмерного ущерба их назначению. К временным сооружениям относятся, в том числе, открытый склад - временное сооружение, выполненное в едином архитектурно-пространственном исполнении, состоящее из навесов, павильонов, предназначенное для складирования.

Порядок подготовки и согласования правовых актов администрации города на размещение временных сооружений регулируется разделом III указанного Положения.

Согласно пунктам 3.1 – 3.6 Положения юридические и физические лица, желающие разместить временные сооружения, обращаются в департамент градостроительства администрации города Красноярска с заявлением и приложенными к нему схемой размещения сооружения, сведениями о функциональном назначении сооружения, о юридическом статусе и реквизитах заявителя.

Комитет по архитектуре и градостроительству администрации города при получении заявления из департамента градостроительства в 7-дневный срок осуществляет подготовку представленных заявителем документов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.12.2008 по делу n А33-10758/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также