Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.09.2007 по делу n А33-28814/2005. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

26 сентября 2007 года

Дело №

А33-28814/2005-03АП-665/2007

г. Красноярск

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кирилловой Н.А.

судей: Филиповой Л.В., Хасановой И.А.

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу  муниципального учреждения здравоохранения «Городская больница № 1»

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «13» июля 2007  года по делу № А33-28814/2005

принятое  судьей  Аболмасовой Л.С.

В судебном заседании участвовали:

от муниципального учреждения здравоохранения «Городская больница № 1» - Окладникова Е.М., представитель по доверенности от 21.09.2007,

от Совета администрации Красноярского края – Смирнова И.А., представитель по доверенности от 22.12.2006,

от Военного комиссариата Советского и Центрального районов города Красноярска – Огнева Н.К., представитель по доверенности от 25.06.2007,

от Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю – Егоркина М.А., представитель по доверенности от 11.01.2007.

Протокол настоящего судебного заседания вела секретарь судебного заседания Шкреба К.В.

Резолютивная часть постановления объявлена в судебном заседании 24 сентября 2007 года. В полном объеме постановление изготовлено 26 сентября 2007 года.

муниципальное учреждение здравоохранения «Городская больница № 1» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Военному комиссариату Центрального района г. Красноярска о взыскании  54 349 руб. 36 коп. задолженности по договору об оказании медицинских услуг от 20.04.2005.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Военный комиссариат Красноярского края, Сибирский военный округ, Совет Администрации Красноярского края, краевой фонд обязательного медицинского страхования.

Определением от 09.03.2007 произведена замена ненадлежащего ответчика, Военного комиссариата Центрального района г. Красноярска, на надлежащего - Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления  федерального казначейства по Красноярскому краю (далее – Минфин РФ), принято изменение основания иска, в котором истец просит взыскать имеющуюся задолженность на основании Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Определением от 09.04.2007 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: военный комиссариат  Советского района г. Красноярск и военный комиссариат Центрального района г. Красноярска.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13.07.2007 в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с данным решением, муниципальное учреждение здравоохранения «Городская больница № 1», обратилось с апелляционной жалобой, в которой  просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, мотивируя следующим:

-  истец в 2005 году проводил обследование больных, направляемых Военным комиссариатом Центрального района г. Красноярска в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;

-  в целях проведения обследования больных был заключен договор на оказание услуг от 20.04.2006, который впоследствии был признан недействительным решением Арбитражного суда Красноярского края;

- наличие задолженности по оплате оказанных истцом услуг подтверждается  картами стационарных больных  за период с 01 января по 31 августа 2005 года, направлениями военкомата,  актом сверки, подписанным военкоматом и больницей, счетами-реестрами;

- финансирование медицинского освидетельствования, медицинского обследования, связанных с исполнением гражданами воинской обязанности  осуществляется в порядке, определяемом  Правительством РФ, за счет средств федерального бюджета;

- истцом взыскивается задолженность за 2005 год, в то время как изменения, внесенные в Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», касающиеся порядка финансирования  обследования граждан ( в соответствии с законодательством РФ об охране здоровья граждан) вступили в силу с 01.01.2006;

- взыскиваемая сумма должна восстановить денежные средства Фонда обязательного медицинского страхования, которые истец использовал не по целевому назначению для проведения обследования граждан в связи с исполнением ими воинской обязанности.

Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю (далее – Минфин РФ) против удовлетворения апелляционной жалобы возражает в связи со следующим:

- исходя из содержания Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации от 01.12.2004 № 704( действующих после 01.01.2005), затраты на реализацию лечебно-оздоровительных мероприятий в отношении призывников не входят  в компенсацию из средств федерального бюджета;

- действие пункта 3 статьи 16 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в части финансирования медицинского обследования и лечебно-оздоровительных мероприятий за счет средств федерального бюджета приостановлено с 01.01.2004 по 31.12.2004, а впоследствии данная норма признана утратившей силу пунктом 7 статьи 18 Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации…»;

- при подписании договора об оказании медицинских услуг от 14.04.2005 № 87-05, военный комиссариат как бюджетное учреждение, принял на себя дополнительные обязательства, финансирование которых в 2005 году за счет средств федерального бюджета не предусмотрено;

- медицинское обследование и лечение граждан, подлежащих постановке на воинский учет или призыву на военную службу, является одной из мер, направленных на реализацию государственной гарантии права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;

- истец не представил доказательств того, что  медицинская помощь, оказанная призывникам по направлениям военкомата, с указанием предварительного диагноза, оказана по заболеваниям, входящим в базовую программу обязательного медицинского страхования, предусматривающую бесплатное оказание медицинских услуг по диагностированию  (обследованию) и лечению  по плановым мероприятиям;

- медицинские услуги оказывались не военкомату, а призывникам;

- в ходе рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции истец  одновременно изменил предмет и основание иска;

- возмещение затрат на оказание медицинской помощи призывникам должно производиться в общем порядке за счет средств ФОМС;

- Минфин  РФ не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в силу статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетополучателя, принятым сверх лимитов бюджетных обязательств, несет главный распорядитель средств федерального бюджета – Министерство обороны Российской Федерации.

Совет администрации Красноярского края считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим:

- требования истца основаны на Положении о финансировании расходов, связанных с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.03.2001 № 157, которое признано утратившим  силу с 01.01.2005;

- истец проводил обследование граждан-призывников, направляемых Военным комиссариатом Центрального района г. Красноярска только при наличии страхового полиса обязательного медицинского страхования, что фактически предусматривало возможность оплаты лечения за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования РФ;

- материалами дела подтверждается, что истец получил денежные средства из ФОМС в счет полного возмещения понесенных расходов на обследование призывников по указанному договору возмездного оказания медицинских услуг, следовательно, задолженность по оплате оказанных услуг фактически отсутствует ;

- с 01.01.2006 финансовое обеспечение медицинского обследования граждан в связи с исполнением ими воинской обязанности осуществляется в соответствии с законодательством РФ об охране здоровья  граждан, что предполагает проведение медицинских обследований призывников на условиях предоставления  медицинских услуг по обязательному медицинскому страхованию.

Военный комиссариат Советского и Центрального районов города Красноярска против удовлетворения апелляционной жалобы возражает,  ссылаясь на следующее:

- Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 порядок возмещения расходов на проведение медицинского обследований не установлен;

- медицинское обследование граждан, подлежащих призыву на военную службу, является одной из мер, направленных на реализацию государственной гарантии прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;

- подписывая договор об оказании медицинских услуг, военный комиссариат  принял на себя дополнительные денежные обязательства, финансирование которых в 2005 году за счет средств федерального бюджета не предусмотрено.

Третьи лица, Военный комиссариат Красноярского края, Сибирский военный округ, Краевой фонд обязательного медицинского страхования, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (уведомления №№98263, 98264, 98265), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие.

В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзывах на апелляционную жалобу.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства: 

20.04.2005 между муниципальным учреждением здравоохранения «Городская больница № 1»  (исполнитель) и военным комиссариатом Центрального района г. Красноярска ( в настоящее время – военный комиссариат Советского и Центрального районов г. Красноярска, заказчик) подписан договор  об оказании медицинских услуг, в соответствии с условиями которого  исполнитель обязуется проводить необходимые обследования в условиях стационара и амбулаторно больным, направленным районным комиссариатом в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции от 01.12.2004), Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе».

Согласно пункту 4.1 Договора  оплата проведенных обследований производится заказчиком в пятидневный срок с момента  поступления  финансовых средств на его счет по счетам-фактурам исполнителя, которые выписываются на основании сводного реестра в соответствии с действующими тарифами, утвержденными Согласительной комиссией системы обязательного медицинского страхования Красноярского края.

За период с июня по август 2005 года исполнитель осуществил медицинское обследование  граждан по направлению заказчика. Общая стоимость оказанных медицинских услуг составила 54 349 руб. 36 коп.

Для оплаты оказанных услуг исполнителем выставлены следующие счета-фактуры:

- от 15.06.2005 № 352 на сумму 2 111 руб. 68 коп.;

- от 15.06.2005 № 353 на сумму 8 712 руб. 40 коп.;

- от 15.06.2005 № 354 на сумму 8 550 руб. 29 коп.;

- от 15.06.2005 № 355 на сумму 6 904 руб. 22 коп.;

- от 15.06.2005 № 356 на сумму 2 253 руб. 75 коп.;

- от 15.06.2005 № 357 на сумму 11 113 руб. 72 коп.;

- от 30.06.2005 № 396 на сумму 8 434 руб. 33 коп.;

- от 29.07.2005 № 449 на сумму 4 026 руб. 87 коп.;

- от 31.08.2005 № 510 на сумму 2 342 руб. 07 коп.

Согласно акту сверки за период с 01.01.2005 по 31.08.2005, подписанному исполнителем и заказчиком, сумма задолженности военного комиссариата за оказанные услуги составляет 54 349 руб. 36 коп.

Непогашение указанной задолженности явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 05.04.2006  вышеуказанный договор признан недействительным.

При проведении проверки использования средств обязательного медицинского страхования  (ОМС) в  муниципальном учреждении здравоохранения «Городская больница № 1» Красноярским краевым фондом обязательного медицинского страхования установлено  нецелевое использования средств ОМС, в том числе на обследование граждан в связи с постановкой на военный учет в сумме 75 763 руб.

Согласно акту проверки от 04.05.2007, составленному Красноярским краевым фондом обязательного медицинского страхования,  денежные средства муниципальным учреждением здравоохранения «Городская больница № 1» восстановлены не были, 18.05.2007 истцу выдано предписание об устранении выявленных нарушений.

В ходе судебного разбирательства была произведена замена ненадлежащего ответчика - Военного комиссариата Центрального района города Красноярска на надлежащего  - Минфин РФ, истец изменил основание иска и просит  взыскать 54 349 руб. 36 коп. задолженности, возникшей в связи с реализацией  Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Истец полагает, что указанная задолженность в силу Федерального закона  «О воинской обязанности и военной службе», Постановления Правительства  РФ от 01.12.2004 «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»  должна быть оплачена из средств федерального бюджета.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона № 53-ФЗ от 28.02.1998 «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.09.2007 по делу n А33-6613/2007. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также