Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.06.2015 по делу n А33-23932/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
01 июля 2015 года Дело № А33-23932/2014 г. Красноярск
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2015 года. Полный текст постановления изготовлен 1 июля 2015 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего - Петровской О.В., судей: Бабенко А.Н., Белан Н.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Каверзиной Т.П., при участии: от ответчика (общества с ограниченной ответственностью «Бриг»): Харлашина Д.И., представителя по доверенности от 01.06.2015; Работько П.В., на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, паспорт серии 04 02 № 415115; от истца (Прокурора Красноярского края): Марченко И.В., служебное удостоверение от 06.02.2015 ТО № 191550, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Бриг» на решение Арбитражного суда Красноярского края от 8 апреля 2015 года по делу № А33-23932/2014, принятое судьёй Данекиной Л.А., установил:
Прокурор Красноярского края обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Управлению жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации Туруханского района (далее по тексту - Управление ЖКХ и строительства) и к обществу с ограниченной ответственностью «Бриг» (ИНН 2465250455, ОГРН 1112468010698) (далее по тексту - общество «Бриг») о признании недействительным в силу ничтожности муниципального контракта №22 от 05.09.2014. Определением Арбитражного суда Красноярского края от 18.02.2015 Муниципальное образование Туруханского района в лице администрации Туруханского района привлечено в дело в качестве материального истца. Решением Арбитражного суда Красноярского края от 8 апреля 2015 года иск удовлетворен. Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в иске отказать по следующим основаниям. Вывод суда об исключении непреодолимой силы в связи с двухгодичной разницей в датах обследования конструкций школы (30.09.2012) и заключения спорного контракта (05.09.2014) не является обоснованным, так как время усугубило аварийность и опасность объекта. Судом сделан обоснованный вывод о том, что сезонный характер хозяйственной деятельности субъектов в условиях территорий Крайнего Севера является прогнозируемым и планируемым событием, и сам по себе не носит признаков чрезвычайных ситуаций и обстоятельств непреодолимой силы. Однако, само легальное определение чрезвычайной ситуации, приведенное в решении суда, предполагает, что чрезвычайная ситуация является следствием совокупности факторов, сложившихся на определённой территории, в обстановку, создающую угрозу нормальной жизнедеятельности лиц, проживающих в зоне чрезвычайной ситуации. Ввиду отдаленности и ограниченной транспортной доступности с. Фарково, непригодность здания школы к нормальной эксплуатации является чрезвычайной ситуацией для данной местности, так как в нем отсутствуют иные здания общественного назначения, в которых возможно ведение образовательной деятельности по обеспечению среднего школьного образования, право на которое гарантировано Конституцией РФ, а доставка школьников в другие учебные заведения невозможна из-за ограниченной транспортной доступности. Таким образом, судом неправильно истолкован пункт 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а вывод, изложенный в решении, об отсутствии обстоятельств чрезвычайности, срочности и непреодолимой силы, не соответствует обстоятельствам дела. Решением суда установлено, что «поскольку на момент рассмотрения дела работы по контракту выполнены, в силу их особенности в данном случае реституция исключена. Реституцию невозможно применить к сделкам, правовая природа которых не предполагает исполнение в виде передачи имущества» Указанный вывод суда выходит за пределы исковых требований, так как в исковом заявлении материально-правовое требование к ответчику сформулировано как признание сделки недействительной. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки в порядке статьи 167 ГК РФ истцом не заявлялось. Следовательно, суд первой инстанции при принятии решения вышел за пределы исковых требований и в нарушение ст. 168-170 Арбитражного кодекса Российской Федерации указал в мотивировочной части решения, что реституция исключена, тем самым принял решение по иску, который не заявлялся. Материальный истец (Администрация Туруханского района) подтвердила наличие обстоятельств для заключения контракта с единственным подрядчиком в силу пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ. Материальный истец и ответчик (Управление ЖКХ и строительства), надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения спора, в судебное заседание своих представителей не направили. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителей материального истца и ответчика (Управления ЖКХ и строительства). Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При повторном рассмотрении дела апелляционный суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора. Согласно заключению от 30.09.2012 №ФП-2012/09-3 по результатам обследования технического состояния строительных конструкций здания МКОУ «Фарковская средняя общеобразовательная школа», проведенного ООО «Фама Про», здание школы рекомендуется подвергнуть сносу с обязательным и неотложным осуществлением противоаварийных мероприятий по усилению и разгрузке перекрытий холла. Ссылаясь на названное заключение, прокурор обратился в суд с иском к МКОУ «Фарковская средняя общеобразовательная школа» и администрации Туруханского района о проведении противоаварийных мероприятий. Решением Туруханского районного суда Красноярского края от 28.12.2012 требования прокурора удовлетворены частично, суд обязал МКОУ «Фарковская средняя общеобразовательная школа» устранить нарушения Федерального закона «О техническом регламенте о безопасности зданий и сооружений» и провести противоаварийные мероприятия; администрацию Туруханского района суд обязал обеспечить МКОУ «Фарковская средняя общеобразовательная школа» зданием, отвечающим требованиям безопасности жизни и здоровья учащихся в срок до 31.12.2015. Решением Туруханского районного Совета депутатов Красноярского края от 23.12.2013 №26-374 «О районном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов» на 2014 год предусмотрено финансирование капитального ремонта здания МКОУ «Фарковская средняя общеобразовательная школа» в сумме 33 000 000 руб. Из письменного отзыва Администрации Туруханского района следует, что 23 мая 2014 года уполномоченным органом администрации Туруханского района объявлены торги на капитальный ремонт здания МКОУ «Фарковская средняя общеобразовательная школа», которые неоднократно приостанавливались. В связи с поданными ООО УК «Северсервис» жалобами на действия заказчика Управлением Федеральной антимонопольной службы выдавались предписания №449 от 16.06.2014, №503 от 02.07.2014, которыми на заказчика возложены обязанности внести изменения в документацию об электронном аукционе и продлить срок подачи заявок не менее чем на 7 и на 15 дней соответственно. Из пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что Решением Комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации Туруханского района Красноярского края №22 от 10.07.2014 установлена необходимость заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания МКОУ «Фарковская средняя общеобразовательная школа» без проведения аукциона, в связи с длительным сроком проведения мероприятий закупки и ограниченным сроком завоза строительных материалов. Распоряжением администрации Туруханского района Красноярского края от 10.07.2014 №338-р заказчику - Управлению ЖКХ и строительства предписано отменить закупку и на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заключить муниципальный контракт на выполнение ремонтных работ с единственным подрядчиком. Письмом от 30.07.2014 №15-БГ общество «Бриг» дало согласие на выполнение работ по капитальному ремонту здания МКОУ «Фарковская средняя общеобразовательная школа» по цене 20 000 000 рублей в срок до 01.12.2014 (л.д. 101 т.1). На основании подпункта 9 пункта 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и в соответствии с распоряжением администрации Туруханского района Красноярского края от 10.07.2014 №338-р между Управлением ЖКХ и строительства (заказчик) и обществом «Бриг» (подрядчик) заключен муниципальный контракт на капитальный ремонт МКОУ «Фарковская средняя общеобразовательная школа» №22 от 05.09.2014, по условиям которого заказчик поручает, а подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту МКОУ «Фарковская средняя общеобразовательная школа» в с. Фарково, Туруханского района, Красноярского края, в соответствии с техническим заданием (приложение №1 к контракту) (пункт 1.1 контракта). Работа по исполнению контракта проводится подрядчиком собственными силами из своих материалов и инструментов на собственном оборудовании в соответствии с условиями контракта, техническим заданием и сметной документацией (пункт 1.2 контракта). Пунктами 2.1, 2.2 контракта предусмотрено, что цена контракта определяется сводным сметным расчетом стоимости капитального ремонта (приложение №3.1 к контракту) и составляет 20 000 000 руб., является твердой (фиксированной) и определяется на весь срок исполнения контракта. В силу пункта 2.8 контракта оплата осуществляется поэтапно в соответствии с календарным графиком выполнения работ в безналичном порядке не позднее чем через 20 дней после подписания сторонами акта о приемке выполненных работ (форма №КС-2, форма №КС-3). Согласно пункту 3.1 контракта срок начала выполнения работ - с момента заключения контракта; срок окончания работ - 01.12.2014. На основании пункта 4.5 контракта приемка результата выполненных работ на месте осуществляется в течение 5 календарных дней с момента получения заказчиком от подрядчика письменного извещения о готовности этапа работ к сдаче и наличия в полном объеме исполнительной документации на выполненный объем работ. Сдача результата работ подрядчиком и их приемка заказчиком оформляются актами выполненных работ по форме №КС-2, справками о стоимости работ и затрат по форме №КС-3 подписанными обеими сторонами (пункт 4.6 договора). Пунктом 4.7 договора предусмотрено, что заказчик в течение 10 дней с момента получения от подрядчика акта о приемке выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат подписывает указанные документы, либо возвращает их с письменным мотивированным отказом с указанием замечаний и несоответствий, которые подрядчик обязан устранить в согласованные сторонами сроки. Во исполнение условий муниципального контракта подрядчиком выполнены, а заказчиком приняты работы по спорному контракту на сумму 19 999 520 руб. рублей, что подтверждается подписанными сторонами актом приемки выполненных работ по капитальному ремонту от 26.01.2015, актами о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справками о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 №1 от 15.09.2014 на сумму 6 552 495,95 руб., №2 от 26.01.2015 на сумму 13 447 024,05 руб.. Согласно письму Управления ЖКХ и строительства от 18.02.2015 №147 оплата работ по муниципальному контракту №22 от 05.09.2014 обществу «Бриг» произведена в сумме 6 552 495,95 руб. В остальной части обязательства заказчика по оплате не выполнены в связи с возбуждением исполнительного производства №1289/14/24072-ИП о запрете совершать действия по финансированию работ по муниципальному контракту №22 от 05.09.2014. Ссылаясь на то, что муниципальный контракт №22 от 05.09.2014 заключен с нарушением требований действующего законодательства, прокурор Красноярского края 26.11.2014 обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском о признании его недействительным в силу ничтожности. Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам. В соответствии со статьей 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность. Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации способами, в том числе путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки. В силу статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной. Пунктом 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.06.2015 по делу n А33-819/2015. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|