Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.04.2015 по делу n А74-7977/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)

 

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

17 апреля 2015 года

Дело №

 А74-7977/2014

г. Красноярск

 

Резолютивная часть постановления объявлена «08» апреля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен          «17» апреля 2015 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Юдина Д.В.,

судей: Морозовой Н.А., Севастьяновой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Астаховой А.И.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле (их представителей),

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «МРСК Сибири»

на решение Арбитражного суда Республики Хакасия

от «03» февраля 2015 года по делу № А74-7977/2014, принятое судьей Бова Л.В.,

установил:

открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (далее - общество, заявитель, ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - антимонопольный орган, ответчик, Управление, ИНН 1901021801, ОГРН 1031900519243) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным пункта 2 резолютивной части решения от 06.08.2014 по делу № 38-А-Т-14.

Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 15.12.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Горбунов А.П.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 03 февраля 2015 года в удовлетворении заявления отказано.

Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции несогласно по следующим основаниям:

- суд первой инстанции не учел, что в соответствии с пунктом 6 Правил технологического присоединения, для установления платы по договору об осуществлении технологического присоединения в размере 550 рублей необходимо одновременное выполнение трех условий: максимальная мощность не более 15 кВт; присоединение на уровне напряжения до 20 кВ; расстояние не более 300 (500) метров от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации необходимого заявителю класса напряжения;

- объекты электросетевого хозяйства филиала «Хакасэнерго» уровнем напряжения 0,38 кВ в радиусе 300 метров отсутствуют;

- суд первой инстанции ошибочно принял во внимание письмо ФСТ России от 15.07.2014 № ЕП-7582/12, поскольку указанные пояснения даны за пределами полномочий антимонопольного органа.

Антимонопольный орган представил отзыв на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

В адрес антимонопольного органа поступило заявление Горбунова А.П. на действия общества «МРСК Сибири», выразившиеся в навязывании в договоре об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 20.1900.59.14 невыгодных условий в части определения платы за технологическое присоединение и срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям.

Усмотрев в действиях общества признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Управлением были выданы предупреждения от 27.02.2014 № 05-1201/ко и № 05-1202/ко (т. 1 л.д. 68-69) о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в навязывании в договоре № 20.1900.59.14 невыгодных условий о стоимости и сроке выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям. Срок выполнения предупреждений был установлен до 21.03.2014.

21.03.2014 в адрес Управления поступили пояснения общества на предупреждения, в которых оно сообщило о том, что размер платы за технологическое присоединение, в том числе по договору № 20.1900.59.14 и период действия определены им верно, в соответствии с действующими Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.

Приказами Управления от 14.04.2014 № 142, 144 возбуждены дела № 38-А-Т-14, № 40-А-Т-14 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении общества.

Определениями антимонопольного органа от 28.04.2014 рассмотрение названных дел назначено на 02.06.2014.

Определением управления от 02.06.2014 дела № 28-А-Т-14, № 40-А-Т-14 объединены в одно производство, объединенному делу присвоен № 38-А-Т-14, рассмотрение дела № 38-А-Т-14 назначено на 23.07.2014.

Решением комиссии антимонопольного органа от 06.08.2014 по делу № 38-А-Т-14 положение, занимаемое обществом на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в границах электрических сетей в пределах объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих обществу, расположенных на территории Республики Хакасия, признано доминирующим (пункт 1); общество признано нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), а также подпункт «б» пункта 16, пункт 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, в части навязывания невыгодных условий о размере платы и сроке выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям № 20.1900.59.14 (пункт 2); предписание обществу решено не выдавать (пункт 3).

Данное решение получено заявителем 19.08.2014, что подтверждается отметкой входящей корреспонденции.

Не согласившись с вынесенным решением комиссии антимонопольного органа, общество оспорило его в арбитражном суде.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый пункт 2 резолютивной части решения от 06.08.2014 по делу № 38-А-Т-14 соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.

Судом установлено, что согласно пунктам 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, статье 22, подпунктам «е», «ж» и «и» пункта 2 части 1 статьи 23, пункту 1 статьи 39, пунктам 2, 4 статьи 41 Закона о защите конкуренции оспариваемый пункт 2 резолютивной части решения вынесен антимонопольным органом в пределах предоставленных полномочий.

Согласно оспариваемому пункту 2 резолютивной части решения признаны нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) общества, выразившиеся в навязывании в договоре № 20.1900.59.14 невыгодных условий о стоимости и сроке выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям. Обществу выданы соответствующие предупреждения от 7.02.2014 № 05-1201/ко и № 05-1202/ко.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Исходя из позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4 Постановления от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 № 179-э ОАО «МРСК Сибири», осуществляющее деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 24.1.58.

Таким образом, ОАО «МРСК Сибири» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в Красноярском крае в границах расположения принадлежащих ему электрических сетей.

В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1).

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации). К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное (пункт 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации.).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) настоящий Закон устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и Постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами (статья 2 Закона об электроэнергетике).

Согласно статье 20 Закона об электроэнергетике основными принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике являются, в том числе обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав, ограничение монополистической деятельности отдельных субъектов электроэнергетики.

Согласно части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Во исполнение указанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила № 861). Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства)

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.04.2015 по делу n А33-19928/2011. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также