Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18.03.2015 по делу n Г. КРАСНОЯРСК. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

19 марта 2015 года

Дело №

г. Красноярск

А33-15841/2014

Резолютивная часть постановления объявлена «12» марта 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен         «19» марта 2015 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего - Юдина Д.В.

судей: Иванцовой О.А., Морозовой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Елистратовой О.М.,

при участии:

от заявителя (открытого акционерного общества «Туруханскэнерго»): Петриченко А.Н., представителя по доверенности от 18.01.2013,

рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Туруханскэнерго»

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «17» декабря 2014 года по делу № А33-15841/2014,

принятое  судьей Крицкой И.П.,

установил:

открытое акционерное общество «Туруханскэнерго» (далее – заявитель, общество, ОАО «Туруханскэнерго») (далее – заявитель, общество, ОАО «Туруханскэнерго»)                (ИНН 2437004384, ОГРН 1102437000027) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее – ответчик, антимонопольный орган, Красноярское УФАС России) (ОГРН 1022402675965, ИНН 2466009115) об оспаривании решения по делу от 11.07.2014 № 106-11-14.

К участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью «ТК «Тракторъ» (далее – третье лицо, ООО «ТК «Тракторъ»).

Решением Арбитражного суда Красноярского края от «17» декабря 2014 года в удовлетворении заявленного требования отказано.

Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на следующие обстоятельства:

-           общество правомерно в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ) и Положением о закупках общества, утвержденным решением Совета директоров ОАО «Туруханскэнерго» 26 ноября 2012 года, заключило договор с единственным поставщиком;

-           отсутствие в пункте 19.1.5 Положения о закупках общества соответствующего основания о закупке товаров у единственного поставщика не исключает возможность применения пункта 3.3 Положения о закупках общества и пункта 15 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ, которыми предусмотрена возможность закупа товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей у единственного поставщика;

-           заключение между обществом и ООО «ТК «Тракторь» сразу нескольких договоров обусловлено спецификой деятельностью общества, различным местонахождением его представительств и филиалов и потребностью в различных товарах;

-           антимонопольным органом допущено нарушение процедуры рассмотрения дела, что выразилось в неизвещении общества о времени и месте рассмотрения дела, по результатам которого было вынесено оспариваемое решение; уведомление о рассмотрении дела 10.07.2014 направлено обществу только 07.07.2014 и получено последним 14.07.2014, то есть спустя четыре дня после рассмотрения, что не позволило обществу обеспечить защиту его прав; кроме того, антимонопольный орган не известил общество о том, что была изменена квалификация вменяемого нарушения.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Ответчик и третье лицо, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копии определения о принятии апелляционной жалобы, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили, отзывы на апелляционную жалобу не представили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение Прокуратуры Красноярского края (от 28.02.2014 исх. № 86-16-2014, от 18.03.2014 вх. № 4309) о проведении проверки соблюдения должностными лицами ОАО «Туруханскэнерго» требований федерального законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и защите конкуренции.

При общем анализе информации, полученной от Прокуратуры Красноярского края, в связи с выявлением признаков нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ) в действиях ОАО «Туруханскэнерго» и ООО «ТК «Тракторъ», приказом управления от 10.04.2014 № 180 возбужденно дело № 106-11-14.

Антимонопольным органом при рассмотрении обращения прокурора установлены следующие обстоятельства.

Согласно уставу ОАО «Туруханскэнерго», утвержденному постановлением администрации Туруханского района от 8 февраля 2010 года № 112-п, с изменениями и дополнениями, внесенными внеочередным общим собранием акционеров от 03 декабря 2012 года, основной целью деятельности ОАО «Туруханскэнерго» является производство, передача, распределение, приобретение и реализация электрической энергии, тепловой энергии, холодной и горячей воды; содержание, эксплуатация, обслуживание и ремонт сетей тепловодоснабжения и электрических сетей; предоставление жилищно-коммунальных услуг гражданам; приобретение, хранение и реализация горюче-смазочных материалов и пр., а основными видами деятельности производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии).

Согласно уставу ООО «ТК «Тракторъ», основным видом деятельности ООО «ТК «Тракторъ» является оптовая торговля эксплуатационными материалами и принадлежностями машин и оборудования.

В период с 17.05.2013 по 30.05.2013 между ОАО «Туруханскэнерго» и                               ООО «ТК «Тракторъ» заключено 6 договоров (без номеров) на поставку                                 ОАО «Туруханскэнерго» товаров, в том числе идентичных запасных частей для тракторов на общую сумму 502 580 рублей 89 копеек, каждый из которых не превышает сто тысяч рублей: договор поставки от 17.05.2013 ОАО «Туруханскэнерго» с ООО «ТК «Тракторъ» на сумму 54 941 рубль 25 копеек; договор поставки от 21.05.2013                                         ОАО «Туруханскэнерго» с ООО «ТК «Тракторъ» на сумму 97 411 рублей 86 копеек; договор поставки от 22.05.2013 ОАО «Туруханскэнерго» с ООО «ТК «Тракторъ» на сумму 98 483 рубля 48 копеек; договор поставки от 27.05.2013 ОАО «Туруханскэнерго» с                      ООО «ТК «Тракторъ» на сумму 96 256 рублей 85 копеек; договор поставки от 28.05.2013 ОАО «Туруханскэнерго» с ООО «ТК «Тракторъ» на сумму 98 624 рубля 25 копеек; договор поставки от 30.05.2013 ОАО «Туруханскэнерго» с ООО «ТК «Тракторъ» на сумму 56 863 рубля 20 копеек.

В результате рассмотрения материалов антимонопольного дела № 106-11-14 Красноярским УФАС России принято решение от 11.07.2014, которым                                  ОАО «Туруханскэнерго» признано нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ в части создания ООО «ТК «Тракторъ» преимущественных условий осуществления хозяйственной деятельности, которые привели к недопущению, ограничению конкуренции на рынке поставки непродовольственных товаров для нужд ОАО «Туруханскэнерго».

Не согласившись с вынесенным решением антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным требованием.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции установил основания для отмены судебного акта ввиду следующего.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий – несоответствие его закону  или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд апелляционной инстанции с учетом Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, статей 22, 23 Федерального закона от 26.07.2006                            № 135-ФЗ пришел к выводу о том, что оспариваемое решение принято антимонопольным органом в пределах его компетенции.

Из содержания оспариваемого заявителем решения от 11.07.2014 № 106-11-14 следует, что ОАО «Туруханскэнерго» признано нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ в части создания ООО «ТК «Тракторъ» преимущественных условий осуществления хозяйственной деятельности, которые привели к недопущению, ограничению конкуренции на рынке поставки непродовольственных товаров для нужд ОАО «Туруханскэнерго».

В соответствии с указанной нормой при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок.

С 01 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ распространяющий свое действие на ОАО «Туруханскэнерго».

Целями регулирования Закона о закупках в соответствии с положениями статьи 1 настоящего Федерального закона, являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (часть 1).

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Во исполнение требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ 26 ноября 2012 года решением Совета директоров ОАО «Туруханскэнерго» утверждено Положение о закупках ООО «Туруханскэнерго», которое регламентирует закупочную деятельность ОАО «Туруханскэнерго», устанавливает основные требования к закупке, порядок подготовки и проведения процедур закупки, способы закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (далее - Положение).

Пунктом 1.3 Положения установлено, что под закупкой понимается процесс размещения заказа и выбора поставщика (исполнителя, подрядчика) с целью заключения с ним договора для удовлетворения потребностей заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно пункту 2.2 Положения при закупке товаров, работ, услуг заказчик руководствуется следующими принципами: информационная

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18.03.2015 по делу n А33-5698/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также