Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18.03.2015 по делу n А33-14265/2014. Изменить решение (ст.269 АПК)

 

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

19 марта 2015 года

Дело №

 А33-14265/2014

г. Красноярск

 

Резолютивная часть постановления объявлена  «12» марта  2015 года.

Полный текст постановления изготовлен          «19» марта  2015 года.

Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Радзиховская В.В.,

при секретаре судебного заседания Козловой Т.Е.,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирский экспресс» - Бутаковой  О.Г. - представителя по доверенности от 12.12.2012 (до и после перерыва);

от открытого акционерного общества «Российские железные дороги» -  Халецкого Д.П. -  представителя по доверенности от 25.01.2015 (до перерыва);

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирский экспресс» на решение Арбитражного суда Красноярского края от 19 ноября 2014 года по делу № А33-14265/2014, принятое в порядке упрощенного производства судьей Курбатовой Е.В.,

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирский экспресс»  (ИНН 2460078360, ОГРН 1062460046967) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО РЖД  (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) о взыскании 77236 рублей 80 копеек пени за просрочку доставки вагонов.

Определением от 19.09.2014 исковое заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 19.11.2014 иск удовлетворен частично. С открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания  в пользу общества с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирский экспресс» взыскано 75305 рублей 88 копеек пени, 3012 рублей 23 копейки судебных расходов по государственной пошлине. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований в размере 1930 рублей 92 копейки и принять по делу новый судебный акт.

Заявитель апелляционной жалобы полагает, что судом первой инстанции не учтено, что при расчете ответчиком берется расстояние прохождения вагонов по иностранной железной дороге и увеличивается срок доставки на одни сутки. При расчете пени с учетом требований СМГС нормативный срок доставки по накладным составляет 14 дней.

ОАО «РЖД» представило отзыв, в котором отклонило доводы жалобы, указав на законность решения суда первой инстанции.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.01.2015 апелляционная жалоба принята к производству, её рассмотрение назначено на 13.02.2015, в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном заседании объявлялись перерывы, в соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебное заседание откладывалось.

В судебном заседании представитель ООО «Восточно-Сибирский экспресс» поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции в  обжалуемой  части и принять по делу новый судебный акт.

Представитель ОАО «Российские железные дороги» поддержал доводы отзыва, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционный суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора.

Со станции отправления «Маньчжурия» Китайской железной дороги на станцию назначения «Карабула» Красноярской железной дороги отправлены вагоны: вагон № 42012344 по транспортной железнодорожной СМГС-накладной № АУ261068; вагон № 43037415 по транспортной железнодорожной СМГС-накладной № АУ261064; вагон № 92619857 по транспортной железнодорожной СМГС-накладной № АУ258589; вагон № 43228808 по транспортной железнодорожной СМГС-накладной № АУ258590; вагон № 54494943 по транспортной железнодорожной СМГС-накладной № АУ259737; вагон № 44422525 по транспортной железнодорожной СМГС-накладной № АУ259719; вагон № 54854443 по транспортной железнодорожной СМГС-накладной № АУ253092; вагон № 44744225 по транспортной железнодорожной СМГС-накладной № АУ253097; вагон № 92615327 по транспортной железнодорожной СМГС-накладной № АУ252937; вагон № 54862180 по транспортной железнодорожной СМГС-накладной № АУ252763; вагон № 54856992 по транспортной железнодорожной СМГС-накладной № АУ253687; вагон № 42019406 по транспортной железнодорожной СМГС-накладной № АУ253628; вагон № 42023960 по транспортной железнодорожной СМГС-накладной № АУ253626; вагон № 42023184 по транспортной железнодорожной СМГС-накладной № АУ253627; вагон № 54454129 по транспортной железнодорожной СМГС-накладной № АУ253572; вагон № 54501531 по транспортной железнодорожной СМГС-накладной № АУ253571.

В данных накладных указаны: расстояние перевозки, даты истечения срока доставки вагонов, размер платы за перевозку вагонов.

Исходя из даты отправки, даты прибытия, расстояния, нормы суточного пробега, а также нормативного срока доставки, истцом установлена просрочка в доставке вагонов (в часах / сутках):  по транспортной железнодорожной накладной № АУ261068 – 168/7;  по транспортной железнодорожной накладной № АУ261064 – 168/7;  по транспортной железнодорожной накладной № АУ258589 – 456/19;  по транспортной железнодорожной накладной № АУ258590 – 456/19;  по транспортной железнодорожной накладной № АУ259737 – 1008/42;  по транспортной железнодорожной накладной № АУ259719 – 1008/42;  по транспортной железнодорожной накладной № АУ253092 – 1008/42; по транспортной железнодорожной накладной № АУ253097 – 1008/42; по транспортной железнодорожной накладной № АУ252937 – 1008/42; по транспортной железнодорожной накладной № АУ252763 – 1056/44; по транспортной железнодорожной накладной № АУ253687 – 936/39;  по транспортной железнодорожной накладной № АУ253628 – 936/39;  по транспортной железнодорожной накладной № АУ253626 – 936/39;  по транспортной железнодорожной накладной № АУ253627 – 936/39;  по транспортной железнодорожной накладной № АУ253572 – 960/40; по транспортной железнодорожной накладной № АУ253571 – 960/40.

Истцом в адрес ответчика были направлены претензионные заявления от 19.03.2014 об уплате пени, начисленных в связи с нарушением срока доставки вагонов.

Письмом от 02.07.2014 № 14/823-ТЦпир данные претензионные письма были отклонены ответчиком в полном объеме.

Поскольку пени за просрочку доставки порожних вагонов в добровольном порядке ответчиком не уплачены, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иных правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц. В том числе гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Суд первой инстанции установлено, что спорные правоотношения сторон возникли из обязательственных правоотношений по перевозке, урегулированными нормами главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации и иными правовыми актами.

Согласно положениям статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, заключение договора перевозки подтверждается транспортной накладной (в случае перевозки в прямом международном сообщении - накладной СМГС).

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

В рамках настоящего дела сторонами не оспаривается в суде апелляционной инстанции то обстоятельство, что по договору перевозки, оформленному транспортными железнодорожными накладными: № АУ261068; № АУ261064; № АУ258589;№ АУ258590; № АУ259737; № АУ259719; № АУ253092; № АУ253097; № АУ252937; № АУ252763 в  адрес   истца со станции отправления «Маньчжурия» Китайской железной дороги на станцию назначения «Карабула» Красноярской железной дороги направлены порожние вагоны. Груз прибыл в адрес грузополучателя с нарушением сроков доставки, что ответчиком в суде апелляционной инстанции также не оспорено.

В соответствии со статьей 792 Гражданского кодекса Российской Федерации, перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

Частью 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Согласно абзацу 1 статьи 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.

Пунктом 2 статьи 7 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 15.07.95 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными организациями, а также с международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).

Согласно пункту 3 статьи 30 указанного Закона, международные договоры межведомственного характера опубликовываются по решению федеральных органов исполнительной власти, от имени которых заключены договоры, в официальных изданиях этих органов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

С 01.11.1951 введено в действие Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении.

Соглашением о международном грузовом сообщении (далее - СМГС) устанавливается прямое международное железнодорожное сообщение для перевозок грузов между железными дорогами, перечисленными в статье 1 Соглашения.

Данный нормативный акт применяется ко всем перевозкам грузов в прямом международном железнодорожном сообщении между станциями, которые открыты для грузовых операций во внутренних сообщениях стран - участниц СМГС, по накладным СМГС и только по сети железных дорог - участниц Соглашения. Названный документ имеет обязательную силу для железных дорог, отправителей и получателей грузов (статья 2 СМГС). В соответствии с § 2 СМГС перевозки грузов из стран, железные дороги которых участвуют в настоящем Соглашении, транзитом через страны, железные дороги которых также являются участницами этого Соглашения, в страны, железные дороги которых не участвуют в настоящем Соглашении, и в обратном направлении осуществляются порядком и на условиях, предусмотренных транзитным тарифом, применяемым заинтересованными железными дорогами для данного международного сообщения, если не применяется другое соглашение о прямом международном железнодорожном грузовом сообщении.

Согласно абзацу 2 пункта 1 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 27 порядок исчисления сроков доставки грузов в международном сообщении регулируется соответствующими международными договорами и соглашениями. Поскольку по железнодорожным накладным перевозились порожние вагоны со станций отправления - Китайской железной дороги до станции назначения Красноярской железной дороги, суд полагает, что СМГС подлежит применению к отношениям, возникшим между истцом и ответчиком.

В соответствии со статьей 14 СМГС срок доставки определяется на весь путь следования груза исходя из следующих норм. Для грузов малой скорости: срок на отправление - 1 сутки; срок на перевозку груза повагонной отправкой или отправкой крупнотоннажного контейнера на каждые начатые 200 тарифных километров в пределах каждой железной дороги, участвующей в перевозке - 1 сутки. Течение срока доставки груза начинается с 0.00 ч. дня, следующего за днем, в который приняты к перевозке груз и накладная. Если груз принят с предварительным до отправления хранением, то срок доставки начинается с 0.00 ч. дня, следующего за днем, в который этот груз назначен к погрузке. О дне погрузки груза в накладной должна быть сделана отметка. В соответствии с § 2 статьи 14 СМГС срок на перевозку исчисляется по действительно пройденному грузом расстоянию между станцией отправления и станцией назначения. Согласно § 6 статьи 14 СМГС срок доставки считается выполненным, если груз прибыл на станцию назначения до истечения срока доставки и может быть передан в распоряжение получателя, о чем железная дорога уведомляет получателя. Порядок уведомления получателя определяется внутренними правилами, действующими на железной дороге назначения. Параграфами 1, 3 ст. 27 раздела 5 СМГС предусмотрено, что за просрочку в доставке груза железная дорога уплачивает

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18.03.2015 по делу n А74-6471/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также