Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.03.2015 по делу n А33-16486/2014. Изменить решение (ст.269 АПК)

 

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

11 марта 2015 года

Дело №

 А33-16486/2014

г. Красноярск

 

Резолютивная часть постановления объявлена «11» марта  2015 года.

Полный текст постановления изготовлен         «11»  марта  2015 года.

Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Петровская О.В.,

при секретаре судебного заседания Егоровой Е.В.,

при участии:

от открытого акционерного общества «Российские железные дороги»: Смирновой Е.А., представителя по доверенности от 28.06.2012;

от общества с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирский экспресс»: Бутаковой О.Г., представителя по доверенности от 12.12.2012.

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

на решение  Арбитражного суда Красноярского края

от  24 ноября 2014    года по делу  № А33-16486/2014, принятое судьёй Мальцевой А.Н., в порядке упрощенного производства,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирский экспресс» (ИНН 2460078360, ОГРН 1062460046967, г. Красноярск) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, г. Красноярск)   о взыскании 48 273 рублей пени за просрочку доставки.

Определением от 24.09.2014 исковое заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24 ноября 2014 года иск удовлетворен.

Не согласившись с данным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой.

В апелляционной жалобе ответчик указал, что истец неправомерно произвел расчет в часах, считает требования на сумму 3 861 рубль 84 копейки (неверный расчет по накладным №№ 00236624, 00236711, 00236713, 00236714), не подлежат удовлетворению. Полагает неправомерным   распределение суток по 12 часов  на отправление между Российской железной дорогой и Китайской железной дорогой. Также ответчик полагает неправильным неприменение статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации  в связи с чрезмерно высоким ее размером и незначительностью просрочки.

От истца отзыв на апелляционную жалобу не поступил, устно представитель истца отклонил доводы апелляционной жалобы. Считает правомерным деление суток между дорогами назначения и отправления на отправление на основании статьи 33 СМГС.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  в судебном заседании объявлен перерыв до 16 час. 00 мин. 30 января 2015 года, о чем представители сторон извещены под подпись.

В судебном заседании представитель ответчика дала пояснения по контррасчету в части спорных накладных.

Протокольным определением от 30 января 2015 года рассмотрение дела откладывалось до 11 марта 2015 года, 14 часов 30 минут, о чем представители извещены путем размещения объявления в картотеке арбитражных дел.

В судебное заседание прибыли представители сторон, поддержали свои доводы.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

В адрес общества с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирский экспресс» (грузополучатель) направлены порожние вагоны по следующим спорным транспортным железнодорожным СМГС накладным 00236624, 00236711, 00236713, 00236714, 00236569, 00236572, 00236571, 00236307, 00236308, 00236446, 00236047, 00236038, 00236336, 00236264, 00235515, 00235585, 00235816.

Исходя из даты отправки, даты прибытия, расстояния, нормы суточного пробега, нормативного срока доставки, истцом установлена просрочка в доставке по накладным:

00236624 (срок доставки – 17.02.2014, дата прибытия – 04.03.2014) – 1,5 сутки,

00236711 (срок доставки – 17.02.2014, дата прибытия – 04.03.2014) – 1,5 сутки,

00236713 (срок доставки – 17.02.2014, дата прибытия – 04.03.2014) – 1,5 сутки,

00236714 (срок доставки – 17.02.2014, дата прибытия – 04.03.2014) – 1,5 сутки,

00236569 (срок доставки – 12.02.2014, дата прибытия – 04.03.2014) – 1,5 сутки,

00236572 (срок доставки – 12.02.2014, дата прибытия – 04.03.2014) – 1,5 сутки,

00236571 (срок доставки – 12.02.2014, дата прибытия – 04.03.2014) – 1,5 сутки,

00236307 (срок доставки – 10.02.2014, дата прибытия – 04.03.2014) – 3,5 суток,

00236308 (срок доставки – 10.02.2014, дата прибытия – 04.03.2014) – 3,5 суток,

00236446 (срок доставки – 10.02.2014, дата прибытия – 04.03.2014) – 3,5 суток

00236047 (срок доставки – 05.02.2014, дата прибытия – 04.03.2014) – 5,5 суток,

00236038 (срок доставки – 03.02.2014, дата прибытия – 02.03.2014) – 13,5 суток,

00236336 (срок доставки – 04.02.2014, дата прибытия – 03.03.2014) – 13,5 суток,

00236264 (срок доставки – 04.02.2014, дата прибытия – 03.03.2014) – 13,5 суток,

00235515 (срок доставки – 27.01.2014, дата прибытия – 04.03.2014) – 22,5 суток,

00235585 (срок доставки – 27.01.2014, дата прибытия – 02.03.2014) – 20,5 суток,

00235816 (срок доставки – 09.01.2014, дата прибытия – 04.03.2014) – 33,5 суток.

В связи с допущенной просрочкой доставки вагонов по указанным выше транспортным железнодорожным СМГС накладным, истец начислил пени, которую перевозчику предложено уплатить претензиями от 08.04.2014 №25-14/пр.

Претензии отклонены перевозчиком, о чем истец уведомлен письмом от 29.07.2014 №14/850-ТЦпир.

Поскольку ответчик не уплатил пени за просрочку доставки порожних вагонов, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно представленному в материалы дела отзыву истцом неверно произведен расчет суммы пени. Кроме того, ответчиком заявлено о несоответствии размера неустойки последствиям нарушения обязательств, в связи с чем ответчик ходатайствовал о примени статьи 333 Гражданского кодекса Российской федерации.

Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Между сторонами сложились правоотношения по перевозке, регулируемые главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

В силу статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

В силу статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским Кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

В соответствии с абзацем 1 статьи 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.

Пунктом 2 статьи 7 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.

Соглашением о международном грузовом сообщении (далее - СМГС) устанавливается прямое международное железнодорожное сообщение для перевозок грузов между железными дорогами, перечисленными в статье 1 Соглашения.

Указанный нормативный акт применяется ко всем перевозкам грузов в прямом международном железнодорожном сообщении между станциями, которые открыты для грузовых операций во внутренних сообщениях стран - участниц СМГС, по накладным СМГС и только по сети железных дорог - участниц Соглашения. Названный документ имеет обязательную силу для железных дорог, отправителей и получателей грузов (статья 2 СМГС).

Учитывая станции отправления и назначения доставки порожних вагонов по спорным накладным, СМГС подлежит применению к отношениям, возникшим между сторонами.

Истцом заявлено требование о взыскании пени за просрочку доставки порожних вагонов.

Ответчиком решение оспаривается в части удовлетворения иска в сумме 3 861 рубль 84 копейки (неверный расчет по накладным №№ 00236624, 00236711, 00236713, 00236714).

В соответствии с частью 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

Согласно части 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

В соответствии со статьей 14 СМГС срок доставки определяется на весь путь следования груза исходя из следующих норм. Для грузов малой скорости: срок на отправление - 1 сутки; срок на перевозку груза повагонной отправкой или отправкой крупнотоннажного контейнера на каждые начатые 200 тарифных километров в пределах каждой железной дороги, участвующей в перевозке - 1 сутки. Течение срока доставки груза начинается с 0.00 ч. дня, следующего за днем, в который приняты к перевозке груз и накладная. Если груз принят с предварительным до отправления хранением, то срок доставки начинается с 0.00 ч. дня, следующего за днем, в который этот груз назначен к погрузке. О дне погрузки груза в накладной должна быть сделана отметка. В соответствии с § 2 статьи 14 СМГС срок на перевозку исчисляется по действительно пройденному грузом расстоянию между станцией отправления и станцией назначения. Согласно § 6 статьи 14 СМГС срок доставки считается выполненным, если груз прибыл на станцию назначения до истечения срока доставки и может быть передан в распоряжение получателя, о чем железная дорога уведомляет получателя. Порядок уведомления получателя определяется внутренними правилами, действующими на железной дороге назначения. Параграфами 1, 3 ст. 27 раздела 5 СМГС предусмотрено, что за просрочку в доставке груза железная дорога уплачивает получателю штраф, размер которого определяется исходя из провозной платы той железной дороги, которая допустила просрочку, и величины (длительности) просрочки, определяемой как отношение просрочки (в сутках) к общему сроку доставки, а именно: 6% провозной платы при просрочке не свыше одной десятой общего срока доставки; 12% провозной платы при просрочке более одной десятой, но не свыше двух десятых общего срока доставки; 18% провозной платы при просрочке более двух десятых, но не свыше трех десятых общего срока доставки; 24% провозной платы при просрочке более трех десятых, но не свыше четырех десятых общего срока доставки; 30% провозной платы при просрочке более четырех десятых общего срока доставки. Штраф за просрочку в доставке уплачивается лишь в том случае, если не был соблюден общий срок на перевозку от станции отправления до станции назначения, исчисленный в соответствии со статьей 14 СМГС.

Как следует из спорных накладных №№ 00236624, 00236711, 00236713, 00236714 перевозка осуществлялась от станций Манчжурия, Забайкальск до станции Карабула. Общее расстояние составляет 2 479 км, размер провозной платы 16091 рубль, что сторонами не оспаривается.

Исходя из даты отправки, даты прибытия, расстояния, нормы суточного пробега, нормативного срока доставки, установлена просрочка в доставке порожних вагонов по транспортным железнодорожным накладным №№ 00236624, 00236711, 00236713, 00236714 на одни сутки.

Согласно представленному истцом расчету пени, размер пени за задержку доставки порожних вагонов по указанным выше транспортным железнодорожным накладным составил 7 723 рубля 68 копеек.

Истцом в адрес ответчика направлены претензионные заявления с требованиями об уплате пени за просрочку доставки порожних вагонов.

Претензии оставлены ответчиком без удовлетворения, доказательств уплаты истцу пени в заявленном размере в суд не представил.

Расчет пени, представленный истцом, проверен судом апелляционной инстанции, признан неверным в части 3 861 рубль 84 копейки по транспортным железнодорожным накладным №№ 00236624, 00236711, 00236713, 00236714, поскольку при исчислении нормативного срока доставки ответчиком неверно применены нормы о прибавлении 1 суток на отправление, что повлекло применение неверного коэффициента (12 % вместо 6 %) при исчислении штрафа.

Нормативный срок доставки составляет в данном случае 14 суток (2479 км : 200 км каждые начатые = 13 суток + 1 сутки на отправление = 14 суток). Величина   просрочки определяется как отношение просрочки (в сутках) к общему сроку доставки, а именно в данном случае: 1 / 14 = 0,0714, то есть не свыше одной десятой общего срока доставки, что влечет ответственность в размере  6% от провозной платы , в данном случае 16091 * 6% =  965 рублей 46 копеек по каждой накладной или 3 861 рубль 84 копейки по  спорным накладным.

Поскольку судом первой инстанции в данной части доводы ответчика не проверены и не учтены,

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.03.2015 по делу n А69-3034/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также