Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.12.2014 по делу n А74-3596/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

26 декабря 2014 года

Дело №

 А74-3596/2014

г. Красноярск

 

Резолютивная часть постановления объявлена  «19» декабря  2014  года.

Полный текст постановления изготовлен          «26» декабря  2014  года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Радзиховской В.В.,

судей: Ишутиной О.В., Петровской О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Грищенко Ю.А.,

с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Хакасия, при выполнении судебного поручения судьей Арбитражного суда Республики Хакасия судьей Курочкиной И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузнецовой Н.В.;

при участии в Арбитражном суде Республики Хакасия:

от закрытого акционерного общества «Промтранс» -  Артеменко М.Д. - представителя по доверенности от 26.02.2014 № 483;

от открытого акционерного общества «Русский уголь» -  Смирнова Н.М. -  представителя по доверенности от 06.12.2013 № 186;

от общества с ограниченной ответственностью «СУЭК-Хакасия» -  Азолиной М.В. -  представителя по доверенности от 27.12.2013;

при участии в Третьем арбитражном апелляционном суде:

от открытого акционерного общества «Российские железные дороги» -  Смирновой Е.А. -  представителя по доверенности от 28.06.2012;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Промтранс»

на решение Арбитражного суда Республики Хакасия

от «29» сентября 2014 года по делу № А74-3596/2014, принятое судьёй Ламанским В.А.

установил:

 

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»                                   (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к закрытому акционерному обществу «Промышленный транспорт»  (ИНН 1903005308, ОГРН 1021900696531) о взыскании 10797221 рубля 13 копеек платы за пользование вагонами.

Определением арбитражного суда от 04 августа 2014 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество «Русский уголь»  (ИНН 7705880068,              ОГРН 1097746061390) и общество с ограниченной ответственностью «СУЭК-Хакасия»  (ИНН 1903017342, ОГРН 1071903000773).

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 29.09.2014 исковые требования удовлетворены. С  закрытого акционерного общества «Промышленный транспорт» в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» взыскано 10797221 (десять миллионов семьсот девяносто семь тысяч двести двадцать один) рубль 13 копеек платы за пользование вагонами, а также 76986 (семьдесят шесть тысяч девятьсот восемьдесят шесть) рублей 11 копеек расходов по уплате государственной пошлины. Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» из федерального бюджета возвращена государственная  пошлина в сумме 51 (пятьдесят один) рубля 42 копеек.

Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в иске отказать.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему.

Суд первой инстанции при вынесении решения с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации неправомерно отклонил довод ответчика о ничтожности пункта 20 договора от 24.08.2007.

Размер платы за использование инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования должен определяться компетентным государственным органом в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», следовательно, размер платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику не может быть установлен в договорном порядке и, как следствие, указанное договорное условие является ничтожным в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Наличие причин задержки вагонов в пути следования можно подтвердить лишь единственным доказательством - актом общей формы ГУ-23, составленным на станции Черногорские Копи по факту ожидания подачи порожних вагонов на пути ЗАО «Промышленный транспорт» (пункт 2.1. Методических рекомендаций по оформлению ОАО «Российские железные дороги» задержки вагонов, контейнеров в пути следования в поездах, временно отставленных от движения, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 22.03.2012 №558р).

Поскольку ответчик доказал факт подачи перевозчиком вагонов в количестве, превышающем количество вагонов, установленных пунктом 15 договора от 24.08.2007 №4, суд первой инстанции необоснованно не применил положения статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и не освободил ответчика от взыскиваемой истцом платы.

Ответчиком по настоящему делу было заявлено ходатайство об уменьшении взыскиваемой суммы в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации на 95%. Суд первой инстанции в удовлетворении указанного ходатайства отказал по причине того, что взыскиваемая плата не является неустойкой, что противоречит сложившейся судебной практике.

Третьи лица поддержали позицию ответчика, о чем отражено в отзывах на апелляционную жалобу, просят отменить решение, в иске – отказать.

Истец представил отзыв, в котором отклонил доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.11.2014 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 19.12.2014.

В судебном заседании представитель ЗАО «Промышленный транспорт» поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 29.09.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представитель открытого акционерного общества «Русский уголь» изложил доводы отзыва на апелляционную жалобу, просил отменить решение суда первой инстанции.

Представитель общества с ограниченной ответственностью «СУЭК-Хакасия» изложил доводы отзыва на апелляционную жалобу, просил решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представитель открытого акционерного общества «Российские железные дороги» изложил доводы отзыва на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При повторном рассмотрении настоящего дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (перевозчик) и закрытое акционерное общество «Промышленный транспорт» (владелец) 24 августа 2007 г. заключили договор №4 (в редакции дополнительного соглашения от 28 октября 2010 г. №579 с протоколом урегулирования разногласий от 27 января 2011 г.) на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО «Промышленный транспорт», примыкающего к станции Черногорские Копи Красноярской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги», по условиям которого осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Черногорские Копи со станции Новая стрелочными переводами № 33 и № 69 к пути № 1 и стрелочным переводом № 9 к продолжению пути 1БП парка «Б»; со стороны станции Деповская стрелочным переводом № 941 к пути 1АП парка «А», обслуживаемого локомотивом владельца (пункт 1 договора) (т.1 л.д.17-22, 92, 95-96).

Согласно пункту 15 договора перерабатывающая способность по погрузке угля составляет 320 вагонов в сутки, в том числе ООО «СУЭК – Хакасия» – 166 вагонов, ООО «Разрез Степной» и ЗАО «Русский Уголь» – 104 вагона, ООО «Хакасразрезуголь» – 43 вагона.

В соответствии с абзацем 1 пункта 20 договора (в редакции дополнительного соглашения от 28 октября 2010 г. №579 с протоколом урегулирования разногласий от 27 января 2011 г.) за время задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприёма их железнодорожной станцией Черногорские Копи по причинам, зависящим от владельца или его контрагентов, владелец вносит перевозчику плату за пользование вагонами:

- за вагоны, принадлежащие перевозчику – в размере, установленном тарифным руководством № 2;

- за вагоны, не принадлежащие перевозчику – за всё время нахождения таких вагонов на путях общего пользования – в размере 50% платы за пользование вагонами, установленной пунктом 12 тарифного руководства № 2.

20 июня 2013 г. начальник станции Черногорские Копи уведомил о невозможности приёма из-за невыполнения грузополучателями ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия» технологических сроков оборота вагонов, технологических норм на погрузку грузов в вагоны, в связи с чем просил временно отставить от движения состав поезда, следующий назначением на станцию Черногорские Копи на ст. Кошурниково 69 вагонов, из них 23 вагона в адрес грузополучателя ОАО «Русский Уголь», 15 вагонов ООО «СУЭК-Хакасия» (т.1 л.д.135).

21 июня 2013 г. в адрес ОАО «Русский Уголь» (исх. №1060), в адрес ООО «СУЭК-Хакасия» (исх. №1062) и ЗАО «Промтранс» (исх. №№1061, 1063) направлены извещения (т.1 л.д.118, 120, 122, 123) о задержании 20 июня 2013 г. в 10 час. 15 мин. на станции Кошурниково Красноярской ЖД 23 вагонов ОАО «Русский Уголь», 15 вагонов ООО «СУЭК-Хакасия» в составе поезда №3001 индекс 8887-764-8880 из-за невозможности приёма их станцией назначения Черногорские Копи Красноярской ЖД по причине не выполнения грузополучателями ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия» технологических сроков оборота вагонов, технологических норм на погрузку грузов в вагоны. Указанные уведомления получены представителями ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия», о чем сделаны на уведомлениях соответствующие отметки, о получении уведомления ЗАО «Промтранс» свидетельствует оттиск входящего штампа ЗАО «Промтранс».

На станции назначения Черногорские Копи 24 июня 2013 г. по прибытии состава поезда №3544 индекс 8880-201-8879 составлены акты общей формы №4897, 4896 от 24 июня 2013 г. (т.1 л.д.109-112), в которых зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Кошурниково Красноярской ЖД 20 июня 2013 г. были задержаны вагоны в составе поезда 3001 из-за невозможности их приёма станцией Черногорские Копи Красноярской ЖД по причине большого скопления порожних вагонов в адрес грузополучателей ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия» на приёмо-отправочных путях станции, железнодорожном пути необщего пользования ЗАО «Промтранс», фронтах погрузки/выгрузки ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия», что повлекло занятость инфраструктуры ОАО «РЖД». Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Кошурниково 23 июня 2013 г. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. Время простоя составило 73-28 ч. по актам №№4897, 4896.

По ведомостям подачи и уборки вагонов №085631 на 8 вагонов (т.1 л.д.140-141) и №085632 на 15 вагонов (т.1 л.д.142-143) ОАО «РЖД» начислена плата за пользование вагонами, простаивавшими на путях общего пользования в общей сумме 80643 рублей 80 копеек с НДС.

16 июня 2013 г. начальник станции Черногорские Копи уведомил о невозможности приёма из-за невыполнения грузополучателями ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия» технологических сроков оборота вагонов, технологических норм на погрузку грузов в вагоны, в связи с чем просил временно отставить от движения следующие назначением на станцию Черногорские Копи на ст. Большая Ирба 71 вагон, из них 9 вагонов в адрес грузополучателя ОАО «Русский Уголь», 62 вагона ООО «СУЭК-Хакасия» (т.2 л.д.16).

17 июня 2013 г. в адрес ОАО «Русский Уголь» (исх. №1055), в адрес ООО «СУЭК-Хакасия» (исх. №1057) и ЗАО «Промтранс» (исх. №№1056, 1058) направлены извещения (т.2 л.д.21, 23, 25, 26) о задержании 16 июня 2013 г. в 14 час. 05 мин. на станции Большая Ирба Красноярской ЖД 9 вагонов ОАО «Русский Уголь», 62 вагона ООО «СУЭК-Хакасия» в составе поезда №3702 индекс 8891-003-8879 из-за невозможности приёма их станцией назначения Черногорские Копи Красноярской ЖД по причине не выполнения грузополучателями ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия» технологических сроков оборота вагонов, технологических норм на погрузку грузов в вагоны. Указанные уведомления получены представителями ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия», о чем сделаны на уведомлениях соответствующие отметки. ЗАО «Промтранс» получило уведомления по почте, что подтверждается почтовым уведомлением №01257 (т.2 л.д.30).

На станции назначения Черногорские Копи 22 июля 2013 г. по прибытии состава поезда №3542 индекс 8891-003-8879 составлены акты общей формы №8069, 8071 от 22 июля 2013 г. (т.1 л.д.149-151, т.2 л.д. 1-3), в которых зафиксировано, что на основании распоряжения перевозчика по станции Большая Ирба Красноярской ЖД 16 июня 2013 г. были задержаны вагоны в составе поезда 3702 из-за невозможности их приёма станцией Черногорские Копи Красноярской ЖД по причине большого скопления порожних вагонов в адрес грузополучателей ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия» на приёмо-отправочных путях станции, железнодорожном пути необщего пользования ЗАО «Промтранс», фронтах погрузки/выгрузки ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия», что повлекло занятость инфраструктуры ОАО «РЖД». Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Большая Ирба 22 июля 2013 г. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. Время простоя составило 854-25 ч. по актам №№8069, 8071.

По ведомостям подачи и уборки вагонов №082508 на 9 вагонов (т.2 л.д.31-32) и №082507 на 62 вагона (т.2 л.д.33-35) ОАО «РЖД» начислена плата за пользование вагонами, простаивавшими на путях общего пользования в общей сумме 4 072 897 рублей 68 копеек с НДС.

03 июня 2013 г. заместитель начальника станции Черногорские Копи уведомил о невозможности приёма из-за невыполнения грузополучателями ОАО «Русский Уголь», ООО «СУЭК-Хакасия» технологических сроков оборота вагонов, технологических норм на погрузку грузов в вагоны, в связи с чем просил временно отставить от движения следующие назначением на станцию Черногорские Копи

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.12.2014 по делу n А33-17426/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также