Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.10.2008 по делу n А33-4368/2008. Изменить решениеТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
25 сентября 2008 года Дело № А33-4368/2008-03АП-2591/2008 г. Красноярск Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2008 года Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2008 года Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Хасановой И.А., судей: Гуровой Т.С., Кирилловой Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шкреба К.В., при участии: от истца Картышовой Е.А. – представителя по доверенности от 01 апреля 2008 года, от ответчика Рожковой И.Е. – представителя по доверенности от 14 ноября 2006 года, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика – открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Красноярская железная дорога, г. Красноярск на решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 июля 2008 года по делу № А33-4368/2008, принятое судьей Мыглан Л.А., установил: закрытое акционерное общество «Юкос-Транссервис» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала Красноярская железная дорога (далее - ответчик), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о взыскании 24 388 руб. 56 коп. пени за просрочку доставки порожних цистерн. Решением суда от 22 июля 2008 года иск удовлетворен. Не согласившись с судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 июля 2008 года изменить, удовлетворив требования истца с учетом применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации. Исключить из мотивировочной части решения суда на странице 4: - из абзаца 6 предложение «Порожние цистерны из-под опасного груза к ним не относятся», заменив его предложением «В соответствии с пунктом 2.7 Правил, возврат порожних непромытых цистерн, направляемых после слива нефти и нефтепродуктов по регулировочному заданию по накладным формы ГУ-27 также осуществляется на условиях перевозившегося в них опасного груза»; - абзац 7 «Следовательно, основания для увеличения срока доставки порожних цистерн на 1 сутки отсутствуют», заменив его предложением «Поскольку истец согласился с доводами ответчика о необходимости продления срока доставки груза на одни сутки в соответствии с пунктом 5.12 Правил исчисления сроков доставки грузов, считать просрочку доставки равной 6 суткам». По мнению ответчика, решение суда первой инстанции необоснованно, незаконно, принято с нарушением норм материального и процессуального права, на основании следующего: - возврат порожних непромытых цистерн, направляемых после слива нефти и нефтепродуктов по регулировочному зданию по накладным формы ГУ-27 также осуществляется на условиях перевозившегося в них опасного груза. Знаки опасности и номера ООН на таких цистернах после выгрузки не снимаются, так как снятие этих знаков производится на промыво-пропарочных станциях (пунктах), по договору, заключенному с перевозчиком; - срок доставки порожних цистерн должен быть увеличен на 1 сутки, поскольку возврат порожних непромытых цистерн осуществляется на условиях перевозившегося в них опасного груза в соответствии с пунктом 5.12.1 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом; - суд первой инстанции не применив нормы статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, этим самым не установил баланс между применяемой к нарушению мерой ответственности и оценкой действительного размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения. Истцом не представлены доказательства, как подтверждающие причинение убытков в результате нарушения срока доставки цистерн, так и наступление каких-либо неблагоприятных последствий в виде уплаты штрафа или неустойки. В судебном заседании представитель истца представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, мотивируя следующим: - истец уменьшил сумму иска в связи с допущенной неточностью при подсчете, при этом, не принимая во внимание уменьшение просрочки в доставке груза на одни сутки в соответствии с пунктом 5.12 Правил исчисления сроков доставки груза; - начисленная истцом неустойка не превышает установленной перевозчиком платы за перевозку грузов. Ответчик не представил доказательства, подтверждающие явную несоразмерность последствиям нарушения обязательства начисленной истцом суммы пеней. Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства. Согласно транспортным железнодорожным накладным №№ ЭЖ 443127 (л.д.17), ЭЖ 442850 (л.д.18), ЭЖ 442920 (л.д.19), ЭЖ 442690 (л.д.20) в адрес закрытого акционерного общества «ЮКОС-Транссервис» на станцию Новая Еловка Красноярской железной дороги отправлены порожние цистерны, которые прибыли согласно отметок в накладных 14 сентября 2007 года. В данных транспортных железнодорожных накладных указан срок доставки цистерн, который истекает 07 сентября 2007 года. Поскольку цистерны были доставлены ответчиком 14 сентября 2007 года, тогда как срок доставки данных цистерн истек 07 сентября 2007 года, истец обратился к ответчику с претензией от 17 сентября 2007 года № 1897 об уплате пени за просрочку доставки порожних цистерн (л.д.13). Также в данной претензии истец указал реквизиты расчетного счета для перечисления суммы пеней. Уведомлением от 11 октября 2007 года № НФЮ-17/136 ответчик сообщил истцу о рассмотрении его претензии и отклонении в полном размере (л.д.15). Истец, ссылаясь на просрочку доставки ответчиком порожних цистерн на 6 суток, обратился в арбитражный суд первой инстанции с иском о взыскании пени предусмотренной статьей 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, Третий арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам. В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в частности из договоров и иных сделок. Согласно пункту 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Из материалов дела следует, что ответчик допустил просрочку доставки до станции Новая Еловка Красноярской железной дороги не принадлежащих перевозчику порожних цистерн в адрес грузополучателя - закрытого акционерного общества «ЮКОС-Транссервис». Данная просрочка послужила основанием для обращения истцом в арбитражный суд с иском о взыскании пеней на основании статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. Суд первой инстанции правомерно квалифицировал обязательственные отношения сторон как отношения, обусловленные договором перевозки груза железнодорожным транспортом, и применил соответственно положения главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. Согласно пунктам 1, 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Согласно статье 25 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанные транспортные железнодорожные накладные и выданные на их основании перевозчиком грузоотправителю квитанции о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза. В соответствии с договором перевозки груза, перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза. Из пункта 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. В соответствии со статьей 33 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов. Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов. Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей. Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы. За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 настоящего Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава. В соответствии с пунктом 2 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденным приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 27 исчисление срока доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля", в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления". Нормативные сроки доставки грузов, в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов. Неполные сутки при исчислении сроков доставки грузов считаются за полные. Расчетное время - московское. Факт просрочки доставки на 7 суток порожних цистерн, принятых открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" к перевозке, подтверждается транспортными железнодорожными накладными №№ ЭЖ 443127, ЭЖ 442850, ЭЖ 442920, ЭЖ 442690, из которых усматривается, что отправленные порожние цистерны в адрес закрытого акционерного общества «ЮКОС-Транссервис» на станцию Новая Еловка Красноярской железной дороги прибыли 14 сентября 2007 года, тогда как срок доставки цистерн истек 07 сентября 2007 года. Сроки доставки грузов, исходя из норм суточного пробега, увеличиваются в соответствии с пунктом 5 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденным приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 27. Так, при перевозке опасных грузов срок увеличивается на одни сутки (пункт 5.12 Указанных Правил). Поскольку грузы, перевозимые на основании транспортных железнодорожных накладных №№ ЭЖ 443127, ЭЖ 442850, ЭЖ 442920, ЭЖ 442690 были заявлены как опасные, что подтверждается отметками в указанных накладных, в связи с чем срок доставки был увеличен на одни сутки, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что просрочка в доставке порожних цистерн на расстоянии 1116 км. составляет 6 суток, из которых 4 суток по норме суточного пробега (1116 : 310 = 3,6 суток, округляя до 4) и 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза (в соответствии с пунктом 2.1 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденным приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 27). Документы, подтверждающие, что просрочка в доставке порожних цистерн произошла вследствие обстоятельств непреодолимой силы, эпидемии или иных независящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, ответчиком не представлены. Согласно статье 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.10.2008 по делу n А33-3200/2008. Иск удовлетворить полностью, обратить взыскание на имущество должника »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|