Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 05.10.2014 по делу n Г. КРАСНОЯРСК. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

06 октября 2014 года

Дело №

г. Красноярск

А33-22730/2013

 

Резолютивная часть постановления объявлена «01» октября 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен          «06» октября 2014 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  - Морозовой Н.А.,

судей: Борисова Г.Н., Иванцовой О.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутиной В.И.

при участии:

от заявителя (открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири»): Провоторовой А. В., представителя по доверенности от 24.12.2013 № 122Н/118,

от ответчика (Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю): Мироненко Т. Г., представителя по доверенности от 05.08.2014,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «21» июля 2014 года по делу №  А33-22730/2013, принятое судьей Крицкой И.П.,

 

установил:

открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327) (далее – ОАО «МРСК Сибири», общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (ИНН 2466009115, ОГРН 1022402675965) (далее - антимонопольный орган, Красноярское УФАС России) об оспаривании решения и предписания от 17.09.2013 № 251-10-13.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: открытое акционерное общество «Дивногорские тепловые сети» (далее - ОАО «Дивногорские тепловые сети»); открытое акционерное общество «Красноярскэнергосбыт» (далее – ОАО «Красноярскэнергосбыт»).

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21 июля 2014 года заявление ОАО «МРСК Сибири» удовлетворено. Признано недействительными решение и предписание Красноярского УФАС России  от 17.09.2013 № 251-10-13.

С Красноярского УФАС России в пользу ОАО «МРСК Сибири» взысканы судебные расходы в размере 2000 рублей.

Не согласившись с решением арбитражного суда, антимонопольный орган обратился в Третий  арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.

В обоснование апелляционной жалобы Красноярское УФАС России  указывает, что инициирование обществом введения ограничения режима электропотребления электрокотельной «Центральная» путем направления уведомления, могло повлечь прекращение теплоснабжения неопределенного круга лиц. Указанное обстоятельство, при наличии у ОАО «МРСК Сибири» возможности осуществить защиту своих нарушенных прав посредством обращения в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности свидетельствует об избрании ОАО «МРСК Сибири» способа защиты, явно выходящего за пределы действий необходимых и достаточных для защиты нарушенных прав сетевой организации. Таким образом, действия ОАО «МРСК Сибири» являются злоупотреблением доминирующим положением.

ОАО «МРСК Сибири» в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с изложенными  в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Указывает, что действовало в пределах предоставленных сетевой организации прав.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

В адрес Красноярское УФАС России 31.05.2013 поступило заявление  ОАО «Дивногорские тепловые сети» (вх. № 10005) о признании нарушающими антимонопольное законодательство действий ОАО «МРСК Сибири», выразившихся в направлении в адрес ОАО «Дивногорские тепловые сети» уведомления от 23.05.2013 (исх. №1.3/03/7284-исх) о введении ограничения режима электропотребления.

По результатам рассмотрения заявления ОАО «Дивногорские тепловые сети» приказом Красноярского УФАС России от 07.06.2013 № 434 в отношении ОАО «МРСК Сибири» возбуждено дело № 251-10-13 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее -  Закон о защите конкуренции).

В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом установлены следующие обстоятельства.

22 ноября 2012 между ОАО «МРСК Сибири» и ОАО «Дивногорские тепловые сети» заключен договор № 18.2400.1500.12 оказания услуг по передаче электрической энергии, в соответствии с которым исполнитель (ОАО «МРСК Сибири») обязуется оказывать заказчику (ОАО «Дивногорские тепловые сети») услуги по передаче электрической энергии в точки поставки, указанные в Приложении №1 к договору, посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих Исполнителю на праве собственности или ином законном основании, а Заказчик обязуется оплачивать услуги Исполнителя в порядке, установленном договором.

В соответствии с Приложением № 1 к договору от 22.11.2012  №18.2400.1500.12  и актом разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон  от 21.09.2012 № 893-31-234 объектом энергоснабжения является электрооборудование электрокотельной «Центральная», расположенной по адресу: Красноярский край, г. Дивногорск, ул. Гидростроителей, 2 «б».

Письмом (исх. от 23.05.2013 №1.3./03/7284-исх) (вх. от 27.05.2013 № 95) ОАО «МРСК Сибири» предложило ОАО «Дивногорские тепловые сети» в срок до 31.05.2013 погасить заложенность в размере 43 512 927 рублей 43 копеек по договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 22.11.2012 №18.2400.1500.12.

Кроме того, в указанном письме указывалось на необходимость самостоятельного введения после 10:00 03.06.2013 частичного ограничения режима потребления электрической энергии в случае неисполнения вышеуказанного требования, а также предупреждение о полном введении силами ОАО «МРСК Сибири» режима электропотребления после 10:00 06.06.2013.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 251-10-13 антимонопольный орган установил, что 29.11.2012 между ОАО «Красноярская теплотранспортная компания» (теплоснабжающая организация) и ОАО «Дивногорские тепловые сети» (теплосетевая организация) заключен договор №1 поставки тепловой энергии, а также договор № 2 оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя.

В соответствии с предметом договора от 29.11.2012 № 1 поставщик (ОАО «Дивногорские тепловые сети») обязуется поставлять покупателю (ОАО «Красноярская теплотранспортная компания») тепловую энергию и теплоноситель, а покупатель обязуется принимать тепловую энергию и теплоноситель и оплачивать непосредственно поставщику принятую тепловую энергию и теплоноситель по тарифу, установленному Региональной энергетической комиссией Красноярского края.

Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от э/к «Центральная» от 29.11.2012 к договору поставки тепловой энергии от 29.11.2012 № 1 балансодержателем и лицом, ответственным за эксплуатацию объектов:

- электрокотельная «Центральная», расположенная по адресу: г. Дивногорск, ул. Гидростроителей, 2 «б»; камера ТК-1, магистральные тепловые сети 2 Ду 400 от наружной стены камеры ТК-1 в сторону здания электрокотельной «Центральная» определено ОАО «Дивногорские тепловые сети»,

- магистральные тепловые сети 2 Ду 400 протяженностью 1 м от наружной стены здания электрокотельной «Центральная» в сторону камеры ТК-1 и тепловые сети 2 Ду 100 протяженностью 1 м от наружной стены здания электрокотельной «Центральная» в сторону промышленной зоны определено ОАО «Красноярская теплотранспортная компания».

В соответствии с предметом договора оказания услуг по передаче тепловой энергии и  теплоносителя от 29.11.2012  № 2 теплосетевая организация (ОАО «Дивногорские тепловые сети»)  обязуется оказывать услуги по передаче тепловой энергии с использованием теплоносителя теплоснабжающей организации (ОАО «Красноярская теплотранспортная кампания») по  тепловым сетям, находящимся в собственности теплосетевой организации; до абонентов (потребителей) теплоснабжающей организации, осуществляя организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технологических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги.

Приложением №1 к договору от 29.11.2012 № 2  установлен перечень тепловых сетей ОАО «Дивногорские тепловые сети». Указанные в этом перечне теплотрассы являются технологически связанными с электрокотельной «Центральная» и между собой.

Приложением № 2 к договору от 29.11.2012 № 2 установлен перечень абонентов ОАО «Красноярская теплотранспортная компания», подключенных к тепловым сетям ОАО «Дивногорские тепловые сети». Указанный перечень помимо абонентов-граждан, индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций содержит сведения о социально значимых объектах (детские сады, общеобразовательные школы, органы государственной власти).

Решением Красноярского УФАС России от 17.09.2013 по делу № 251-10-13 признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции действия ОАО «МРСК Сибири», выразившиеся в направлении в адрес ОАО «Дивногорские тепловые сети» уведомления от 23.05.2013 (исх. № 1.3/03/7284-исх) о введении ограничения режима электропотребления, являющегося частью предусмотренной действующим законодательством процедуры введения ограничения режима электроснабжения, которое могло повлечь ущемление интересов абонентов, подключенных к сетям ОАО «Дивногорские тепловые сети», своевременно исполняющих обязанности по оплате топливно-энергетических ресурсов (пункт 1). Решено выдать ОАО «МРСК Сибири» предписание (пункт 2).

На основании решения от 17.09.2013 ОАО «МРСК Сибири» выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства посредством совершения действий по отзыву письма от 23.05.2013 (исх. № 1.3/03/7284-исх), направленного в адрес ОАО «Дивногорские тепловые сети».

Не согласившись с решением и предписанием от 17.09.2013 по делу №251-10-13, ОАО «МРСК Сибири» обратилось в арбитражный суд.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий – несоответствие его закону  или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд апелляционной инстанции, проверив полномочия должностных лиц антимонопольного органа на вынесение оспариваемого решения, установил, что указанный акт вынесен в пределах представленной законом компетенции.

Из пунктов 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, следует, что Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Красноярское УФАС России является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по их прекращению и привлекает к ответственности за такие нарушения.

В соответствии со статьей 23 Закона о

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 05.10.2014 по делу n А74-1825/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также