Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.09.2014 по делу n Г. КРАСНОЯРСК. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

30 сентября 2014 года

Дело №

г. Красноярск

А74-1777/2014

 

 

Резолютивная часть постановления объявлена  25 сентября 2014  года.

Полный текст постановления изготовлен          30 сентября 2014  года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  - Петровской О.В.,

судей: Бутиной И.Н., Радзиховской В.В.,

секретаря судебного заседания Астаховой А.И.,

при участии:

от закрытого акционерного общества «Промышленный транспорт»: Ерхан Н.В., представителя  на основании доверенности от 17.12.2013 № 452;

от открытого акционерного общества «Русский уголь»: Смирнова Н.М., представителя на основании доверенности от 06.12.2013 № 183;

от общества с ограниченной ответственностью «СУЭК-Хакасия»: Озолиной М.В., представителя  на основании доверенности от 27.12.2013 № 19АА0196363;

от открытого акционерного общества «Российские железные дороги»: Рожковой И.Е., представителя  на основании доверенности от 28.06.2012.

рассмотрев апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Промышленный транспорт»

на решение Арбитражного суда Республики Хакасия

от «04» июля 2014 года по делу № А74-1777/2014, принятое судьей Лиходиенко А.В., 

 

установил:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ИНН   7708503727,   ОГРН 1037739877295) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу «Промышленный транспорт» (ИНН 1903005308, ОГРН 1021900696531) о взыскании платы за пользование вагонами в размере 11 876 081 рубля 66 копеек.

Определением суда от 24.04.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество «Русский уголь», общество с ограниченной ответственностью «СУЭК-Хакасия».

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 4 июля 2014 года иск удовлетворен.

Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в иске отказать, в  обоснование апелляционной жалобы привел следующие доводы.

Размер платы за использование инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования должен определяться компетентным государственным органом в соответствии со статьей 6 ФЗ «О естественных монополиях», следовательно, размер платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику не может быть установлен в договорном порядке и как следствие этого указанное договорное условие является ничтожным в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Наличие причин задержки вагонов в пути следования можно подтвердить лишь единственным доказательством - актом общей формы ГУ-23, составленным на станции Черногорские Копи по факту ожидания подачи порожних вагонов на пути ЗАО «Промтранс» (пункт 2.1. Методических рекомендаций по оформлению ОАО «Российские железные дороги» задержки вагонов, контейнеров в пути следования в поездах, временно отставленных от движения, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 22.03.2012 года №558р).

Ответчиком по настоящему делу было заявлено ходатайство об уменьшении взыскиваемой суммы в соответствии со ст. 333 ГК РФ на 95 %. Суд первой инстанции в удовлетворении указанного ходатайства отказал по причине того, что взыскиваемая плата не является неустойкой, что противоречит сложившейся судебной практике.

Истец должен был отказать в согласовании заявки на основании пункта 2.3 Правил №26  в связи с отсутствием технической или технологической возможности. Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» намеренно нарушает пункт 15 договора -  не регулирует грузопоток.

Третьи лица поддержали позицию ответчика, просят отменить решение, в иске – отказать.

Истец представил отзыв, в котором отклонил доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Представителем закрытого акционерного общества «Промышленный транспорт» заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, а именно копии: письма от 05.09.2014, заявки от 13.02.2014, заявки от 12.08.2014.

На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции отказал в принятии указанных документов, поскольку уважительность непредставления в суд первой инстанции не обоснована. При этом документы за сентябрь и август 2014 года не могли быть исследованы судом первой инстанции, так как изготовлены позднее принятого решения, в связи с чем возможность их приобщения на стадии апелляционного обжалования не обоснована заявителем.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав устные пояснения представителей сторон, исследовав представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд установил следующие обстоятельства.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (перевозчик) и закрытое акционерное общество «Промышленный транспорт» (владелец) 24.08.2007 заключили договор № 4 (в редакции дополнительного соглашения от 28.10.2010 № 579 с протоколом урегулирования разногласий от 27.01.2011) на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО «Промышленный транспорт», примыкающего к станции Черногорские Копи Красноярской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги», по условиям которого осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Черногорские Копи со станции Новая стрелочными переводами № 33 и № 69 к пути № 1 и стрелочным переводом № 9 к продолжению пути 1БП парка «Б»; со стороны станции Деповская стрелочным переводом № 941 к пути 1АП парка «А», обслуживаемого локомотивом владельца (пункт 1 договора).

Согласно пункту 15 договора перерабатывающая способность по погрузке угля составляет 320 вагонов в сутки, в том числе ООО «СУЭК - Хакасия» - 166 вагонов, ООО «Разрез Степной» и ЗАО «Русский Уголь» - 104 вагона, ООО «Хакасразрезуголь» - 43 вагона.

В соответствии с абзацем 1 пункта 20 договора (в редакции дополнительного соглашения от 28.10.2010 № 579 с протоколом урегулирования разногласий от 27.01.2011) за время задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприёма их железнодорожной станцией Черногорские Копи по причинам, зависящим от владельца или его контрагентов, владелец вносит перевозчику плату за пользование вагонами:

за вагоны, принадлежащие перевозчику - в размере, установленном тарифным руководством № 2;

за вагоны, не принадлежащие перевозчику - за всё время нахождения таких вагонов на путях общего пользования - в размере 50% платы за пользование вагонами, установленной пунктом 12 тарифного руководства № 2.

На станции Черногорские Копи 28.03.2013 по прибытии поезда № 3704, индекс 9200­889-8879 составлены акты общей формы от 28.03.2013 №№ 3345, 3321 свидетельствующие о следующем: на основании распоряжения перевозчика по станции Ельник Красноярской железной дороги 14.02.2013 задержаны вагоны из-за невозможности их приёма станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО «СУЭК-Хакасия», ОАО «Русский уголь», что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО «РЖД». Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Ельник 27.03.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец были уведомлены извещениями №№ 271, 633, 272, 274, 634, 636, 273, 635, которые грузополучателю и владельцу вручены лично. Время простоя составило 979,15 часов по актам №№ 3345, 3321. По ведомости подачи и уборки вагонов № 052843 начислена плата в сумме 1 118 388 рублей без учёта НДС или 1 319 697 рублей 84 копейки с НДС. По ведомости подачи и уборки вагонов № 052844 начислена плата в сумме 2 795 970 рублей без учёта НДС или 3 299 244 рублей 60 копеек с НДС.

На станции Черногорские Копи 26.03.2013 по прибытии поезда № 3204, индекс 9700­941-8879 составлены акт общей формы от 26.03.2013 № 3211, свидетельствующий о следующем: на основании распоряжения перевозчика по станции Бугач Красноярской железной дороги 31.01.2013 задержаны вагоны из-за невозможности их приёма станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО «СУЭК-Хакасия», ОАО «Русский уголь», что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО «РЖД». Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Бугач 24.03.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец были уведомлены извещениями №№ 371, 619, 372, 620, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 688,30 часов по акту № 3211. По ведомости подачи и уборки вагонов № 053900 начислена плата в сумме 2 723 903 рубля без учёта НДС или 3 214 205 рубля 54 копейки с НДС.

На станции Черногорские Копи 31.03.2013 по прибытии поезда № 3216, индекс 9700­966-8879 составлены акты общей формы от 31.03.2013 №№ 3425, 3426, свидетельствующий о следующем: на основании распоряжения перевозчика по станции Канск-Енисейский Красноярской железной дороги 17.03.2013 задержаны вагоны из-за невозможности их приёма станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО «СУЭК-Хакасия», ОАО «Русский уголь», что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО «РЖД». Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Канск-Енисейский 28.03.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец были уведомлены извещениями №№ 581, 645, 582, 584, 646, 648, 583, 647, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 278,45 часов по актам №№ 3425, 3426. По ведомости подачи и уборки вагонов № 052845 начислена плата в сумме 44 855 рублей 70 копеек без учёта НДС или 52 929 рублей 72 копейки с НДС. По ведомости подачи и уборки вагонов № 052846 начислена плата в сумме 807 402 рубля 60 копеек без учёта НДС или 952 735 рублей 06 копеек с НДС.

На станции Черногорские Копи 21.03.2013 по прибытии поезда № 3502, индекс 9200 -906-8879 составлены акты общей формы от 21.03.2013 №№ 2989, 3032, свидетельствующий о следующем: на основании распоряжения перевозчика по станции Хайрузовка Красноярской железной дороги 19.02.2013 задержаны вагоны из-за невозможности их приёма станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО «СУЭК-Хакасия», ОАО «Русский уголь», что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО «РЖД». Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Хайрузовка 20.03.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец были уведомлены извещениями №№ 341, 599, 342, 344, 600, 602, 343, 601, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 678,05 часов по актам №№ 2989, 3032. По ведомости подачи и уборки вагонов № 052850 начислена плата в сумме 1 836 960 рублей без учёта НДС или 2 167 612 рублей 80 копеек с НДС. По ведомости подачи и уборки вагонов № 052849 начислена плата в сумме 727 130 рублей без учёта НДС или 858 013 рублей 40 копеек с НДС.

На станции Черногорские Копи 31.03.2013 по прибытии поезда № 3216, индекс 9700­966-8879 составлены акты общей формы от 31.03.2013 №№ 3427, 3428, свидетельствующий о следующем: на основании распоряжения перевозчика по станции Красная Сопка Красноярской железной дороги 30.03.2013 задержаны вагоны из-за невозможности их приёма станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО «СУЭК-Хакасия», ОАО «Русский уголь», что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО «РЖД». Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Красная Сопка 30.03.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец были уведомлены извещениями №№ 649, 653, 651, 655, 650, 652, 654, 656, которые грузополучателю и владельцу вручены лично. Время простоя составило 07,53 часа по акту № 3427, 3428. По ведомости подачи и уборки вагонов № 045767 начислена плата в сумме 9 347 рублей 40 копеек без учёта НДС или 11 029 рублей 93 копейки с НДС. По ведомости подачи и уборки вагонов № 045766 начислена плата в сумме 519 рублей 30 копеек без учёта НДС или 612 рублей 77 копеек с НДС.

Всего начислена плата 11 876 081 рубль 66 копеек с НДС.

Ссылаясь на обязанность ответчика в силу пункта 20 договора от 24.08.2007 № 4 уплатить начисленную плату за пользование вагонами, истец обратился в суд.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Исковые требования основаны на условиях договора от 24.08.2007 № 4 (пункт 20), согласно которому стороны согласовали возможность внесения платы в отношении вагонов, не принадлежащих перевозчику. Так, в абзаце 1 пункта 20 договора от 24.08.2007 № 4 предусмотрено, что время задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприёма их железнодорожной станцией Черногорские Копи по причинам, зависящим от владельца или его контрагентов, владелец вносит перевозчику плату за пользование вагонами: - за вагоны, не принадлежащие перевозчику - за все время нахождения таких вагонов на путях общего пользования - в размере 50% платы за пользование вагонами, установленной пунктом 12 Тарифного руководства № 2.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.09.2014 по делу n Г. КРАСНОЯРСК. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также