Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.09.2014 по делу n Г. КРАСНОЯРСК. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

26 сентября 2014 года

Дело №

г. Красноярск

А74-1157/2014

 

Резолютивная часть постановления объявлена «19» сентября 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен          «26» сентября 2014 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  судьи Радзиховской В.В.,

судей: Магда О.В., Споткай Л.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козловой Т.Е.,

с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики  Хакасия, при выполнении судебного поручения судьей Арбитражного суда Республики  Хакасия  Ишь Н.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Надеевой И.В.,

при участии в Арбитражном суде Республики  Хакасия:

от ЗАО «Промтранс» – Ерхан Н.В., представителя по доверенности № 452 от 17.12.2013.,

от ОАО «Русский Уголь» – Боднар А.А., представителя по доверенности от 28.08.2014.,

от ООО «СУЭК-Хакасия» - Килина Д.А., представителя по доверенности от 24.12.2013.

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Промышленный транспорт»

на решение Арбитражного суда Республики Хакасия

от 04 июля 2014 года по делу № А74-1157/2014, принятое судьей Кобыляцкой Н.Н.,

установил:

открытое акционерное общество (ОАО) «Российские железные дороги», ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295 (далее истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу (ЗАО) «Промышленный транспорт», ИНН 1903005308, ОГРН 1021900696531 (далее ответчик) о взыскании 11961893 рублей 98 копеек платы за пользование вагонами.

Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 24 апреля 2014 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены открытое акционерное общество «Русский уголь»             (ИНН 7705880068, ОГРН 1097746061390), общество с ограниченной ответственностью «СУЭК-Хакасия» (ИНН 1903017342, ОГРН 1071903000773).

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 04 июля 2014 года по делу № А74-1157/2014 исковые требования удовлетворены, с ЗАО «Промышленный транспорт» в пользу ОАО «Российские железные дороги» взысканы 11961893  рубля 98 копеек долга                            и 82809 рублей 47 копеек расходов по государственной пошлине.

Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить  и принять новый судебный акт.

По мнению заявителя апелляционной жалобы, размер платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, не может быть установлен в договорном порядке, поэтому условие договора о плате является ничтожным. ОАО «Российские железные дороги» не может получать доход от использования не принадлежащих ему вагонов. Суд первой инстанции неправомерно отклонил довод ответчика о ничтожности пункта 20 договора от 24.08.2007.

Суд первой инстанции не исследовал вопрос о нарушении сроков доставки груза, не исследовал вопрос об освобождении ЗАО «Промышленный транспорт» от платы за пользование вагонами вследствие подачи перевозчиком вагонов в количестве, превышающем количество вагонов, установленных пунктом 15 договора от 24.08.2007 №4. Суд необоснованно не применил положения статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации об освобождении владельца путей необщего пользования от внесения платы вследствие подачи перевозчиком вагонов в количестве, превышающим количество вагонов. Также суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства об уменьшении взыскиваемой суммы, указав, что  взыскиваемая плата не является неустойкой, а представляет повышенную цену услуги по предоставлению вагонов. Ответчик полагает, что  наличие причин задержки вагонов в пути следования можно подтвердить лишь единственным доказательством – актом общей формы ГУ-23, составленным на станции Черногорские Копи по факту ожидания подачи порожних вагонов на пути ЗАО «Промтранс». При чем, указанный акт общей формы должен составляться до момента задержки порожних вагонов в пути следования.

Истец в отзыве на апелляционную жалобу пояснил,  что истцом  предъявлена  плата  в  силу   положений   пункта 20  договора  №4, который  не  противоречит   ни  одной  норме  права  и  не  является   штрафом или  пеней. В статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации определен порядок и условия взыскания платы за вагоны, принадлежащие перевозчику, и, как установлено  судебной практикой, в том числе в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (в редакции постановления Пленума № 37) в пункте 34 установлено, что «Размер за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается  в договорах с этими перевозчиками», в связи с чем условие пункта 20 договора № 4 не противоречит ни одной норме права и не  является штрафом или пеней, следовательно к данному ввиду платежа не может  быть применена статья 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Третьи лица – ОАО «Русский уголь», ООО «СУЭК-Хакасия» представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых с доводами апелляционной жалобы полностью согласились. Указали, что ЗАО «Промышленный транспорт» доказан факт подачи перевозчиком вагонов в количестве, превышающем количество вагонов, установленных пунктом 15 договора № 4 от 24.08.2007.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 августа 2014 года апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 19 сентября 2014 года.

Учитывая, что истец  уведомлен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копии определения о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на портале сайта Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации www.kad.arbitr.ru), с  учетом   отклонения  ходатайства истца  об  отложении судебного  разбирательства,   в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия представителя ОАО «Российские железные дороги», в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение арбитражного суда от 04.07.2014 и принять по делу новый судебный акт.

Представители третьих лиц - ООО «СУЭК-Хакасия», ОАО «Русский уголь» поддержали доводы, изложенные в своих отзывах на апелляционную жалобу, просили решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (перевозчик) и закрытое акционерное общество «Промышленный транспорт» (владелец) 24.08.2007 заключили договор №4 (в редакции дополнительного соглашения от 28.10.2010 №579 с протоколом урегулирования разногласий от 27.01.2011) на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования           ЗАО «Промышленный транспорт», примыкающего к станции Черногорские Копи Красноярской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги», по условиям которого осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Черногорские Копи со станции Новая стрелочными переводами № 33 и № 69 к пути № 1 и стрелочным переводом № 9 к продолжению пути 1БП парка «Б»; со стороны станции Деповская стрелочным переводом № 941 к пути 1АП парка «А», обслуживаемого локомотивом владельца (пункт 1 договора).

Согласно пункту 15 договора перерабатывающая способность по погрузке угля составляет 320 вагонов в сутки, в том числе ООО «СУЭК – Хакасия» – 166 вагонов, ООО «Разрез Степной» и ЗАО «Русский Уголь» – 104 вагона, ООО «Хакасразрезуголь» – 43 вагона.

В соответствии с абзацем 1 пункта 20 договора (в редакции дополнительного соглашения от 28.10.2010 №579 с протоколом урегулирования разногласий от 27.01.2011) за время задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприёма их железнодорожной станцией Черногорские Копи по причинам, зависящим от владельца или его контрагентов, владелец вносит перевозчику плату за пользование вагонами:

- за вагоны, принадлежащие перевозчику – в размере, установленном тарифным руководством № 2;

- за вагоны, не принадлежащие перевозчику – за всё время нахождения таких вагонов на путях общего пользования – в размере 50% платы за пользование вагонами, установленной пунктом 12 тарифного руководства № 2.

На станции Черногорские Копи 02.03.2013 по прибытии поезда № 33602,                             индекс 9700-917-8879 был составлен акт общей формы №2145 от 02.03.2013 свидетельствующий о следующем: на основании распоряжения перевозчика по станции Хоных Красноярской железной дороги 14.02.2013 были задержаны вагоны из-за невозможности их приёма станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО «СУЭК-Хакасия», что повлекло за собой занятость инфраструктуры               ОАО «РЖД». Задержанный состав вагонов был отправлен со ст.Хоных 01.03.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец были уведомлены извещениями №№265,460,266,461, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 376-08 часов по акту №2145. В ведомости подачи и уборки вагонов № 033470 начислена плата в сумме 1381586 рублей 90 копеек без учета НДС или 1630272 рубля 54 копейки с НДС.

На станции Черногорские Копи 25.02.2013 по прибытии поезда № 3704,                                 индекс 9200-874-8879 составлены акты общей формы №№ 1908,1928 от 25.02.2013, свидетельствующие о следующем: на основании распоряжения перевозчика по станции Кошурниково Красноярской железной дороги 12.02.2013 задержаны вагоны из-за невозможности их приёма станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО «СУЭК-Хакасия», ОАО «Русский уголь», что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО «РЖД». Задержанный состав вагонов отправлен со ст.Кошурниково 24.02.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки.          О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец были уведомлены извещениями                                              №№ 241, 397, 243, 395, 242, 244, 396, 398, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 297-10 часов по актам №№ 1908,1928. В ведомости подачи и уборки вагонов № 033445 начислена плата в сумме 128030 рублей 40 копеек без учета НДС или 151075 рублей 87 копеек с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов № 033446 начислена плата в сумме 992235 рублей 60 копеек без учёта НДС или 1170838 рублей 01 копейка с НДС.

На станции Черногорские Копи 28.02.2013 по прибытии поезда № 3636,                                 индекс 9700-925-8879 составлены акты общей формы №№ 2106,2131 от 28.02.2013, свидетельствующие о следующем: на основании распоряжения перевозчика по станции Минусинск Красноярской железной дороги 16.02.2013 задержаны вагоны из-за невозможности их приёма станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО «СУЭК-Хакасия», ОАО «Русский уголь», что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО «РЖД». Задержанный состав вагонов отправлен со ст.Минусинск 28.02.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки.                     О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями №№295, 447, 297, 445, 296, 298, 446, 448, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 296-40 часов по актам №№ 2106,2131. В ведомости подачи и уборки вагонов № 033471 начислена плата в сумме 800190 рублей без учёта НДС или 944224 рубля 20 копеек с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов № 033472 начислена плата в сумме 176041 рубля 80 копеек без учёта НДС или 207729 рублей 32 копейки с НДС.

На станции Черногорские Копи 26.02.2013 по прибытии поезда № 3604,                              индекс 9700-904-8879 были составлены акты общей формы №№2002,2003 от 26.02.2013, свидетельствующие о следующем: на основании распоряжения перевозчика по станции Минусинск Красноярской железной дороги 09.02.2013 были задержаны вагоны из-за невозможности их приёма станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО «СУЭК-Хакасия», ОАО «Русский уголь», что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО «РЖД». Задержанный состав вагонов был отправлен со ст.Минусинск 26.02.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями №№209, 413, 211, 411, 210, 212, 412, 414, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 401-25 часов по актам №№2002,2003. В ведомости подачи и уборки вагонов № 033443 начислена плата в сумме 664206 рублей без учёта НДС                            или 783763 рубля 08 копеек с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов № 033444 начислена плата в сумме 863467 рублей 89 копеек без учёта НДС или 1018892 рубля с НДС.

На станции Черногорские Копи 02.03.2013 по прибытии поезда № 3608,                                индекс 9700-906-8879 составлены акты общей формы №№2195, 2196 от 02.03.2013, свидетельствующие о следующем: на основании распоряжения перевозчика по станции Кошурниково Красноярской железной дороги 09.02.2013 задержаны

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.09.2014 по делу n Г. КРАСНОЯРСК. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также