Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.09.2008 по делу n А33-9249/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

«22» сентября 2008 года

Дело №

А33-9249/2008/03АП-2564/2008

г. Красноярск

 

Резолютивная часть постановления объявлена «19» сентября 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен  «22» сентября 2008 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Колесниковой Г.А.

судей: Борисова Г.Н., Первухиной Л.Ф.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.

при участии:

от заявителя: Радкевича П.И., представителя по доверенности от 09.07.2008,

от административного органа: Вебер О.Н., представителя по доверенности от 28.07.2008, Копейкиной Л.В., представителя по доверенности от 30.07.2008,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору

на решение Арбитражного суда Красноярского края от «31» июля 2008 года по делу № А33-9249/2008, принятое судьей Ивановой Е.А.,

установил:

 

Общество с ограниченной ответственностью «Ассоциация китайских предпринимателей и товаропроизводителей Красноярского края» (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее – административный орган, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления от 27.06.2008 № 70-115 по делу об административном правонарушении.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 31.07.2008 заявленные требования удовлетворены, признано незаконным и отменено постановление от 27.06.2008 № 70-115.

Административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением от 31.07.2008 не согласен по следующим основаниям:

- в протоколе об административном правонарушении  указан договор аренды земельного участка с кадастровым номером;

- совершение обществом вменяемых правонарушений подтверждается актом о проведении мероприятий по контролю за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, который соответствует Закону от 08.08.2001 № 134-ФЗ, а также приложенной к нему фототаблицей; о проведении проверки был извещен старший агроном Крутько В.В.;

- о времени и месте составления протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении общество извещено надлежащим образом.

Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором решение от 31.07.2008 считает законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не соответствущими материалам дела и требованиям КоАП.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Ассоциация китайских предпринимателей и товаропроизводителей Красноярского края» зарегистрировано в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1042402203205, осуществляет предпринимательскую деятельность, в том числе по производству сельскохозяйственной продукции.

В целях выращивания сельскохозяйственной продукции общество арендует следующие земельные участки: площадью 3,22 га (договор аренды от 15.10.2007), площадью 3,37 га (договор аренды от 17.11.2007), площадью 21706 кв.м. (договор аренды от 01.03.2008), 45380 кв.м., участок №7 (договор аренды от 10.03.2008), расположенные по адресу: Красноярский край, с. Зыково, урочище «Пузырево».

Заместителем начальника Управления вынесено распоряжение от 03.06.2008 № 152-пр о проведении внеплановой проверки деятельности граждан Китая, выращивающих плодоовощную продукцию на территории тепличных комплексов в районе д. Зыково Березовского района.

Государственным инспектором отдела государственного земельного контроля О.Н. Вебер, проводившей проверку,  составлен акт от 04.06.2008, в котором указано, что во время внеплановой проверки граждан Китая, выращивающих плодоовощную продукцию на территории тепличных комплексов в районе д. Зыково, Березовского района, установлено, что склад для хранения пестицидов и агрохимикатов и средства индивидуальной защиты отсутствуют, мешки с удобрениями хранятся без маркировки с нарушенной целостностью, не ведется журнал по применению пестицидов и агрохимикатов, обнаружены препараты производства КНР, не внесенные и не зарегистрированные в каталоге пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации.

17.06.2008 государственным инспектором Управления О.Н. Вебер в отношении общества составлен протокол   № 75-115 об административном правонарушении,  предусмотренном статьей 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При составлении протокола участвовал юрисконсульт ООО «Ассоциация китайских предпринимателей и товаропроизводителей Красноярского края» П.И. Радкевич.

27.06.2008 заместителем руководителя Управления вынесено постановление № 70-115 о привлечении ООО «Ассоциация китайских предпринимателей и товаропроизводителей Красноярского края» к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и взыскании административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.

Считая указанное постановление незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Проверив полномочия должностного лица, составившего протокол и вынесшего оспоренное постановление, а также  соблюдение административным органом процедуры привлечения к административной ответственности, судом апелляционной инстанции установлено следующее.

В соответствии с частями 2 - 6 статьи 28.2 КоАП в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе, объяснение законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Как следует из положений статьи 28.2 КоАП, протокол об административном правонарушении  составляется в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, что является гарантией защиты прав и законных интересов такого лица.

В отсутствие законного представителя юридического лица составление протокола об административном правонарушении допускается в случае, если указанное лицо извещено в установленном порядке (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП).

Как указал  Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 24 постановления № 46 от 26.07.2007 «О внесении дополнений в постановление Пленума ВАС от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной  ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом  необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 КоАП.

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 17.06.2008 № 75-115 законный представитель общества извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о составлении протокола № 45-115 и почтовым уведомлением № 66000019825010 (л.д. 52, 53). С учетом изложенного,  вывод суда первой инстанции о том, что при составлении протокола участвовал юрисконсульт общества Радкевич П.И., который не является законным представителем общества и не имеет доверенности на представительство интересов общества в конкретном административном деле, не имеет правового значения, поскольку данные обстоятельства оцениваются судом при установлении факта ненадлежащего  извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 25.1 КоАП  лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении  общество извещено надлежащим образом, что подтверждается подписью юрисконсульта общества в протоколе от 17.06.2008 № 75-115 с указанием о рассмотрении дела об административном правонарушении 27.06.2008 в 11 час. 00 мин. (л.д. 55), который на основании доверенности от 30.04.2008 имеет право от имени общества получать необходимые документы (л.д. 37).

Протокол об административном правонарушении от 17.06.2008 № 75-115 составлен и постановление от 27.06.2008 № 70-115 вынесены уполномоченными должностными лицами на основании следующего.

В соответствии со статьей 28.3 КоАП протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа. Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассмотрение дел о которых настоящим Кодексом отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 23.17 КоАП органы, осуществляющие государственный контроль за химизацией и использованием химических веществ в сельском хозяйстве, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.3 КоАП.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 327, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору, в том числе, в сфере защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.

Пунктами 2, 9.2 Типового Положения о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденному Приказом Министерства сельского хозяйства от 13.06.2006 № 171, предусмотрено, что территориальным органом Россельхознадзора является управление Россельхознадзора (далее - Управление), которое создается для осуществления функций по контролю и надзору, в том числе, в сфере защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.

Государственные гражданские служащие Управления для осуществления своих полномочий имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, дела об административных правонарушениях в закрепленной сфере деятельности и применять меры административного наказания или направлять в судебные органы материалы о привлечении лиц, виновных в правонарушении, к ответственности.

Приказом Россельхознадзора от 12.04.2005 № 138 утвержден перечень должностных лиц Россельхознадзора и территориальных управлений Россельхознадзора, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в соответствии с которым

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.09.2008 по делу n А33-1620/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также