Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.07.2014 по делу n Г. КРАСНОЯРСК. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

28 июля 2014 года

Дело №

г. Красноярск

А33-750/2014

 

 

Резолютивная часть постановления объявлена  21 июля 2014  года.

Полный текст постановления изготовлен           28 июля 2014  года.

Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Петровской О.В.,

при секретаре судебного заседания Грищенко Ю.А.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирский экспресс»

на решение Арбитражного суда Красноярского края  от 19 мая 2014 года

по делу № А33-750/2014, рассмотренному в порядке упрощённого производства Рудовой Л.А.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирский экспресс» (ИНН 2460078360, ОГРН 1062460046967) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) о взыскании 46 228 рублей 56  копеек пеней за просрочку доставки вагонов.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 19 мая 2014 года иск удовлетворен частично в сумме 18 868 рублей 88 копеек. В остальной части иска отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, иск удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы истец привел следующие обстоятельства.

В решении указано, что истцом неверно исчислен штраф, так как он произведен в часах, а не в сутках. Данный вывод суда не соответствует материалам дела, так как расчет произведен в сутках. Независимо от этого пропорциональное соотношение периода задержки к сроку доставки не изменится.

Ответчик представил отзыв, в котором отклонил доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Представлен контррасчет.

Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения от 01.07.2014 о принятии апелляционной жалобы к производству, а также путем размещения публичных извещений о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционным судом установлено, что по договору перевозки по СМГС - накладным №№ АТ362197, 00220607, 00220608, 00220609, 00220748, 00220744, 00220745, 00220746, 00220704, 00220706, 00220707, 00220670, 00220672, 00220709, 20020710, 00220711, 00220708 со станции Маньчжурия (станция отправления) до станции Канск-Енисейский Красноярской железной дороги в адрес общества с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирский экспресс» отправлен груз - порожние вагоны.

Поскольку указанная перевозка была осуществлена в прямом международном железнодорожном сообщении, то к ней применяются нормы Соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС).

Из имеющихся в указанных накладных отметок о сроках доставки порожних вагонов (датах их отправления и фактического прибытия на станцию назначения) следует, что ответчиком допущена просрочка в доставке порожних вагонов.

В связи с просрочкой грузоперевозчиком доставки вагонов, грузополучатель на основании статьи 27 СМГС начислил пени в размере 46 228 руб. 56 коп.

Претензии, которыми истец предложил ответчику уплатить указанную сумму пени, направлены ответчику сопроводительными письмами от 03.09.2013 №32/13-ПР и от 05.09.2013 №35/13-ПР, отклонены перевозчиком в полном объеме со ссылкой на параграф 5 статью 14 СМГС.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Между сторонами сложились правоотношения по перевозке, регулируемые главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

В силу статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Заключение между сторонами договора перевозки груза подтверждается СМГС -накладными №№ АТ362197, 00220607, 00220608, 00220609, 00220748, 00220744, 00220745, 00220746, 00220704, 00220706, 00220707, 00220670, 00220672, 00220709, 20020710, 00220711, 00220708, из которых следует, что со станции Маньчжурия (станция отправления) до станции Канск-Енисейский Красноярской железной дороги в адрес общества с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирский экспресс» отправлен груз -порожние вагоны.

В силу статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским Кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

В соответствии с абзацем 1 статьи 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.

Пунктом 2 статьи 7 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.

Соглашением о международном грузовом сообщении (далее - СМГС) устанавливается прямое международное железнодорожное сообщение для перевозок грузов между железными дорогами, перечисленными в статье 1 Соглашения.

С 01.11.1951 введено в действие Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении.

Указанный нормативный акт применяется ко всем перевозкам грузов в прямом международном железнодорожном сообщении между станциями, которые открыты для грузовых операций во внутренних сообщениях стран - участниц СМГС, по накладным СМГС и только по сети железных дорог - участниц Соглашения. Названный документ имеет обязательную силу для железных дорог, отправителей и получателей грузов (статья 2 СМГС).

Учитывая станции отправления и назначения доставки порожних вагонов по спорным накладным, СМГС подлежит применению к отношениям, возникшим между сторонами.

Истцом заявлено требование о взыскании пени за просрочку доставки порожних вагонов.

В соответствии с частью 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

Согласно части 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

В силу статьи 14 СМГС, срок доставки определяется на весь путь следования груза исходя из следующих норм:

2) для грузов малой скорости:

срок на отправление - 1 сутки,

срок на перевозку груза мелкой отправкой или в среднетоннажном контейнере на каждые начатые 150 тарифных километров в пределах каждой железной дороги, участвующей в перевозке - 1 сутки, 2.3.            срок на перевозку груза повагонной, контрейлерной отправкой или в крупнотоннажном контейнере на каждые начатые 200 тарифных километров в пределах каждой железной дороги, участвующей в перевозке - 1 сутки.

Течение срока доставки груза начинается с 0.00 ч. дня, следующего за днем, в который приняты к перевозке груз и накладная. Если груз принят с предварительным до отправления хранением, то срок доставки начинается с 0.00 ч. дня, следующего за днем, в который этот груз назначен к погрузке. О дне погрузки груза в накладной должна быть сделана отметка.

В § 6 статьи 14 СМГС установлено, что срок доставки считается выполненным, если груз прибыл на станцию назначения до истечения срока доставки и может быть передан в распоряжение получателя, о чем железная дорога уведомляет получателя. Порядок уведомления получателя определяется внутренними правилами, действующими на железной дороге назначения.

Если в соответствии с внутренними правилами, действующими на железной дороге назначения, груз доставляется получателю по указанному в накладной адресу, то срок доставки считается выполненным, когда груз доставлен получателю до истечения срока доставки.

В тех случаях, когда часть груза следует по досылочной дорожной ведомости, срок доставки исчисляется по той части груза, которая прибыла по основной накладной.

Согласно § 7 статьи 14 СМГС отправитель и участвующие в перевозке железные дороги могут согласовывать другие сроки доставки.

Исходя из даты отправки, даты прибытия, расстояния, нормы суточного пробега, нормативного срока доставки, истцом установлена просрочка в доставке порожних вагонов по транспортным железнодорожным СМГС - накладным №№ АТ362197 - 1 сутки, 00220607 - 4 суток, 00220608 - 4 суток, 00220609 - 4 суток, 00220748 - 3 суток, 00220744 – 3  суток, 00220745 - 3 суток, 00220746 – 3  суток, 00220704 – 2 суток, 00220706 - 0 суток, 00220707 - 0 суток, 00220670 - 0 суток, 00220672 - 0 суток, 00220709 – 0  суток, 20020710 – 0  суток, 00220711 - 0 суток, 00220708 - 0 суток.

В силу статьи 27 СМГС за просрочку в доставке груза железная дорога уплачивает получателю штраф, размер которого определяется исходя из провозной платы той железной дороги, которая допустила просрочку, и величины (длительности) просрочки, определяемой как отношение просрочки (в сутках) к общему сроку доставки, а именно:

- 6% провозной платы при просрочке не свыше одной десятой общего срока доставки;

- 12% провозной платы при просрочке более одной десятой, но не свыше двух десятых общего срока доставки;

- 18% провозной платы при просрочке более двух десятых, но не свыше трех десятых общего срока доставки;

- 24% провозной платы при просрочке более трех десятых, но не свыше четырех десятых общего срока доставки;

- 30% провозной платы при просрочке более четырех десятых общего срока доставки.

Истец начислил пени (штраф) за просрочку доставки груза на основании статьи 27 СМГС по накладным №№ АТ362197, 00220607, 00220608, 00220609, 00220748, 00220744, 00220745, 00220746, 00220704, 00220706, 00220707, 00220670, 00220672, 00220709, 20020710, 00220711, 00220708, в сумме 46 228 руб. 56 коп.

Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество «РЖД», исполняя обязанности перевозчика, нарушило срок доставки вагонов, установленный статьей 14 СМГС, что подтверждается СМГС - накладным №№ АТ362197 (12%), 00220607 (24%), 00220608 (24%), 00220609 (24%), 00220748 (24%), 00220744 (24%), 00220745 (24%), 00220746 (24%), 00220704 (18%).

Вместе с тем, истец неверно исчислил штраф, поскольку расчет произведен в часах, а не сутках, как это предусмотрено положениями СМГС, кроме того, истец неверно определил дату прибытия по накладным №№ АТ362197, 00220607, 00220608, 00220609, 00220748, 00220744, 00220745, 00220746, 00220704, 00220706, 00220707, 00220670, 00220672, 00220709, 20020710, 00220711, 00220708.

Уведомления о прибытии вагонов были направлены 30.07.2013 и 26.07.2013, тогда как истец исчисляет просрочку по 31.07.2013 и 27.07.2013 соответственно.

По отправкам 00220607, 00220608, 00220609 вагоны действительно прибыли 31.07.2013, что ответчик не оспаривает.

Дни прибытия вагонов на станцию апелляционный суд установил на основании накладных, представленных в дело.

Согласно § 2 статьи 14 СМГС срок на перевозку исчисляется по действительно пройденному грузом расстоянию между станцией отправления и станцией назначения. При определении срока доставки груза в соответствии с пунктом 2.1 § 1 статьи 14 СМГС добавляются дополнительно 1 сутки.

Исходя из даты отправки, даты прибытия, расстояния, нормы суточного пробега, нормативного срока доставки, установлена просрочка в доставке порожних вагонов по транспортным железнодорожным СМГС - накладным №№АТ362197 - 1 сутки, 00220607 - 4 суток, 00220608 - 4 суток, 00220609 - 4 суток, 00220748 - 3 суток, 00220744 - 3 суток, 00220745 - 3 суток, 00220746 - 3 суток, 00220704 - 2 суток, 00220706 - 0 суток, 00220707 - 0 суток, 00220670 - 0 суток, 00220672 - 0 суток, 00220709 - 0 суток, 20020710- 0 суток, 00220711 - 0 суток, 00220708 - 0 суток.

В силу статьи 27 СМГС за просрочку в доставке груза железная дорога уплачивает получателю штраф, размер которого определяется исходя из провозной платы той железной дороги, которая допустила просрочку, и величины (длительности) просрочки, определяемой как отношение просрочки (в сутках) к общему сроку доставки.

В

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.07.2014 по делу n  . Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также