Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24.06.2014 по делу n Г. КРАСНОЯРСК. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

25 июня 2014 года

Дело №

г. Красноярск

А33-14608/2013

 

 

Резолютивная часть постановления объявлена «18» июня 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен          «25» июня 2014 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  - судьи Борисова Г.Н.,

судей: Колесниковой Г.А., Морозовой Н.А.,

секретаря судебного заседания Чистяковой Н.С.

при участии:

от заявителя (открытого акционерного общества «РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат»): Тепляшиной Е.В., представителя по доверенности от 21.08.2012,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Ачинске и Ачинском районе Красноярского края

на решение  Арбитражного суда Красноярского края

от «07» апреля  2014 года по делу № А33-14608/2013, принятое  судьей Бескровной Н.С.

установил:

открытое акционерное общество «РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат», ИНН 2443005570, ОГРН 1022401155325 (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Ачинске и Ачинском районе Красноярского края, ИНН 2443019163, ОГРН 1022401157811 (далее – ответчик, фонд) о признании недействительным решения от 09.07.2013 № 17.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 07 апреля 2014 года заявление удовлетворено.

Фонд обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой,               в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт                    об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Фонд полагает, что общество правомерно привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17  Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон №27-ФЗ), поскольку им не представлены индивидуальные сведения                        о застрахованных лицах в установленный срок либо представлены недостоверные сведения.

Общество в представленном отзыве не согласилось с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Ответчик в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмот­рения спора.

Фондом проведена проверка общества по вопросам по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, достоверности индивидуальных сведений о начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и стаже застрахованных лиц за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.

По результатам проверки составлен акт от 24.05.2013 № 17, в которым отражены следующие выявленные нарушения:

- не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по шести застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию за 1 полугодие              2010 год, 9 месяцев 2011 и календарный 2011 год. В связи с этим произведено доначисление страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии на сумму 13 327 рублей 44 копейки на накопительную часть трудовой пенсии 1035 рублей 10 копеек;

- за отчетные периоды 1 квартал 2011 года, полугодие 2011 года, 9 месяцев 2011 года, календарный 2011 год выявлено несоответствие на 2 058 972 рубля 98 копеек по страховым взносам на страховую часть между отраженными суммами в индивидуальных сведениях и начисленными по результатам проверки с учетом компенсационных выплат 134 работникам, выходящим на пенсию;

- за отчетные периоды 1 квартал 2012 года, полугодие 2012 года, 9 месяцев 2012 года, календарный 2012 год у 46 застрахованных лиц выявлены одно непредставленное индивидуальное сведение и 45 недостоверных индивидуальных сведений. Расхождение по страховым взносам на страховую часть составило 743 830 рублей 04 копейки, которое выявлено в связи с выплатами материальной помощи по коллективному договору увольняющимся пенсионерам;

- в связи с оплатой работникам дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами за расчетный период 2011 года выявлены 26 недостоверных индивидуальных сведений на 11 застрахованных лиц. Сумма расхождения по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии составила 37 685 рублей 12 копеек, на накопительную часть трудовой пенсии — 7896 рублей 46 копеек. За расчетный период 2012 года выявлены 24 недостоверных (неполных) индивидуальных сведения на 10 застрахованных лиц. Сумма расхождения по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии составила 32 441 рубль 03 копеек, на накопительную часть трудовой пенсии — 8977 рублей 08 копеек.

Решением фонда от 09.07.2013 № 17 общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ в виде финансовой санкции в размере 10% причитающихся за отчетные периоды и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 597 382 рубля 25 копеек.

Общество оспорило в судебном порядке решение фонда от 09.07.2013 № 17, полагая, что у фонда не имелось оснований для привлечения общества к ответственности по пункту 3 статьи 17 Федерального закона №27-ФЗ.

Исследовав представленные доказательства, заслушав представителя заявителя  и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федера­ции каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий – несоответствие их закону  или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из того, что фондом  не доказана законность решения от 09.07.2013 № 17. Суд апелляционной инстанции соглашается              с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Федерального закона №27-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ) организации признаются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование             в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору.

В силу пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Статьей 5 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ установлено, что органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ сведения                      о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

Согласно пункту 12 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 №213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» в целях реализации Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ              «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в редакции настоящего Федерального закона) отчетными периодами в 2010 году признаются полугодие и календарный год. Страхователи за первый отчетный период 2010 года (полугодие) представляют сведения, предусмотренные Федеральным законом                                           «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в редакции настоящего Федерального закона), до 1 августа 2010 года, за второй отчетный период 2010 года (календарный год) - до 1 февраля 2011 года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ  страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Пунктом 2 указанной статьи установлено, что страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

6) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования;

7) сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;

8) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии;

9) суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы;

10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным (статья 16 Федерального закона №27-ФЗ).

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для начисления страховых взносов на произведенные обществом выплаты работникам при увольнении на пенсию и оплату работникам дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами.

Объектом обложения страховыми взносами являются выплаты, предусмотренные трудовыми договорами, а также выплаты по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.  Выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов. Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013                № 17744/12.

Суд апелляционной инстанции полагает, что выплаты работникам при увольнении на пенсию и оплату работникам дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами носят компенсационный, социальный характер, не являются стимулирующими,

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24.06.2014 по делу n Г. КРАСНОЯРСК. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также