Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 04.06.2014 по делу n А33-20503/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
05 июня 2014 года Дело № А33-20503/2013 г. Красноярск
Резолютивная часть постановления объявлена «29» мая 2014 года. Полный текст постановления изготовлен «05» июня 2014 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Колесниковой Г.А., судей: Иванцовой О.А., Морозовой Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хрущевой М.А., при участии: от заявителя (общества с ограниченной ответственностью «Управляющая строительная компания «СИБИРЯК»): Самошкина В.В., представителя по доверенности от 31.05.2011 № 3992, от ответчика (Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края): Убиенных П.И., представителя по доверенности от 10.01.2014 № мпр/1-01989; Сташкевич Е.А., представителя по доверенности о 09.01.2014 № мпр/1-0959, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от «04» апреля 2014 года по делу № А33-20503/2013, принятое судьей Крицкой И.П., установил: общество с ограниченной ответственностью «Управляющая строительная компания «СИБИРЯК» (далее – ООО УСК «Сибиряк», общество, заявитель, ИНН 2466123241, ОГРН 1042402971544) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края (правопреемником является Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края, далее – административный орган, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления от 21.10.2013 № 2 пс-13/вп. Решением Арбитражного суда Красноярского края от 04 апреля 2014 года заявление общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Сибиряк» удовлетворено, признано незаконным и отменено постановление Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края от 21.10.2013 № 2 пс-13/вп. Административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции не согласен, ссылается на то, что полученные им в ходе осуществления регионального государственного экологического надзора, в том числе регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, доказательства являются допустимыми, поскольку получены в ходе выездного рейдового мероприятия с целью проверки достоверности сведений, содержащихся в сообщении; данное мероприятие не требует предварительного согласования в органах прокуратуры, проводится в целях выявления и пресечения правонарушений на определенной территории. Административный орган ссылается на то, что в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) данный закон не подлежит применению к спорным правоотношениям. Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства. В Службу по контролю в сфере природопользования Красноярского края (далее - Служба) 22.08.2013 поступило сообщение, согласно которому на берегу реки Енисей в районе п. Удачный осуществляется добыча песчано-гравийного материала (далее – ПГС). С целью проверки достоверности сведений указанного сообщения на основании приказа от 22.08.2013 № СПР/Н-0074-ос государственными инспекторами Службы проведено выездное рейдовое мероприятие, результаты которого отражены в акте осмотра участка местности п. Удачный берег реки Енисей Свято-Успенский монастырь от 22.08.2013. Актом осмотра участка местности от 22.08.2013 установлено место незаконной добычи ПГС, которая осуществлялась на берегу р. Енисей напротив Свято-Успенского монастыря в районе п. Удачный. В подтверждение указанного факта административным органом также приложена пояснительная записка к маркшейдерской съемке от 22.08.2013, а также акт отбора проб ПГС в пределах выемки, составленный с участием инженера-геолога ООО «ККИЕЭ», от 22.08.2013. Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края обратилась в ООО «Красноярская комплексная инженерно-геологическая экспедиция» с просьбой о проведении отбора проб и определении вида полезного ископаемого в выемке (письмо от 22.08.2013 № СПР/Н-0249). Совместно с государственными инспекторами Службы и маркшейдером 22.08.2013 произведен выезд по указанному в обращении местоположению незаконной добычи ПГС, произведен отбор проб ПГС (данные отражены в акте отбора проб ПГС в пределах выемки). Результаты зафиксированы в протоколе лабораторного испытания песчано-гравийной смеси от 26.08.2013: по данным гранулометрического рассева пробы, отобранные в выемке, представляют собой песчано-гравийную смесь (песчано-гравийный материал). 17.10.2013 на основании приказа от 19.09.2013 №СПР/Н-0084-ос, решения прокуратуры Красноярского края от 20.09.2013 административным органом в отношении ООО УСК «Сибиряк» проведена внеплановая проверка. 17.10.2013 в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении №2 вп-13. Постановлением от 21.10.2013 № 2 пс-13/вп ООО УСК «Сибиряк» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) в виде штрафа в размере 800 000 рублей. Не согласившись с указанным постановлением, ООО УСК «Сибиряк» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с соответствующим заявлением. Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам. В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений. В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. Признавая незаконным и отменяя постановление от 21.10.2013 № 2 пс-13/вп, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административным органом не представлено допустимых доказательств совершения обществом вменяемого административного правонарушения по части 1 статьи 7.3 КоАП, на основании следующего. Частью 1 статьи 7.3 КоАП установлена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами. Согласно оспариваемому постановлению вменяемое обществу административное правонарушение выражается в пользовании недрами без соответствующих разрешительных документов (лицензии), а именно в добыче, погрузке и перевозке ПГС на собственные строительные объекты, в использовании ПГС по своему усмотрению без соответствующих разрешительных документов (лицензии). В качестве доказательств, подтверждающих вменяемое административное правонарушение, ответчик в оспариваемом постановлении и в протоколе об административном правонарушении ссылается, в том числе на акт осмотра от 22.08.2013, а также акт отбора проб ПГС в пределах выемки от 22.08.2013. Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что указанные доказательства являются недопустимыми по следующим основаниям. В силу статьи 26.2 КоАП доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. В соответствии с частью 3 статьи 26.2 КоАП не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Таким образом, в предмет исследования и правовой оценки арбитражным судом по делу об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности входят, в том числе процедура сбора и фиксации доказательств в ходе проведения государственного контроля (надзора) и производства по делу об административном правонарушении. Порядок организации и проведения проверок (плановых и внеплановых) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе порядок получения и фиксации полученных доказательств, установлен Законом № 294-ФЗ. Доказательства, полученные с соблюдением требований Закона № 294-ФЗ, могут быть использованы по делу об административном правонарушении в качестве допустимых доказательств. Статьей 28.1 КоАП предусмотрено, что поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 настоящего Кодекса). Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента: 1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения; 2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса; 3) составления протокола об административном правонарушении. Порядок составления и требования к содержанию протокола об административном правонарушении установлены статьей 28.2 КоАП. Порядок получения доказательств и оформления процессуальных документов в ходе производства по делу об административном правонарушении установлен, в том числе статьями 26.5 (взятие проб и образцов), статьями 27.1 и 27.8 КоАП (осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов). Из содержания изложенных норм права следует, что надлежащими доказательствами по делу об административном правонарушении являются доказательства, полученные в установленном Законом № 294-ФЗ и КоАП порядке (в рамках проведения плановой или внеплановой проверки в соответствии с требованиями Закона № 294-ФЗ и (или) в рамках возбужденного производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований КоАП к получению доказательств и оформлению процессуальных документов). Как следует из материалов дела и не оспаривается административным органом, акт осмотра от 22.08.2013 и акт отбора проб ПГС в пределах выемки от 22.08.2013 получены вне процессуальных требований, установленных как Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, так и Законом № 294-ФЗ. Следовательно, в силу части 3 статьи 26.2 КоАП указанные доказательства являются недопустимыми доказательствами по делу и не могут быть использованы в качестве надлежащих доказательств по делу об административном правонарушении. Довод административного органа о том, что в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 1 Закона № 294-ФЗ данный закон не подлежит применению к спорным правоотношениям, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции. В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 1 Закона № 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. Как следует из материалов дела, административный орган определениями от 05.09.2013, 06.09.2013, 12.09.2013 истребовал у общества сведения и объяснения по факту выявленного правонарушения. Принятие указанных определений свидетельствует Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 04.06.2014 по делу n Г. КРАСНОЯРСК. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|