Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.03.2014 по делу n А33-20914/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

28 марта 2014 года

Дело №

А33-20914/2013

г. Красноярск

 

Резолютивная часть постановления объявлена «24» марта 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен  «28» марта 2014 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Колесниковой Г.А.,

судей: Бутиной И.Н., Иванцовой О.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Грищенко Ю.А.,

при участии:

от заявителя (прокурора г. Бородино Красноярского края): Марченко И.В., на основании служебного удостоверения,

от ответчика (государственного предприятия Красноярского края «Губернские аптеки»): Логуновой А.М., представителя по доверенности от 24.08.2012,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу прокурора города Бородино Красноярского края

на решение Арбитражного суда Красноярского края от «23» января 2014 года по делу                       № А33-20914/2013, принятое судьей Болуж Е.В.,

установил:

прокурор города Бородино Красноярского края (далее – прокурор) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к государственному предприятию Красноярского края «Губернские аптеки» (далее – предприятие, ответчик, ИНН 2466120410, ОГРН 1042402957849) о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 23 января 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Прокурор обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции не согласен, ссылается на то, что пунктом 1.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 № 785 (далее – Порядок № 785), установлена обязанность аптечного учреждения постоянно иметь в наличии лекарственные средства из перечня минимального ассортимента, которые должны быть в постоянной, свободной продаже, то есть в доступе для покупателя. Прокурор считает, что наличие лекарственных препаратов в аптеке в                  г. Красноярске (ином структурном подразделении) не является соблюдением указанных требований; абзац 3 пункта 2.12 Порядка № 785 не подлежит применению к спорным правоотношениям.

Ответчик письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил, представитель предприятия изложил возражения на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Прокуратурой города Бородино 29.10.2013 проведена проверка по соблюдению государственным предприятием Красноярского края «Губернские аптеки» лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности в аптеке № 105, расположенной по адресу: г. Бородино, ул. Горького, д. 2, помещение 1.

Государственное предприятие Красноярского края «Губернские аптеки» осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии от 01.10.2013 № ЛО-24-02-000921. Согласно данной лицензии лицензируемыми видами деятельности предприятия по адресу:                       г. Бородино, ул. Горького, 2, помещение 1, где расположена аптека № 105, являются хранение лекарственных препаратов для медицинского применения, розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.

В ходе проверки установлено, что в аптеке готовых лекарственных средств по указанному выше адресу не имеется в наличии лекарственных средств «Занамивир» и «Осельтамивир», включенных в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи. По результатам проверки составлена справка от 29.10.2013.

11.11.2013 прокурором города Бородино Красноярского края Паутовым Д.В. в отношении государственного предприятия Красноярского края «Губернские аптеки» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения прокурора города Бородино Красноярского края в арбитражный суд с заявлением о привлечении государственного предприятия Красноярского края «Губернские аптеки» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного про­цессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно до­казать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Россий­ской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

На основании части 2 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», части 1 статьи 28.4, статьи 25.11 КоАП суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что дело об административном правонарушении возбуждено прокурором в пределах установленных полномочий; процедура вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором соблюдена.

Отказывая в удовлетворении заявленного прокурором требования о привлечении предприятия к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что прокурором не доказано наличие в действиях (бездействии) предприятия состава административного правонарушения.

Частью 4 статьи 14.1 КоАП установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Примечание к указанной статье определяет, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального Закона Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (далее – Закон о лицензировании) лицензия – специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

В соответствии с частью 3 статьи 3  Закона о лицензировании под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

В силу пункта 47 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании лицензированию подлежит фармацевтическая деятельность.

Понятие фармацевтической деятельности раскрыто в пункте 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон об обращении лекарственных средств), согласно которой указанная деятельность определена как деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, включая организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, ветеринарные аптечные организации, а также медицинские организации и их обособленные подразделения (центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики, амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, ветеринарные организации, и индивидуальными предпринимателями, установлен Положением о лицензировании фармацевтической деятельности (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081, действует с 08.01.2012).

Согласно подпункту «г» пункта 5 приведенного Положения о лицензировании фармацевтической деятельности к лицензионным требованиям при осуществлении фармацевтической деятельности относится, в том числе, соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения:

- аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, - правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, требований части 6 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Согласно пункту 6 статьи 55 Закона об обращении лекарственных средств аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, обязаны обеспечивать установленный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.

Согласно пункту 1.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14.12.2005 № 785 (далее – Порядок № 785), для бесперебойного обеспечения населения лекарственными средствами аптечные учреждения (организации) обязаны иметь в наличии минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.09.2010 № 805н утвержден минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, в который в том числе включены лекарственные средства «Занамивир» и «Осельтамивир».

Из содержания приведенных норм следует, что обязанность по обеспечению наличия минимального ассортимента лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, возложена именно на аптечную организацию (учреждение), а не на конкретное подразделение организации – аптеку.

В соответствии со статьей 4 Закона об обращении лекарственных средств аптечная организация – организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Согласно абзацу 3 пункта 2.12 Порядка № 785 рецепты на лекарственные средства, входящие в минимальный ассортимент лекарственных средств, обслуживаются в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента обращения больного в аптечное учреждение (организацию).

Системное толкование вышеизложенных норм Закона об обращении лекарственных средств», Порядка № 785 позволяет сделать вывод, что обязанность аптечного учреждения обеспечить минимальный ассортиментный перечень, означает обязанность снабжения граждан лекарственными средствами, входящими в указанный перечень в порядке, определенном законодательством, в частности в 5-дневный срок с момента его обращения в аптечную организацию (по препаратам рецептурного отпуска).

Из материалов дела следует, что препараты, на отсутствие которых указано в справке о результатах проверки от 29.10.2013, не входят в перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, в связи с чем, на основании Порядка №785 они обслуживаются в срок, не превышающий 5 рабочих дней с момента обращения гражданина (как препараты рецептурного отпуска).

Как следует из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.11.2013, справки от 29.10.2013 прокуратурой проверка проводилась в аптеке № 105 государственного предприятия Красноярского края «Губернские аптеки», расположенной по адресу: г. Бородино, ул. Горького, 2, которая является структурным подразделением филиала «Центральная районная аптека № 8» (г. Уяр). Отсутствие лекарственные средства «Занамивир» и «Осельтамивир» на момент проведения проверки установлено именно в аптеке № 105. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Вместе с тем, аптечной организацией (учреждением) по смыслу статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств является само предприятие как организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами, в состав которой входит 21 филиал, которые в свою очередь состоят из 133 аптек.

Согласно пояснениям предприятия названные выше препараты имелись в структурном подразделении филиала предприятия - «Аптека Фармация», расположенном по адресу:                         г. Красноярск, ул. Телевизорная , 7а, и, в случае обращения гражданина с рецептом в Аптеку                №

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.03.2014 по делу n Г. КРАСНОЯРСК. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также