Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.08.2008 по делу n А74-484/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Красноярск

Дело №

А74-484/2008-03АП-2099/2008

«21» августа 2008 года

Резолютивная часть постановления объявлена «18» августа 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен          «21» августа 2008 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Дунаевой Л.А.,

судей: Борисова Г.Н., Колесниковой Г.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,

при  участии в судебном заседании:

от заявителя – Мироновой С.Ю. представителя по доверенности от  20.11.2006,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Промышленный транспорт»

на решение Арбитражного суда Республики Хакасия

от «06» июня 2008 года по делу № А74-484/2008,

принятое судьёй Гигель Н.В.,

по заявлению закрытого акционерного общества «Промышленный транспорт», г. Черногорск

к Управлению по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по республике Хакасия, г. Абакан

о признании незаконным отказа в определении нормативов образования отходов, выраженного в письме от 16 января 2008 года № 0070/08,

установил:

 

Закрытое акционерное общество «Промышленный транспорт» (далее - ЗАО «Промтранс», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению по технологи­ческому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологиче­скому и атомному надзору по Республике Хакасия (далее - Управление Ростехнадзора) о признании незаконным отказа в определении нормативов образования отходов, выраженного в письме от 16 января 2008 г. № 0070/08.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия  от 6 июня 2008 года в удовлетворении заявления было отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ЗАО «Промтранс» обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, ссылаясь на отсут­ствие у общества лицензии на сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, раз­мещение опасных отходов, поскольку ЗАО «Промтранс» не обращалось за утверждением лимитов на размещение отходов, не ведёт деятельности по сбору, использованию, обезвре­живанию и размещению отходов, образующиеся в ходе деятельности отходы общество пе­редаёт для утилизации юридическим лицам на основании заключённых договоров.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу Управление считает жалобу необоснованной, поскольку Общество осуществляет деятельность по использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, которая подлежит лицензированию.

Представители Управления, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства,  в судебное заседание не явились, ответчик заявил о рассмотрении дела без его участия. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации спор рассмотрен в отсутствие ответчика.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 16 час. 30 мин. 18.08.2008 согласно статье 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке апелляционного производства в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении материалов дела суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Заявитель, осуществляя хозяйственную деятельность (оказание услуг в сфере железно­дорожного транспорта), производит опасные отходы производства и потребления и осущест­вляет деятельность по сбору и размещению опасных отходов.

28.12.2007 Общество обратилось в Управление с заявлением  об утверждении нормативов образования отходов по результатам рассмотрения прилагающихся документов, в том числе проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Письмом от 16.01.2008 № 0070/08 Управление Ростехнадзора отказало в определении нормативов образования отходов в связи некомплектностью документов, к заявлению не была приложена  копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Считая указанное решение об отказе в выдаче лимитов на размещение отходов неза­конным, нарушающим права, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьёй 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Суд полагает, что Управление Ростехнадзора доказало законность отказа в определении нормативов образования отходов.

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства) предусмотрено, что, под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, разме­щению отходов.

Согласно статье 1 названного Закона используются следующие понятия:

размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;

захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду;

использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона об отходах производства  в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Во исполнение данных положений Правительство Российской Федерации постановлением от 16.06.2000 N 461 утвердило Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее Правила).

В силу пунктов 4 и 5 Правил юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами или осуществляющие такую деятельность, разрабатывают и представляют на утверждение проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

На основании пункта 7 Правил для утверждения лимитов на размещение отходов индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации заявление, копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, проект расчета нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по форме, установленной Министерством природных ресурсов Российской Федерации, свидетельство о регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов.

Лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на пять лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья (пункт 11 Правил).

В пункте 13 Правил предусмотрено, что лимиты на размещение опасных отходов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по размещению опасных отходов, устанавливаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Подпунктом 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", статьей 9 Закона об отходах производства  установлено, что деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, при обращении в контролирующий орган с заявлением об утверждении нормативов образования и лимитов размещения отходов юридическое лицо, осуществляющее сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, размещение опасных отходов, должно представить  копию лицензии на осуществление такого вида деятельности.

Как следует из материалов дела, 19.12.2007 общество обратилось в Управление с заяв­лением об установлении нормативов образования отходов согласно Проекту нормативов об­разования отходов и лимитов на их размещение (далее - Проект нормативов), утверждённо­му генеральным директором ЗАО «Промтранс» Колешня А.И. 28.12.2007.

Данным документом  предусмотрено, что в результате осуще­ствления хозяйственной деятельности общества образуется 10 видов отходов с различными опасными свойствами (с I по V класс опасности для окружающей среды). Согласно таблице 1.12. «Характеристика мест хранения отходов»  Проекта:

отходы I класса опасности - отработанные люминесцентные лампы временно накапливаются (хранятся) на специально оборудованной территории предприятия в ожидании операции размещения (металлический контейнер, установленный в закрытом подсобном помещении на промышленной площадке);

отходы II класса опасности - аккумуляторы свинцовые отработанные неповреждённые с неслитым электролитом временно накапливаются (металлические герметичные бочки, ус­тановленные в закрытом гаражном помещении на промплощадке);

отходы III класса опасности - масла автомобильные отработанные, масла индустриаль­ные отработанные, масла трансмиссионные отработанные, масла компрессионные отрабо­танные, масла дизельные отработанные, масла трансформаторные отработанные, отработан­ные масляные фильтры, шлам шлифовальный маслосодержащий, шлам очистки трубопрово­дов и емкостей, всплывающая пека из нефтеуловителей, по мере образования также времен­но накапливаются на специально оборудованной территории (металлических бочках и кон­тейнерах) в ожидании передачи специализированным предприятиям;

отходы IV класса опасности - мусор от бытовых помещений не сортированный (исклю­чая крупногабаритный), обтирочный материал, загрязнённый маслами, абразивная пыль и порошок от шлифования чёрных металлов (содержащий металл менее 50 %), лом и отходы, содержащие цветные металлы, опилки древесные, загрязнённые минеральными маслами, строительный мусор, отходы асбеста, отработанные воздушные фильтры, камеры пневмати­ческие отработанные, покрышки отработанные, отработанные тормозные накладки, осадки при механической обработке сточных вод, золошлаки, отходы паронита, фильтрующая за­грузка, шлак сварочный, емкости из-под лакокрасочных материалов, смет с территории вре­менно накапливаются на специально оборудованной территории в ожидании операции раз­мещения;

отходы IV класса опасности - шпалы железнодорожные деревянные, за­грязнённые маслами, после замены остаются вдоль железнодорожных пу­тей до решения вопроса их дальнейшей утилизации.

Кроме того, в таблице указана периодичность вывоза опасных отходов - 1 раз в год применительно к ртутьсодержащим люминесцентным лампам и свинцовым аккумуляторам, 2 раза в год - применительно к маслам отработанным.

При изложенных обстоятельствах Общество осуществляет деятельность по сбору и временному хранению опасных отходов с целью последующей передаче специализированным организациям. Следует отметить, что часть опасных отходов ( шпалы, загрязненные маслами) не передается специализированным организациям, а хранится  Обществом на  территории до решения вопроса их утилизации.

Не соответствует толкованию вышеуказанных норм довод Общества о том, что лицензированию подлежит только хранение отходов с це­лью последующего их использования либо захоронения тем же лицом.

Согласно статье 1 Закона об отходах производства хранение отходов - это их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. Под объектом размещения (хранения) отходов в Законе понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). В Законе не дается полного и исчерпывающего перечня объектов размещения отходов. Этот перечень определяется Постановлением Госстандарта РФ N 607-ст от 28.12.2001, которым введен Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001 - "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", который дает определение понятий "хранение отходов" и "объекты размещения отходов".

Согласно пункту 5.56 указанного стандарта хранение отходов - режим существования отходов, заключающийся в их нахождении в определенном месте, в определенных заданных или известных условиях, в течение определенного интервала времени, с целью последующей обработки, транспортирования, использования, уничтожения или захоронения.

В соответствии с пунктом 4.11 Стандарта объекты размещения отходов - это полигоны, шламохранилища, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на определенный срок. То есть все специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях являются объектами размещения отходов.

Государственный учет объектов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.08.2008 по делу n А33-2119/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также