Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15.06.2008 по делу n А74-3124/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

06 июня 2008 года

Дело №А74-3124/2007-03АП-1050/2008

г. Красноярск

 

Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2008 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Хасановой И.А.,

судей: Гуровой Т.С., Кирилловой Н.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шкреба К.В.

при участии:

от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Хакасия: представителя по доверенности от 04.10.2007 № 2505 Германовой Е.С.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Хакасия, г. Абакан Республики Хакасия, на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 11 марта 2008 года по делу № А74-3124/2007, принятое судьей Лиходиенко А.В.,

установил:

 

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуще­ством по Республике Хакасия (далее - Теруправление) обратилось в Арбитражный суд Респуб­лики Хакасия с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Хакасия о признании незаконным отказа в государственной регистрации права на асфальтовую площадку, литера Л, расположенную по адресу: Вокзальная ул. 25, г. Абакан Республики Хака­сия, литера Л.

Определением арбитражного суда от 17.12.2007 к участию в деле в качестве заинтересован­ных лиц привлечены Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Хакасия (далее - УФРС по РХ, регистрирующий орган), открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД»).

Решением арбитражного суда от 11.03.2008 заявление удовлетворено: признано незаконным решение Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Хакасия от 22.10.2007 № 000/039/2007-221 об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на асфальтовую площадку, расположенную по адресу: Вокзальная ул. 25, г. Абакан Республики Хакасия, литера Л, в силу противоречия его пункту 1 Постановления Вер­ховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Рос­сийской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, го­родов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27.12.1991 № 3020-1, пункту 4 раздела 4 приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1, статье 17, абзацу 9 пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О государ­ственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; Управление Федераль­ной регистрационной службы по Республике Хакасия обязали устранить допущенные нарушения путём регистрации права собственности Российской Федерации на асфальтовую площадку, рас­положенную по адресу: Вокзальная ул. 25, г. Абакан Республики Хакасия, литера Л, на основа­нии заявления, поданного 22.08.2007 и сформированного к нему пакета документов.

Не согласившись с данным судебным актом, заинтересованное лицо - Управление Феде­ральной регистрационной службы по Республике Хакасия обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.

По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд первой инстанции неправильно применил статью 17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в части того, какие документы должны послужить основанием для государственной регистрации наличия, возникновения права собственности Российской Федерации.

Как считает заявитель апелляционной жалобы, обстоятельства, которые арбитражный суд принял в качестве доказательств незаконности требований регистрирующего органа, на самом деле представляют собой доказательства наличия права собственности Российской Федерации, что в данном случае не должно быть предметом доказывания, поскольку требование о признании права Теруправление не заявляло.

Теруправление представило мотивированный отзыв на апелляционную жалобу, в котором с ее доводами не согласилось. По его мнению, суд первой инстанции обоснованно пришел к выво­ду, что у регистрирующего органа не было оснований для отказа в государственной регистрации, поскольку при обращении Теруправления с заявлением о регистрации права собственности Рос­сийской Федерации на спорный объект, была представлена выписка из реестра федерального имущества, согласно которой указанное имущество составляет государственную казну Россий­ской Федерации. Данные реестра федерального имущества никем не оспорены и недействитель­ными не признаны.

Теруправление считает, что в данном случае какого-либо спора о праве собственности не имеется, и претензии на данный объект никем не предъявлены. Представленные на регистрацию документы (приложенный к заявлению технический паспорт объекта) позволяли регистрирую­щему органу сделать однозначное заключение о принадлежности объекта недвижимости к объ­ектам железнодорожного транспорта. Кроме того, в Едином государственном реестре по регист­рации прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержатся сведения о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, на котором расположен объект не­движимости.

В судебном заседании представитель Теруправления поддержал доводы, изложенные в от­зыве на апелляционную жалобу, просил решение арбитражного суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Пояснил, что данное имущество включено в ре­естр федерального имущества на основании заявления ОАО «РЖД». Издание распоряжения о включении в реестр имущества не требовалось.

Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, хотя были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, что подтверждается почтовым уведомлением № 42199 с отметкой о вручении и уведомлением телеграфа о вручении телеграммы уполномо­ченному представителю ОАО «РЖД».

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутст­вие вышеназванных лиц.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.

22 августа 2007 года Теруправление обратилась в Управление Федеральной регистрацион­ной службы по Республике Хакасия с заявлением, зарегистрированным за № 00/039/2007, о госу­дарственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества, составляющий казну Российской Федерации - асфальтовую площадку, расположен­ную по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Вокзальная, 25, литера Л, приложив к нему выписку из реестра федерального имущества от 01.05.2007, копию технического паспорта на до-рожно-мостовое хозяйство по состоянию на 15.02.2007 (л.д. 17).

22 октября 2007 года регистрирующий орган в сообщении № 04-35-6165/07 отказал в госу­дарственной регистрации по причине того, что из представленной выписки из реестра федераль­ного имущества по состоянию на 01.01.2007 невозможно установить основания для отнесения заявленного имущества к федеральной собственности (л.д. 18-19).

Полагая, что отказ регистрирующего органа препятствует вовлечению в хозяйственный оборот вышеуказанного имущества, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав материалы дела, заслушав устные выступления сторон, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, ис­ходя из следующего.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граж­дане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) го­сударственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, ес­ли полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и за­конные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государ­ственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбит­ражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (без­действие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономи­ческой деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта за­кону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих пол­номочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (без­действия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, ко­торые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое иму­щество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения госу­дарством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недви­жимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования заре­гистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспо­рено только в судебном порядке.

Право заинтересованного лица обжаловать в суд, арбитражный суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права или сделки предусмотрено пунктом 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 2, пунктом 3 статьи 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии со статьей 16 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в случае, если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации пра­ва подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.

Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерально­го закона права на объект недвижимого имущества проводится на основании заявления правооб­ладателя или уполномоченного им на то лица.

К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

Согласно статье 17 основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе:

акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации под­тверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав, являются кадастровый план земельного участка, план участка недр и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера.

В соответствии со статьей 12 Закона в случае, если в установленном порядке объекту не­движимого имущества не присвоен кадастровый номер, идентификация объекта недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав осуществляется по условному номеру, кото­рый присваивается ему органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на осно­вании нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти в области юс­тиции.

Статьей 18 Закона установлены требования к документам, представляемым на государст­венную регистрацию прав:

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограниче­ние (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную реги­страцию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Россий­ской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права и в установ­ленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатя­ми, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должност­ных лиц.

В качестве документа, устанавливающего наличие права собственности заявителя на объект недвижимости, представлена выписка из реестра федерального имущества от 01.05.2007г., реестровый номер 01999999, согласно которой асфальтовая площадка, общей пло­щадью 5200 кв.м., литера Л, расположенная в г. Абакане по ул. Вокзальная, 25, составляет госу­дарственную казну Российской Федерации (л.д. 27).

Основанием включения в реестр указано приложение 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. № 3020-1.

В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.02.1998 № 8 указано, что документом, подтверждающим право собственности субъектов пра­ва федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, явля­ется соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности. При этом разъяснено, что при

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15.06.2008 по делу n А33-361/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также