Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 03.05.2008 по делу n А74-2809/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

«25» апреля 2008 года

Дело №

А74-2809/2007/03АП-575/2008

г. Красноярск

 

Резолютивная часть постановления объявлена «18» апреля 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен  «25» апреля 2008 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Колесниковой Г.А.

судей: Бычковой О.И., Демидовой Н.М.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.

при участии:

от налогового органа: Соболевой Т.А., представителя по доверенности от 26.11.2007,

от общества: Дубницкой В.В., представителя по доверенности от 02.10.2007,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Габа Интернейшинал»

на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от  «18» января 2008 года по делу  №  А74-2809/2007, принятое судьей Журба Н.М.,

установил:

 

Общество с ограниченной ответственностью «Габа Интернейшинал» (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия (далее – налоговый орган, ответчик) о признании незаконным отказа в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, выраженного в письме межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия от 17.08.2007 № ВА-07-17/27932.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 18.01.2008 в удовлетворении заявления отказано.

Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением от 18.01.2008 не согласно по следующим основаниям:

- заявление о постановке на учет в налоговом органе обособленного подразделения подано в налоговый орган 26.12.2006, т.е. еще до введения в действие Закона № 244-ФЗ. В данном случае применяется статья 194 Гражданского кодекса Российской Федерации;

- Закон № 244-ФЗ предусматривает сроки действия игорных заведений: 30.06.2009 и 01.07.2007. Согласно письму ФНС от 05.09.2007 № 02-7-12/356@ игорные заведения, имеющие лицензию вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 без получения соответствующего разрешения; у налогового органа отсутствуют правовые основания для отказа в регистрации дополнительно установленных в данных игорных заведениях объектов налогообложения на игорный бизнес;

- п. 6 ст. 366 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогового органа по регистрации объектов налогообложения на игорный бизнес.

Налоговый орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором с решением от  18.01.2008 согласен по следующим основаниям:

- довод общества о том, что постановка на учет обособленного подразделения общества осуществлена до введения в действие Закона № 244-ФЗ, не соответствует фактическим обстоятельствам дела;

- в силу Закона № 244-ФЗ открытие игорного заведения на территории Республики Хакасия недопустимо.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Габа Интернейшинал» зарегистрировано Государственным учреждением Московской регистрационной палатой 14 декабря 2001 года за номером 107.164, что подтверждается свидетельством серии 77 № 008016491, выданным Межрайонной инспекцией МНС России № 39 по городу Москве от 22 июля 2002 года.

15    ноября 2002 года Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и спорту выдал обществу лицензию № 000103 на осуществление организации и содержание тотализаторов и игорных заведений со сроком действия до 15 ноября 2007 года.

В соответствии с приказом б/н от 15 декабря 2006 года в г. Абакане создано обособленное подразделение ООО «Габа Интернейшинал», которому установлен адрес местонахождения: Республика Хакасия, город Абакан, улица Карла Маркса, 59.

28 декабря 2006 года ООО «Габа Интернейшинал» направило в адрес налогового органа заявление о постановке на учет юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения. Заявление поступило в налоговый орган 15 января 2007 года, о чем свидетельствует № входящего 1168. 19 января 2007 года общество постановлено на учет в налоговом органе по месту нахождения его обособленного подразделения, которое расположено по указанному выше адресу.

16    марта 2007 года общество заявило в налоговый орган о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес в количестве 1 объекта. Письмом от 27 апреля 2007 года № СН-13-09/16299 налоговый орган отказал обществу в регистрации объектов игорного бизнеса, сославшись на ограничения, установленные Федеральным законом от 26 декабря 2006 года № 244-ФЗ. Письмо вручено представителю общества Лалетину П.П., действующему на основании доверенности от 15 декабря 2006 года, подписанной генеральным директором Общества Рабушко М.С.

16 июля 2007 года общество вновь обратилось в налоговый орган с заявлением о регистрации 60 игровых автоматов.

Письмом от 17 августа 2007 года № ВА-07-17/27932 налоговый орган отказал ООО «Габа Интернейшинал» в регистрации указанных объектов игорного бизнеса, сославшись на основания, указанные выше.

Не согласившись с отказом в регистрации игровых автоматов, изложенном в письме от 17.08.2007, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований  и возражений, представить доказательства.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании незаконными действий (бездействия) принимается, если арбитражный суд установит, что оспариваемые действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемых действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий – несоответствие их закону или иным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что действия заявителя, связанные с установкой игровых автоматов в городе Абакане по улице Карла Маркса, 59, и заявление о регистрации этих автоматов следует расценивать как открытие после 01 января 2007 года нового игорного заведения на территории  Республики Хакасия, т.е. субъекта Российской Федерации, не отнесенного к игорным зонам. В  связи с чем, постановка на учет в налоговом органе обособленного подразделения общества в городе Абакане 19 января 2007 года (то есть после введения в действие Закона № 244-ФЗ - 01 января 2007 года) и отсутствие у него игорного заведения до 01 января 2007 года  свидетельствуют о том, что у заявителя не возникло право на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса, следовательно, у налогового органа отсутствовали  основания для выдачи обществу свидетельства о регистрации игровых автоматов в качестве объектов налогообложения.

Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции правильными, а доводы апелляционной жалобы необоснованными, исходя из следующего.

Согласно статье 365 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Однако, требования к предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса глава 29 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит, вследствие этого при оценке действий (бездействия) налогового органа, организации, индивидуального предпринимателя и решения вопроса о том, является ли субъект налогоплательщиком, должны применяться правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, в их системном единстве.

Применение Налогового кодекса Российской Федерации в отрыве от иных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, приведет к положению, при котором любое лицо, обратившееся в налоговый орган с заявлением о регистрации игровых автоматов в качестве объектов налогообложения, автоматически будет расцениваться в качестве налогоплательщика.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации к объектам обложения налогом на игорный бизнес отнесены игровые автоматы.

В целях применения главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации законодатель в пункте 2 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации установил обязанность организации, индивидуального предпринимателя зарегистрировать каждый игровой автомат в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее, чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Согласно пункту 2 названной статьи регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения. В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (устанавливаются) объект (объекты) налогообложения, указанный (указанные) в пункте 1 настоящей статьи, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта (таких объектов) налогообложения в срок не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения.

В соответствии с пунктом 4 статьи  366 Налогового кодекса Российской Федерации объект налогообложения считается зарегистрированным  с даты представления налогоплательщиком  в налоговый орган заявления о регистрации  объекта налогообложения.

Анализ пунктов 2, 4 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что процедура регистрации игровых автоматов как объектов обложения налогом на игорный бизнес, а равно любого изменения количества объектов налогообложения носит уведомительный характер.

Из материалов дела следует, что в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель 19 января 2007 года поставлен на учет в налоговом органе по месту нахождения его обособленного подразделения.

Пунктом 6 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогового органа в течение пяти дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.

Однако, довод общества о том, что в силу указанной нормы права налоговый орган обязан был зарегистрировать спорные игровые автоматы и выдать соответствующее свидетельство, суд апелляционной инстанции считает необоснованными, поскольку в рассматриваемой ситуации указанные обстоятельства не повлекли возникновение у налогового органа обязанности выдать свидетельство о регистрации объектов налогообложения по заявлениям общества, а бездействие налогового органа по поводу выдачи свидетельства о регистрации объектов налогообложения не повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, исходя из следующего.

С 01.01.2007 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 244-ФЗ), которым определены правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и установлены ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.

По смыслу части 1 статьи 1, части 1 статьи 5 Закона № 244-ФЗ и статьи 365 Налогового кодекса Российской Федерации к налогоплательщикам в целях главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести исключительно лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса с учетом требований и ограничений, установленных названным Федеральным законом.

Частью 4 статьи 5 Закона № 244-ФЗ установлено правило, в силу которого с 01.01.2007 игорное заведение может быть открыто исключительно в игорной зоне в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

По смыслу статьи 9 Закона № 244-ФЗ Республика Хакасия не включена в перечень игорных зон на территории Российской Федерации, в связи с чем, после 01.01.2007 открытие игорного заведения

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 03.05.2008 по делу n А33-13465/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также