Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.04.2008 по делу n А33-12419/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Красноярск

Дело №

А33-12419/2007-03АП-712/2008

«14» апреля  2008 г.

Резолютивная часть постановления объявлена «08» апреля 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен «14» апреля 2008 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Бычковой О.И.

судей:  Колесниковой Г.А., Первухиной Л.Ф.

при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.

с участием представителей:

заявителя –  Бушмина В.С.по доверенности от 08.10.2007,

администрации  города Красноярска – Муляровой О.И. по доверенности от 09.01.2008 №01-15,

Управления архитектуры администрации  города Красноярска – Функ Е.В. по доверенности от 30.01.2008  №1115,

общества с ограниченной ответственностью «Торговый комплекс Эльдорадо» - Козырева Д.А. по доверенности от 01.10.2007,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Красноярскснабторг»

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «29» января  2008 года по делу № А33-12419/2007, принятое судьей Раздобреевой И.А.,

установил:

 

обществообыляцкой Н.Н.______________________________________________________________________ открытое акционерное общество «Красноярскснабторг» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации  города Красноярска, Управлению архитектуры администрации  города Красноярска о признании недействительным разрешения на строительство от 22 сентября 2003 года №288.

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,  привлечено общество с ограниченной ответственностью «Торговый комплекс Эльдорадо».

Решением Арбитражного суда Красноярского края  от 29 января 2008 года в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленное требование удовлетворить.

В апелляционной жалобе общество  указывает:

-  разрешение на строительство от 22.09.2003 №288 выдано на основании заключения экспертизы от 18.07.2003 №Э-615-3, которое не является положительным, поскольку на момент выдачи  заключения отсутствовали необходимые согласования надзорных органов;

-  вывод суда первой инстанции о положительном характере заключения экспертизы от 18.07.2003 №Э-615-3 не подтвержден материалами дела;

-  суд первой инстанции необоснованно сделал вывод о том, что заявитель пропустил процессуальный срок на обжалование ненормативного акта.

Управление архитектуры администрации  города Красноярска представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Общество с ограниченной ответственностью «Торговый комплекс Эльдорадо» представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.

Открытое акционерное общество «Красноярскснабторг» зарегистрировано в качестве юридического лица  администрацией  города Красноярска 01.11.1993 за регистрационным номером 430, в Единый государственный  реестр юридических лиц  внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1032402950436.

Комитетом по архитектуре и градостроительству г. Красно­ярска 22.09.2003 обществу с ограниченной ответственностью «Торговый комплекс Эльдорадо»  выдано разрешение № 288 на строительство отдельно стоящего ма­газина по адресу: Центральный район, ул. Сурикова, 18-20 со сроком действия до 31.12.2003.  Впоследствии указанное разрешение продлялось до 01.05.2004, до 31.12.2005, до 14.07.2007,  до 09.11.2007.

Выдаче разрешения предшествовало предварительное согласование места размещения объекта (распоряжение администрации г. Красноярска от 24.04.2003 № 1071-арх), предоставление в аренду земельного участка по адресу: г. Крас­ноярск, ул. Сурикова, 18-20 (распоряжение от 10.11.2004 № 2910-арх), заключение договора аренды земельного участка.

Разрешение на строительство от 22.09.2003 №288 выдано, в том числе, на основании  заклю­чения экспертизы по проекту торгово-офисного комплекса от 18.07.2003 № Э-615-3, в резолютивной части которого указано: «при положительных согласованиях надзорных органов проект торгово-офисного комплекса ООО «Торговый комплекс Эльдора­до» рекомендуется к утверждению».

На момент выдачи разрешения на строительство от 22.09.2003 №288 согласования надзорных органов (санитарно-эпидемиологическое заключение, заключение государственной экологической экспертизы, согласование проекта на соответствие пожарным нормам и правилам)  отсутствовали.

Общество считает, что разрешение на строительство № 288 от 22.09.2003 выдано в нарушение норм  дейст­вующего законодательства, нарушает права и законные интересы последнего, в связи с чем, обратилось  в арбитражный суд с заявлением о признании разрешения недействительным.

        Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из смысла пункта 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов  арбитражный суд  проверяет оспариваемый акт на соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Анализ статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Как следует из материалов дела, общество оспаривает разрешение на строительство от 22.09.2003 № 288, выданное  Комитетом по архитектуре и градостроительству г. Красно­ярска обществу с ограниченной ответственностью «Торговый комплекс Эльдорадо» на строительство  отдельно стоящего ма­газина по адресу: Центральный район, ул. Сурикова, 18-20.

В качестве подтверждения правомерности выдачи оспариваемого разрешения на строительство администрация  города Красноярска и  Управление архитектуры администрации  города Красноярска должны доказать:

-   наличие полномочий на право выдачи разрешения на строительство;

-   законность оспариваемого разрешения на строительство.

Арбитражный суд проверяет оспариваемое разрешение на строительство на соответствие законодательству, действовавшему на момент его вынесения, и устанавливает, нарушало ли разрешение на строительство  права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской либо иной экономической деятельности на момент его вынесения.

Правовой статус органов местного самоуправления в спорный период регулировался Федеральным законом от 28.08.1995 №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно статье 1 указанного закона к органам местного самоуправления относятся выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. К вопросам местного значения  относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктами 9, 11 пункта 2 статьи 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  к вопросам местного значения относятся, в том числе, регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований.

Согласно пункту 1.1 Положения о комитете по архитектуре и градостроительству администрации  города Красноярска, утвержденного постановлением администрации  города Красноярска от 29.09.1999 №649 (в редакции постановления администрации  города от 03.05.2001 №256) Комитет по архитектуре и градостроительству администрации г. Красноярска  является органом администрации города Красноярска по осуществлению полномочий в области архитектурной и градостроительной деятельности, контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации  и иных нормативных правовых актов о градостроительстве, а также комплексным развитием подведомственной территории.

К основным функциям Комитета по архитектуре и градостроительству администрации  города Красноярска относится, в том числе, выдача разрешений на выполнение строительно-монтажных работ по этапам строительства или в целом на объект (пункт 3.29 Положения).

Согласно пункту 1 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1998 №73-ФЗ (в редакции федерального закона от 10.01.2003 №15- ФЗ) в ведении муниципальных образований в области градостроительства находится, в том числе, выдача в установленном порядке разрешений на строительство объектов недвижимости.

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что оспариваемое разрешение на строительство выдано уполномоченным органом - Комитетом по архитектуре и градостроительству администрации  города Красноярска, в рамках компетенции последнего.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство - документ, удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения, благоустройство территории. Разрешение на строительство выдается в соответствии с настоящим Кодексом на основании заявлений заинтересованных физических и юридических лиц, документов, удостоверяющих их права на земельные участки, и при наличии утвержденной проектной документации.

Из смысла статьи 61 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что  строительство зданий, строений и сооружений осуществляется на основе проектной документации. Проектная документация разрабатывается в соответствии с градостроительной документацией, со строительными нормами и правилами, согласовывается с соответствующими органами архитектуры и градостроительства, органами государственного контроля и надзора в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации. Проектная документация, заказчиком которой являются физические и юридические лица, утверждается заказчиком в установленном порядке. Утвержденная в установленном порядке проектная документация является основанием для выдачи разрешения на строительство.

Из смысла статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что строительство объекта недвижимости является  градостроительной деятельностью. Документация о строительстве объекта относится к градостроительной документации.

В  силу пунктов 5, 6 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации  каждому объекту градостроительной деятельности соответствует определенный вид градостроительной документации, разрабатываемый в соответствии с градостроительными, экологическими и иными нормативами. Градостроительная документация любого вида включает в себя текстовые и графические материалы, содержит обязательные положения, установленные заданием на разработку градостроительной документации соответствующего

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.04.2008 по делу n А33-861/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также