Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.03.2008 по делу n А33-10342/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Красноярск

Дело №

А33-10342/2007-03АП-202/2008

«04»  марта 2008 г.

Резолютивная часть постановления объявлена «26» февраля 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен          «04» марта 2008 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Дунаевой Л.А.,

судей: Бычковой О.И., Демидовой Н.М.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Снытко Е.А.,

при участии:

от общества: Чуринова С.Ф., директора на основании приказа от 15.11.2006 № 1,

от прокуратуры: Андреева А.И., служебное удостоверение № 141074,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ПИОН-ФАРМА ПЛЮС»

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «16» августа 2007 года по делу № А33-10342/2007,

принятое судьёй Гурским А.Ф.,

по заявлению прокурора г. Дивногорска

к обществу с ограниченной ответственностью «ПИОН-ФАРМА ПЛЮС»

о привлечении к административной ответственности,

установил:

 

прокурор г. Дивногорска (далее – Прокурор) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «ПИОН-ФАРМА ПЛЮС» (далее – общество) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16 августа 2007 года требования Прокурора удовлетворены.

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 03.10.2007 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09.01.2008 постановление от 03.10.2007 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Третий арбитражный апелляционный суд.

Общество считает решение суда незаконным по следующим основаниям:

- в Правилах продажи отдельных видов товаров не указано, какие статьи относятся к грубым нарушениям, следовательно, действия общества не содержат грубых нарушений лицензионных требований и условий;

- общество при выборе работника приняло все меры к соблюдению законодательства;

- аптечный пункт прошёл проверку и получил лицензию, следовательно, все требования законодательства были соблюдены;

- директором общества проводились еженедельные проверки оформления аптечного пункта.

Прокурор просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Судебное разбирательство откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на 12 часов 30 минут 26.02.2008, о чём вынесено протокольное определение.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

11.07.2007 проведена проверка с участием помощника Прокурора в аптечном пункте общества, расположенном по адресу: г. Дивногорск, ул. Набережная, 19. В ходе проверки выявлены следующие факты:

- недоведение в наглядной и доступной форме до покупателей информации о правилах отпуска лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения;

- отсутствие    информации    о    лицензии    на    осуществление    фармацевтической деятельности;

- осуществление продажи лекарственных препаратов без рецепта врача.

Данные факты расценены Прокурором как осуществление обществом предпринимательской деятельности с грубыми нарушениями условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что явилось основанием для вынесения 16.07.2007 постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении общества.

Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения Прокуратура в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьёй 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с частью 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Согласно части 6 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Суд полагает, что Прокуратура доказала обстоятельства, необходимые для привлечения общества к административной ответственности.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 25.11, статье 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении, в том числе предусмотренному статьёй 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административною штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу пункта 47 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) и части 1 статьи 34 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (далее – Закон о лекарственных средствах) фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

В соответствии со статьей 2 Закона о лицензировании лицензионные требования и условия – совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Общество осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии № 24-02-000011 от 15.02.2007.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416 утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности (далее – Положение), в соответствии с пунктом 5 которого под грубым нарушением лицензионных требований и условий понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д» пункта 4 настоящего Положения. Осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Подпунктом «в» пункта 4 Положения установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности является, в том числе, соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона «О лекарственных средствах» и правил продажи лекарственных средств (далее – Правила), утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Таким образом, невыполнение требований статьи 32 Закона о лекарственных средствах и правил продажи лекарственных средств является согласно подпункту «в» пункта 4 Положения грубым нарушением лицензионных требований и условий.

Согласно части 4 статьи 32 Закона о лекарственных средствах виды аптечных учреждений, правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.

Под правилами продажи лекарственных средств, указанными в подпункте «в» пункта 4 Положения, законодателем имеются в виду Правила продажи отдельных видов товаров (далее – Правила), утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, а также Отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» (далее – Отраслевой стандарт), утверждённый Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 № 80.

Из буквального и системного толкования норм пункта 4 Положения, глав 1 и 8 Правил, Отраслевого стандарта следует, что грубым нарушением лицензионных требований и условий является, в том числе, нарушение любого из пунктов Правил, Отраслевого стандарта, имеющих отношений к фармацевтической деятельности, за исключением случаев, когда аналогичные положения содержатся в подпунктах «е»-«и» пункта 4 Положения.

В силу пункта 9 Правил настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей. Пунктом 73 Правил предусмотрено, что продавец должен предоставить покупателю информацию о правилах отпуска лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения.

Как подтверждается материалами дела, обязанность по доведению в наглядной и доступной форме до покупателей информации о правилах отпуска лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения обществом не была исполнена.

Согласно пункту 10 Правил если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию, то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем. Указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателя местах.

В силу пункта 2.9 Отраслевого стандарта в аптечной организации в удобных для ознакомления местах торгового зала должны быть размещены копии лицензий на фармацевтическую деятельность и другие виды деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В нарушение указанных норм в аптечном пункте общества отсутствовала информация о лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.

Пунктом 76 Правил установлено, что продажа лекарственных препаратов производится на основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, оформленных в установленном порядке, а также без рецептов по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 13.09.2005 № 578 «Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача» лекарственные препараты - циклоферон и кетанов, не входят в перечень лекарственных препаратов, реализующихся без рецепта врачей. Следовательно, продажа препаратов циклоферон и кетанов должна осуществляться на основании предъявляемого покупателем рецепта врача.

В нарушение указанного положения фармацевтом аптечного пункта общества Ерастовой Л.А. 11.07.2007 в 15 часов 15 минут осуществлена продажа указных лекарственных препаратов без рецепта врача.

Обстоятельства дела подтверждаются представленными Прокурором доказательствами: актом проверки от 11.07.2007, протоколом осмотра от 11.07.2007, кассовым чеком и копией чека, объяснениями Ерастовой Л.А., трудовым договором с Ерастовой Л.А., справкой помощника Прокурора, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 16.07.2007.

Довод общества об отсутствии его вины в совершении правонарушения судом не принимается по следующим основаниям.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению условий, предусмотренных лицензией. Довод общества о выполнении таких мер не принимается судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.

В силу части 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вина конкретного работника в совершении административного правонарушения не освобождает юридическое лицо от административной ответственности за данное правонарушение.

Факты нарушения лицензионных требований и условий объясняются руководителем общества виной работников общества, с которыми заключён трудовой договор и проведён соответствующий инструктаж. В то же время, такие обязанности, как доведение в наглядной и доступной форме до покупателей информации о правилах отпуска лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения и обеспечение наличия информации о лицензии на осуществление фармацевтической деятельности не входят в круг обязанностей фармацевта, определенных его должностной инструкцией. Следовательно, обеспечение выполнения указанных обязанностей

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.03.2008 по делу n А33-7490/2007. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также