Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19.12.2010 по делу n А33-7762/2010. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

«20» декабря 2010 года

Дело №

А33-7762/2010

г. Красноярск

 

Резолютивная часть постановления объявлена «13» декабря 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен  «20» декабря 2010 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Колесниковой Г.А.,

судей: Борисова Г.Н., Первухиной Л.Ф.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ахметшиной Г.Н.,

при участии:

от ОАО «МРСК Сибири»: Соколова Е.Ю., представителя по доверенности от 16.12.2009,

от УФАС по Красноярскому краю: Корнеевой М.В., представителя по доверенности от 02.02.2010,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «МРСК Сибири»

на решение Арбитражного суда Красноярского края от «30» августа 2010 года по делу                   № А33-7762/2010, принятое судьей Раздобреевой И.А.,

установил:

открытое акционерное общество «МРСК Сибири» (далее – ОАО «МРСК Сибири», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее – антимонопольный орган, ответчик) о признании незаконным решения от 05.04.2010 по делу № 067-10-10.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Гусева Н.Ф. (далее – третье лицо).

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 30.08.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением от 30.08.2010 не согласно, поскольку не доказано, что общество настаивало на подписании договора на необходимых ему условиях, а соответственно пыталось навязать невыгодные условия заявителю; предложение заявителю включить определенные условия в договор является реализацией права общества на свободу договора, предусмотренного статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации; у гражданки Гусевой Н.Ф. имелась возможность урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора в судебном порядке; решение ответчика не соответствует статье 48 Закона о защите конкуренции.

Антимонопольный орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором решение от  30.08.2010 считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Третье лицо в судебное заседание не явилось, о времени и месте его проведения извещено надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением № 66000059069597, представило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие третьего лица.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Гусева Н.Ф. 14.07.2009 обратилась с заявкой в адрес общества на осуществление технологического присоединения жилого дома, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, пос. Минино, ул. 2-я Луговая, 2-6 к электрической сети, максимальная мощность энергопринимающих устройств составляет 15кВт.

14.09.2009 Гусева Н.Ф. получила в обществе проект договора на технологическое присоединение объекта. В пункте 12.2 Приложения № 2 к проекту данного договора (технические условия) на Гусеву Н.Ф. возложена обязанность по строительству объектов электросетевого хозяйства, а именно, по установке КТП 10 кВ с трансфор­матором мощности 16 кВА, строительство питающей линии электропередач 10 кВ от точки присоединения до объекта присоединения, для электроснабжения жилого дома.

Рассмотрев предложенный проект договора, Гусева Н.Ф. 24.09.2009 направила в адрес сетевой организации мотивированный отказ от подписа­ния этого проекта договора с требованием привести его в соответствии с действующим законодательством. Ответ от общества получен не был.

03.12.2009 Гусева Н.Ф. обратилась в адрес общества с письмом, в котором напоминала обществу о том, что 24.09.2009 она направляла отказ от заключения дого­вора и требовала привести его в соответствие с действующим законодательством, и повторно просила сетевую организацию подготовить и представить для подписания новую редакцию проекта договора на технологическое присоедине­ние.

15.02.2010 Гусева Н.Ф. обратилась в общество  с просьбой аннули­ровать оферту и отозвать проект договора на технологическое присоединение объекта, а также оформила новую заявку на технологическое присоединение объекта. В соответ­ствии с письменными пояснениями Гусевой Н.Ф., представленными в антимонопольный орган, эти действия были вызваны устной просьбой сотрудника ОАО «МРСК Сибири» Поповой Е.А. об оформлении новой заяв­ки на технологическое присоединение.

17.03.2010 на основании новой заявки Гусевой Н.Ф. договор был заключен.

Антимонопольным органом по заявлению Гусевой Н.Ф 18.02.2010 возбуждено дело № 067-10-10 по признакам нарушения антимонопольного законодательства

Рассмотрев обстоятельства дела № 067-10-10, руководствуясь статьями 23, 41, 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение от 05.04.2010 о прекращении производства по делу № 067-10-10 о нарушении ОАО«МРСК Сибири» части 1 статьи 10, подпунктов 3, 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства путем представления Гусевой Н.Ф. нового проекта договора на техно­логическое присоединение, в соответствии с условиями которого ОАО «МРСК Сибири» осуществляет мероприятия, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства, необходимых для обеспечения электроснабжения жилого дома (п. 10.4.2, п. 10.4.3, п. 10.4.4 Приложения № 2 к проекту договора (технические условия)).

Общество, считая указанное решение не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и интересы, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании решения незаконным.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований о признании незаконным решения антимонопольного органа от 19.04.2010 № 076-10-10, в соответствии с которым общество признано нарушившим подпункты 3, 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции), суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что антимонопольным органом доказано нарушение заявителем требований подпункта 3 части 1 статьи 10 Закона о конкуренции, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Основным видом деятельности ОАО «МРСК Сибири», в том числе на территории Красноярского края, является оказание услуг по передаче электрической энергии.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 № 179-э ОАО «МРСК Сибири», осуществляющее деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 24.1.58. Таким образом, общество занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в Красноярском крае в границах расположения принадлежащих ОАО «МРСК Сибири» электрических сетей.

Согласно подпункту 3 части 1 статьи 10 Закона о конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доми­нирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невы­годных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или техноло­гически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными простыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами, требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие тре­бования).

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ). К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное (пункт 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об электроэнергетике» и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными Федеральными законами (статья 2 Федерального закона «Об электроэнергетике»).

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Во исполнение указанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила). Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Абзацем 1 пункта 3 Правил установлена обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Согласно абзацу 2 пункта 3 и пункту 14 Правил независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с заявителями - физическими лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, принадлежащих физическим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Пунктом 15 Правил предусмотрено, что заявителям, указанным в пунктах 12.1 и 14 настоящих Правил, сетевая организация обязана направить заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора в течение 30 дней с даты получения заявки. В случае несогласия с представленным сетевой

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19.12.2010 по делу n Г. КРАСНОЯРСК. Изменить решение (ст.269 АПК)  »
Читайте также