Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.01.2008 по делу n А74-2730/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Красноярск

Дело №

А74-2730/2007/03АП-1893/2007

«24» января 2008 года

Резолютивная часть постановления объявлена «21» января 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен  «24» января 2008 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Демидовой Н.М.,

судей: Бычковой О.И., Дунаевой Л.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.

при участии:

от ОАО «Аэропорт Абакан»: Редькиной Н.В., представителя по доверенности № 155/Ю от 10.01.2008,

от МИФНС № 1 по Республике Хакасия: Федорченко Д.С., представителя по доверенности от 09.01.2008,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Аэропорт Абакан» (г. Абакан)

на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 05 декабря 2007 года по делу №А74-2730/2007, принятое судьей Хабибулиной Ю.В.,

установил:

 

Открытое акционерное общество «Аэропорт Абакан» (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия (далее – налоговый орган, ответчик) от 17.10.2007 № 89АЛК по делу об административном правонарушении (привлечении открытого акционерного общества «Аэропорт Абакан» к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 05 декабря 2007 года в удовлетворении заявления отказано.

Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением от 05.12.2007 не согласно по следующим основаниям:

- в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП, а также нарушение п. 3 ст. 16 ФЗ от 22.11.1995 № 171-ФЗ;

- ограничений по продаже алкогольной продукции в зале официальных делегаций в лицензии, выданной обществу, не предусмотрено, в связи с чем, общество не осознавало и не должно было осознавать противоправность своего деяния;

- зал официальных делегаций – изолированное помещение с ограниченным доступом граждан;

- судом первой инстанции неправомерно не применена ст. 2.9 КоАП, поскольку у общества не было умысла и не повлекло причинения вреда здоровью граждан.

Налоговый орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором с решением от 05.12.2007 согласен по следующим основаниям:

- законодательством установлен запрет на продажу в аэропортах алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции;

- спорное правонарушение не может быть признано малозначительным, а вина общества выражается в непринятии мер для обеспечения требований законодательства, регулирующего оборот алкогольной продукции.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Открытое акционерное общество «Аэропорт Абакан» зарегистрировано в качестве юридического лица Абаканской регистрационной палатой 28 октября 1996 года за номером 2996, за основным государственным регистрационным номером 1021900527770, о чем соответствующая запись внесена в Единый государственный реестр юридических лиц (свидетельство серии 19 № 0120986).

17 сентября 2007 года должностным лицом Межрайонной инспекции Федеральной на­логовой службы Российской Федерации № 1 по Республике Хакасия на основании поручения заместителя руководителя налогового органа от 17 сентября 2007 года № 137 проведена про­верка соблюдения законодательства в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в зале официальных делегаций в здании аэропорта, располо­женном по адресу: город Абакан, улица Дружбы Народов, 59, принадлежащем ОАО «Аэро­порт Абакан».

По результатам проверки составлен акт № 216 от 17 сентября 2007 года, в котором зафиксирован факт реализации в зале официальных делегаций в здании аэропорта, расположенном по адресу: город Абакан, улица Дружбы Народов, 59, алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции.

18 сентября 2007 года Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 1 по Республике Хакасия направила в адрес ОАО «Аэропорт Абакан» уведомление № ВА -20 -11/30917 о приглашении законного представителя общества в налоговый орган 02 октября 2007 года к 9 часам 00 минутам для дачи пояснений по акту провер­ки от 17 сентября 2007 года № 216, выяснения обстоятельств, повлекших совершение административного правонарушения, и составления протокола об административном правонарушении. Указанное письмо с приложением определения о возбуждении дела об ад­министративном правонарушении и проведении административного расследования № 39 от17 сентября 2007 года получено обществом 20 сентября 2007 года, что подтверждается поч­товым уведомлением № 11658.

02 октября 2007 года должностным лицом налогового органа в отношении ОАО «Аэ­ропорт Абакан» составлен протокол № 89 АЛК об административном правонарушении, в котором указано, что во время проверки 17 сентября 2007 года в зале официальных делега­ций в здании аэропорта, расположенном по адресу: город Абакан, улица Дружбы Народов, 59, установлен факт реализации алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции.

Перечисленные в протоколе об административном правонарушении № 89 АЛК от 02 октября 2007 года и в акте проверки № 216 от 17 сентября 2007 года обстоятельства квали­фицированы налоговым органом в качестве административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в несоблюдении обществом требований пункта 2 статьи 16, пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», пункта 136 Правил продажи отдельных видов товаров, утверждённых Постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 19 января 1998 года № 55.

Протокол об административном правонарушении № 89 АЛК от 02 октября 2007 года составлен в присутствии генерального директора ОАО «Аэропорт Абакан» Гордеева В.М. который был ознакомлен с актом проверки, протоколом и получил один экземпляр протоко­ла № 89 АЛК от 02 октября 2007 года, что подтверждается его подписью в соответствующей графе протокола.

Копия протокола об административном правонарушении № 89 АЛК от 02 октября 2007 года вручена генеральному директору ОАО «Аэропорт Абакан» Гордееву В.М. в день составления протокола под роспись.

17 октября 2007 года по результатам рассмотрения дела об административном право­нарушении руководителем налогового органа принято постановление № 89 АЛК о привле­чении ОАО «Аэропорт Абакан» к ответственности на основании части 3 статьи 14.16 Кодек­са Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 30 000 рублей.

Не согласившись с постановлением № 89 АЛК от 17 октября 2007 года, ОАО «Аэро­порт Абакан» обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 3 статьи 14.16 КоАП нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спир­тосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Как следует из анализа положений статьи 14.16 КоАП к иным правилам продажи алкоголь­ной и спиртосодержащей продукции относятся те положения, которые не содержатся в частях 1 и 2 статьи 14.16 КоАП, в том числе, содержащиеся в статье 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государст­венном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосо­держащей продукции».

В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона от 22.11.199. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (в редакции Федерального закона от 21.07.2005. № 102-ФЗ) не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и мес­тах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назна­чения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контей­нерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продук­ции местах.

Согласно пункту 136 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Поста­новлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998. № 55 (в редакции Постанов­ления Правительства Российской Федерации от 08.02.2006. № 80) не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объе­ма готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источ­ников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метро­политена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения), на приле­гающих к ним территориях, определяемых органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах.

Таким образом, в силу прямого указания закона в здании аэропорта Абакан запрещена торговля алкогольной продукцией с содержани­ем этилового спирта более 15 процентов готовой продукции.

Актом проверки от 17 сентября 2007 года № 216, протоколом об административном правонарушении от 02 октября 2007 года № 89 АЛК, Положением о зале официальных деле­гаций в аэропорту Абакан, утвержденного генеральным директором ОАО «Аэропорт Аба­кан» 18 февраля 2005 года, экспликацией 1 этажа здания аэропорта Абакан подтверждается, что зал официальных делегаций расположен в здании аэропорта Абакан.

Довод общества о том, что зал официальных делегаций – изолированное помещение с ограниченным доступом граждан, подлежит отклонению САМ, исходя из следующего.

Перечень лиц, обслуживаемых в зале официальных делегаций аэропорта Абакан, из­ложенный в Приложении № 1 Положения о зале официальных делегаций в аэропорту Аба­кан, утвержденного генеральным директором ОАО «Аэропорт Абакан» 18 февраля 2005 го­да, содержит значительное количество лиц, подлежащих обслуживанию в зале официальных делегаций аэропорта Абакана, в том числе: официальные иностранные делегации, делегаты съездов, члены комиссий, вылетающих для ликвидации последствий чрезвычайных про­исшествий, которые предполагают нахождение в спорном зале более одного человека. Кроме этого, согласно пункту 3.1 Положения о зале официальных делегаций в аэропорту Абакан в зале обслуживаются провожающие и встречающие официальные лица.

Следовательно, продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объе­ма готовой продукции в зале официальных делегаций, который расположен в здании аэропорта и относится к местам массового скопления граждан, где продажа указанной алкогольной продукции в силу прямого указания закона запрещена, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП.

Довод общества о том, что ограничений по продаже алкогольной продукции в зале официальных делегаций в лицензии, выданной обществу, не предусмотрено, в связи с чем, общество не осознавало и не должно было осознавать противоправность своего деяния, не может быть принят судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицен­зий.

25 января 2007 года обществу выдана лицензия серии Г 00000291, регистрационный номер А-8/0853-6-1 на осуществление розничной продажи алкогольной

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.01.2008 по делу n А33-6234/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также