Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.11.2010 по делу n А69-1190/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

«09» ноября 2010 года

Дело №

А69-1190/2010

г. Красноярск

 

Резолютивная часть постановления объявлена «29» октября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен  «09» ноября 2010 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Колесниковой Г.А.,

судей: Дунаевой Л.А., Демидовой Н.М.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ахметшиной Г.Н.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Тыва

на решение Арбитражного суда Республики Тыва от «21» июля 2010 года по делу № А69-1190/2010, принятое судьей Санчат Э.А.,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва (далее – Управление Минюста, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Тыва (далее – ТУ ФАУГИ, ответчик) о признании незаконным решения от 17.03.2010 № 2-516 об отказе в заверении карты сведений об объекте учета здания гаража, обязании внести в реестр федерального имущества сведений, включающих новые сведения о лице, обладающем правом на федеральное имущество.

Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 21.07.2010 заявленные требования удовлетворены, признано недействительным решение от 17.03.2010 № 2-516. Суд обязал ответчика внести в реестр федерального имущества сведения об Управлении Минюста, обладающем правом оперативного управления на федеральное имущество- здание гаража, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Ленина, 15а.

ТУ ФАУГИ обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением от 21.07.2010 не согласно, поскольку собственником решения о закреплении за Управлением Министерства юстиции спорного объекта недвижимости не принималось; спорное здание гаража закреплено за Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Тыва, которое вправе было обратиться с соответствующим заявлением; заявителем при подаче заявления о внесении изменений в карту сведений об объекте учета представлены документы на заведение новой карты.

Минюст представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором  решение суда от 21.07.2010 считает законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве.

Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями №№ 66000059000217, 66000059000200. Минюст представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие сторон.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Управление Минюста по Республике Тыва образовано 30.07.2008 во исполнение приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 15.07.2008 № 143 с передачей части функций и полномочий от Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Тыва (далее – УФРС по РТ) и Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу.

Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Тыва от 01.09.2008 № 5-284, как уполномоченным органом по распоряжению федеральной собственностью, утвержден акт приема-передачи нефинансовых активов, товарно-материальных ценностей.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 27.10.2008 серии 17-АВ № 010216 за Управлением Минюста зарегистрировано право оперативного управления на здание гаража, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Ленина, д. 15 «А» (далее – спорное здание гаража), на основании распоряжения ТУ ФАУГИ по РТ от 01.09.2008 № 5-284, акта приема-передачи от 31.08.2008.

Управление Минюста обратилось 04.02.2010 в ТУ ФАУГИ с заявлением с приложением к нему карт объектов учета, карт лиц, обладающих правами на объекты учета и сведениями о них, для внесения сведений в реестр федерального имущества об объекте учета – спорном здании гаража.

Письмом от 17.03.2010 № 2-516 ТУ ФАУГИ отказано в заверении карты сведений на спорный объект учета в связи с тем, что правообладателем здания является УФРС по РТ.

Управление Минюста, не согласившись с принятым решением, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федера­ции каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд первой инстанции правомерно признал недействительным решение ТУ ФАУГИ от 17.03.2010 № 2-516 об отказе в заверении карты сведений об объекте учета здания гаража и обязал внести в реестр федерального имущества сведения, включающие новые сведения о лице, обладающем правом на федеральное имущество, по следующим основаниям.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва от 21.05.2010 от  № 01/098/2010-357 (л.д. 10), спорное здание гаража, расположенное по адресу: г. Кызыл, ул. Ленина, д. 15 «А», принадлежит на праве собственности Российской Федерации.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 27.10.2008 (л.д. 16) спорное здание гаража зарегистрировано на праве оперативного управления за Управлением Минюста на основании распоряжения от 01.09.2008.

Распоряжением от 17.11.2008 (л.д. 24) право оперативного Управления Федеральной регистрационной службы Республики Тыва прекращено, предписано передать имущество, в том числе спорный гараж, Управлению Минюста.

Управление Минюста обратилось в ТУ ФАУГИ с заявлением от 04.02.2010 с приложением к нему карт объектов учета, карт лиц, обладающих правами на объекты учета и сведениями о них, для внесении сведений в реестр федерального имущества об объекте учета (спорном здании гаража).

Письмом от 17.03.2010 № 2-516 ТУ ФАУГИ отказано Управлению Минюста в заверении карты сведений на спорный объект учета в связи с тем, что правообладателем здания является УФРС по РТ.

Порядок учета федерального имущества и порядок предоставления информации из реестра федерального имущества, а также иные требования, предъявляемые к системе учета федерального имущества, определены Положением об учете федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» (далее – Положение об учете федерального имущества).

Пунктом 2 Положения об учете федерального имущества определены основные понятия:

«учет федерального имущества» - получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр федерального имущества в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом;

«реестр федерального имущества» - федеральная информационная система, представляющая собой организационно упорядоченную совокупность документов и информационных технологий, реализующих процессы учета федерального имущества и предоставления сведений о нем;

«правообладатель» - федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган) или иной федеральный орган государственной власти, федеральное государственное учреждение, федеральное автономное учреждение, федеральное государственное унитарное предприятие, федеральное казенное предприятие или иное юридическое либо физическое лицо, которому федеральное имущество принадлежит на соответствующем вещном праве или в силу закона.

В соответствии с пунктом 8 Положения об учете федерального имущества реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о федеральном недвижимом имуществе, в раздел 2 - о движимом имуществе и в раздел 3 - о лицах, обладающих правами на федеральное имущество и сведениями о нем.

В соответствии с пунктом 14 Положения об учете федерального имущества правообладатель для внесения сведений в реестр об имуществе, приобретенном им по договорам или иным основаниям, поступающем в его хозяйственное ведение или оперативное управление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, представляет в 2-недельный срок со дня приобретения имущества в соответствующий территориальный орган:

надлежащим образом заверенные правообладателем карты сведений об объекте учета в соответствии с формами реестра федерального имущества согласно приложению N 1;

надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих приобретение правообладателем объекта учета и возникновение соответствующего вещного права на объект учета, а также копии подтверждающих сведения об объекте учета иных документов, реквизиты которых приведены в картах сведений об объекте учета.

В отношении федерального имущества, принадлежащего на дату утверждения настоящего Положения правообладателю на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или в силу закона, правообладатель представляет в соответствующий территориальный орган указанные карты и документы в 9-месячный срок с даты утверждения настоящего Положения.

В силу пункта 15 Положения об учете федерального имущества при изменении сведений об объекте учета, включая сведения о лицах, указанных в пункте 8 настоящего Положения, правообладатель в 2-недельный срок со дня получения изменений или окончания срока (квартального и годового) представления бухгалтерской отчетности, установленного законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете (при изменении остаточной стоимости объекта учета или основных средств (фондов) правообладателя), представляет в соответствующий территориальный орган для внесения в реестр новых сведений об объекте учета, включающих новые сведения о соответствующих лицах:

запись об изменениях сведений об объекте учета по форме согласно приложению N 2 в соответствующей карте сведений об объекте учета, заверенную надлежащим образом. Если изменившиеся сведения содержатся в других картах сведений об объекте учета, то правообладатель представляет запись по каждой из них (далее - записи об изменениях сведений);

копии документов, подтверждающих новые сведения об объекте учета, заверенные надлежащим образом.

Из изложенного следует, что сведения об имуществе, приобретенном по договорам или иным основаниям, поступающем в хозяйственное ведение или оперативное управление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также изменение сведений об объекте учета, включая сведения о лицах, обладающих правами на федеральное имущество, вносятся в реестр федерального имущества правообладателем.

Правообладателем согласно пункту 2 Положения является федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган) или иной федеральный орган государственной власти, федеральное государственное учреждение, федеральное автономное учреждение, федеральное государственное унитарное предприятие, федеральное казенное предприятие или иное юридическое либо физическое лицо, которому федеральное имущество принадлежит на соответствующем вещном праве или в силу закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 2 и 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право оперативного управления на недвижимое имущество возникает только после государственной регистрации этого права в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В силу статьи 14 Закона о государственной регистрации прав зарегистрированное право подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

Поскольку право оперативного управления на спорное здание гаража заявителя зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права( л. д. 16), в котором есть ссылка на основание регистрации права оперативного управления - распоряжение от 01.09.2008 № 5-284, акт приема-передачи от 31.08.2008, соответствующие документы и действия в установленном порядке не оспорены, то довод ответчика о том, что собственником не принималось решения о закреплении за Управлением Министерства юстиции спорного объекта недвижимости, отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельный.

С учетом установленных по делу обстоятельств и изложенных норм права, Управление Минюста является правообладателем спорного объекта недвижимости (здания

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.11.2010 по делу n Г. КРАСНОЯРСК. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также