Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07.11.2010 по делу n Г. КРАСНОЯРСК. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

8 ноября 2010 года.

Дело №

г. Красноярск

А74-2279/2010

 

 

Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 8 ноября 2010  года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Споткай Л.Е.,

судей: Гуровой Т.С., Магда О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щекотуровой Я.С.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищная компания «Зодчий»

на решение  Арбитражного суда Республики Хакасия

от 27 июля 2010 года по делу № А74-2279/2010, принятое судьей Ткаченко О.Н.,

 

установил:

государственное унитарное предприятие Республики Хакасия «Хакресводоканал» обратилось в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищная компания «Зодчий» о взыскании требования о взыскании 122939 рублей 76 копеек, в том числе 121088 рублей 95 копеек задолженности и 1850 рублей 81 копейка процентов за пользование чужими денежными средствами.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 27 июля 2010 года исковые требования удовлетворены. С общества с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищная компания «Зодчий», г. Абака, в пользу Государственного унитарного предприятия Республики Хакасия «Хакресводоканал», п. Усть-Абакан, взыскано  122939  рублей  76 копеек, в том числе 121088 рублей 95 копейки задолженности и 1850  рублей 81 копейка процентов за пользование чужими денежными средствами, а также в доход федерального бюджета 4688 рублей 19 копеек государственной пошлины.

Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 27 июля 2010 года отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

Ответчик в апелляционной жалобе ссылается на то, что истец неправомерно предъявлял  счета-фактуры с НДС. Ссылается на то, что освобождение от обложения НДС коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, означает невозможность начисления  НДС на вид такой вид платежа, как водоотведение и очистка сточных вод.

Истец и ответчик, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились. На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие представителей истца и ответчика.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

            Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, апелляционный суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела.

По договору на водоотведение и очистку сточных вод № 1445 от 10.02.2006 истец (предприятие ВКХ) обязался обеспечивать бесперебойный прием сточных вод на очистные сооружения Предприятия ВКХ, сбрасываемых через системы коммунальной канализации или непосредственно на КОС Предприятия ВКХ в количестве не более 72000 кб.м. в год, 6000 куб.м. в месяц, а абонент оплачивать водоотведение и очистку сточных вод, соблюдать условия и режим сброса сточных вод в канализацию.

Пунктом 8.1. договора предусмотрено, что расчеты с абонентом за принятые от него сточные воды производятся согласно тарифам, действующим на данный момент, путем перечисления денежных средств на расчетный счет предприятия ВКХ в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, независимо от даты получения абонентом счета-фактуры. Расчетный период принимается в пределах календарного месяца.

В материалы дела представлен акт сдачи-приемки оказанных услуг (выполненных работ) № 4858 от 30.04.2010 на сумму 121088 рублей 95 копеек, счет-фактура № 4858 от 30.04.2010 на сумму  121088 рублей 95 копеек.

При предъявлении счета-фактуры истец руководствовался тарифами на водоотведение и очистку сточных вод, утвержденными с 01.01.2010 приказом Министерства по градостроительной и жилищной политике Правительства Республики Хакасия № 178-п от 20.11.2009.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

    Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом

            В силу заключенного договора и в соответствии со статьями 539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации возникли взаимные обязательства по договору энергоснабжения через присоединённую сеть, которые должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединённую сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Согласно Правилам № 307 под исполнителем коммунальных услуг понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, к которым относятся и товарищества собственников жилья.

В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно абзацу второму пункта 15 Правил № 307 в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

При предъявлении счета-фактуры истец руководствовался тарифами на водоотведение и очистку сточных вод, утвержденными с 01.01.2010 приказом Министерства по градостроительной и жилищной политике Правительства Республики Хакасия № 178-п от 20.11.2009.

Приказом Министерства  по градостроительной и жилищной политике  Республики Хакасия  № 178-п от 20.11.2009 установлены тарифы на водоотведение и очистку сточных вод для государственного  унитарного предприятия  «Хакресводоканал»:

- на водоотведение в размере 0,88 руб./куб.м,

- на очистку  сточных вод в размере 3,34 руб./куб.м.

Тарифы утверждены без учета налога на добавленную стоимость.

Учитывая, что факт оказания истцом услуг подтвержден материалами дела, а доказательств их оплаты в полном объеме ответчиком не представлено, суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика  в пользу истца 121088 рублей 95 копеек  задолженности.

Доводы апелляционной инстанции о том, что истец  неправомерно предъявлял  счета-фактуры с НДС, не принимаются судом апелляционной инстанции.

           Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг).

В силу пункта 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьёй 40 Кодекса.

Пунктом 13 статьи 40 Налоговой кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

Включение истцом в подлежащую оплате покупателем цену реализуемого товара (работ, услуг) суммы налога на добавленную стоимость вытекает из положений пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, являющихся обязательными для сторон договора в силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, и отражает характер названного налога как косвенного.

В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.

При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не выделяется (пункт 6 указанной статьи).

Таким образом, по смыслу указанных норм, НДС начисляется лицом, оказывающим услуги, на стоимость данных услуг и включается одновременно с ней в соответствующие расчётные документы и для покупателя является ценой товара (услуги).

Следовательно, предъявляемая ответчику к оплате сумма налога на добавленную стоимость является для него частью цены, подлежащей уплате в пользу истца по договору.

Реализация истцом ответчику услуг по водоотведению и очистке стоков с предъявлением к оплате суммы налога на добавленную стоимость, не включенного в тариф уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству.

Указанный вывод согласуется с правовой позицией, отраженной в постановлении  Президиума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 22.09.2009 № 5451/09.

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05 октября 2007 г. №57 не содержит разъяснений, свидетельствующих об освобождении от обложения НДС операций по реализации энергоснабжающими организациями коммунального ресурса.

Указанными нормами не предусмотрено освобождение от налогообложения НДС коммунальных услуг, реализуемых управляющим компаниям, ТСЖ, организациями  коммунального комплекса, поставщиками электрической энергии и газоснабжающими организациями.

От налогообложения НДС освобождается предоставление коммунальных услуг управляющими организациями и ТСЖ по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих коммунальных услуг, в том числе с учётом НДС, у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.

На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации суммы НДС по коммунальным услугам, предъявленные управляющим организациям и ТСЖ организациями коммунального комплекса, поставщиками электрической энергии и газоснабжающими организациями, включаются управляющими организациями и ТСЖ в стоимость коммунальных услуг и вычету не подлежат.

Если бы  управляющая жилищная компании являлась налогоплательщиком НДС, то приняв счёт за коммунальный ресурс, оно было бы обязано выделить НДС, основную сумму счёта распределить между жильцами, на каждую из рассчитанных сумм снова начислить НДС. Будучи освобождённым  от налогообложения НДС, управляющая жилищная компания не выделяя сумму НДС, распределяет между жильцами сразу всю сумму счёта.

Такой расчёт полностью соответствует разъяснениям постановления Пленума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05 октября 2007 г. №57 о том, что соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющие работы) не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами-членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например, услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утверждённым для населения, а не для юридических лиц.

В данном разъяснении речь идёт о применении тарифов, а не об исключении НДС из стоимости товара. В указанном разъяснении вопросы, связанные с НДС, затрагиваются применительно к отношениям по обеспечению коммунальными услугами, складывающимся исключительно между ТСЖ (управляющей компанией) и его членами. Вопросы, связанные с исчислением и уплатой НДС, при реализации энергоснабжающей организацией энергоресурсов товариществу собственников жилья  указанным разъяснением не затрагиваются.

Следует учитывать, что согласно положениям главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый статус сделки подлежит определению

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07.11.2010 по делу n Г. КРАСНОЯРСК. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также