Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 02.11.2010 по делу n А74-2761/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

«03» ноября 2010 года

Дело №

А74-2761/2010

г. Красноярск

 

Резолютивная часть постановления объявлена «27» октября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен  «03» ноября 2010 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Колесниковой Г.А.,

судей: Демидовой Н.М., Бычковой О.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ахметшиной Г.Н.

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу прокурора города Абакана

на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от «24» августа 2010 года по делу № А74-2761/2010, принятое судьей Тутарковой И.В.,

установил:

Управление коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана (далее – управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Государственному комитету по охране окружающей среды и природопользованию Республики Хакасия (далее – Госкомэкология, комитет, административный орган, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления от 05.07.2010 № 80 о назначении административного наказания.

Дело рассмотрено с участием прокурора города Абакана (далее – прокурор).

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 24.08.2010 заявленные требования удовлетворены, признано незаконным и отменено постановление от 05.07.2010 № 80 о назначении административного наказания.

Прокурор обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением от 24.08.2010 не согласен, поскольку совершенное управлением правонарушение выразилось в невыполнении возложенной на управление обязанности в области охраны окружающей среды по организации сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории города Абакана в границах земельного участка, захламление которого выявлено в ходе проверки; в соответствии с пунктами 4.13, 7.8 ГОСТа 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» муниципальное образование город Абакан в лице управления является собственником размещенных на свалке отходов производства и потребления и обязано осуществлять деятельность по обращению с отходами, однако, деятельность по сбору отходов с данной территории управлением не осуществляется, что образует событие административного правонарушения предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ( далее КоАП).

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями №№ 66000059001795, 66000059001801, 66000059001788.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Управление коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана зарегистрировано в качестве юридического лица 10.09.1999 регистрационной палатой администрации города Абакана и внесено 03.10.2002 Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Республике Хакасия в Единый государственный реестр юридических лиц (свидетельство серии 19 № 0120662).

Постановлением от 22.06.2010 прокурором города Абакана Бауэр О.А. по результатам рассмотрения материалов проверки соблюдения на территории муниципального образования город Абакан экологического законодательства возбуждено дело об административном правонарушении. В данном постановлении указано, что земельный участок, расположенный на территории муниципального образования город Абакан, прилегающий к земельному участку по адресу: Алтайский район, в 1,5 км юго-западнее села Подсинее, предоставленному индивидуальному предпринимателю Вагнеру А.А. для размещения свалки твердых бытовых отходов в районе дачного массива СНО «Подсинее», находится в границах муниципального образования город Абакан на основании Закона Республики Хакасия от 07.10.2004 № 59 «Об утверждении границ муниципального образования город Абакан и наделении его статусом городского округа». 10 и 22 июня 2010 года в ходе проверки соблюдения требований экологического законодательства проведено обследование данного земельного участка и выявлено, что земельный участок захламляется отходами производства и потребления, а именно: строительным мусором, пластмассовой тарой, отходами бетонных изделий, стеклянным боем, золошлаками от сжигания углей, древесными отходами, полиэтиленовой тарой, бытовым мусором, отходами бумаги и картона, обрезками и обрывками тканей. Объект, на котором выявлено размещение вышеуказанных отходов, не оборудован соответствующим образом, является несанкционированной свалкой и оказывает негативное воздействие на окружающую среду в виде загрязнения атмосферного воздуха, почвы, подземных и поверхностных вод. Ответственность за земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, несет администрация муниципального образования город Абакан в лице полномочного органа – Управления коммунального хозяйства, которое допустило захламление данной территории, тем самым, нарушив требования природоохранного законодательства.

Материалы дела об административном правонарушении переданы в Государственный комитет по охране окружающей среды и природопользованию Республики Хакасия, по результатам рассмотрения которых государственным инспектором Республики Хакасия по охране природы и по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов Госкомэкологии Потылициным Е.А. принято постановление от 05.07.2010 № 80 о привлечении управления к административной ответственности по статье 8.2 КоАП за нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (захламление земельного участка, необорудование земельного участка, являющегося несанкционированной свалкой). Управлению назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, управление коммунального хозяйства обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности и наличие полномочий прокурора и административного органа на вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и принятие постановления о привлечении к административной ответственности установлено судом первой инстанции и заявителем не оспаривается.

Согласно оспариваемому постановлению управление привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП, предусматривающей ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что заявитель не является субъектом административной ответственности по статье 8.2 КоАП, административным органом не доказана объективная сторона предусмотренного данной статьей правонарушения в действиях (бездействии) управления, по следующим основаниям.

Субъектами административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП,  являются лица, осуществляющие сбор, складирование, использование, сжигание, переработку, обезвреживание, транспортировку, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами; объективной стороной – действия (бездействие) по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

В силу статьи 11 Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 13 Закона об отходах территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подпунктом 24 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Пунктом 3 статьи 8 Закона об отходах определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Межгосударственным стандартом ГОСТом 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами», утвержденным Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии 28.12.2001 №607-ст, установлены термины и определения основных понятий, необходимых для регулирования, организации, проведения работ, а также нормативно-методического обеспечения при обращении с отходами: твёрдыми, жидкими (сбросами), газообразными (выбросами), шламами и смесями на различных этапах и технологического цикла, и распространяется на ликвидацию любых объектов, идентифицированных как отходы, которые могут рассматриваться как биосферозагрязнители.

В соответствии с пунктами 5.26, 3.1 указанного ГОСТа под сбором отходов понимается: деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определённого времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами, под отходами понимаются: остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определённой деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью (различают отходы производства и отходы потребления).

В соответствии с пунктом 3.11 ГОСТа 30772-2001 к отходам производства относятся: остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. К отходам производства относятся образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве: вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, отходы сельского хозяйства, твёрдые вещества, улавливаемые при очистке отходящих технологических газов и сточных вод и т.п.

Пунктом 3.12 ГОСТа 30772-2001 определено понятие отходов потребления - остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации. К отходам потребления относят полуфабрикаты, изделия (продукцию) или продукты, утратившие свои потребительские свойства, установленные в сопроводительной эксплуатационной документации. К отходам потребления относятся в основном твёрдые, порошкообразные и пастообразные отходы (мусор, стеклобой, лом, макулатуру, пищевые отходы, тряпьё и др.), образующиеся в населённых пунктах в результате жизнедеятельности людей.

Пунктом 3.21 указанного ГОСТа установлено понятие бытовых отходов, к которым относятся: отходы потребления, образующиеся в бытовых условиях в результате жизнедеятельности населения.

Под мусором понимают: мелкие неоднородные сухие или влажные отходы (пункт 3.47 ГОСТа 30772-2001).

В соответствии с пунктами 5.33,

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 02.11.2010 по делу n Г. КРАСНОЯРСК. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также