Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 22.09.2010 по делу n Г. КРАСНОЯРСК. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
«17» сентября 2010 г. Дело № г. Красноярск А33-6228/2010
Резолютивная часть постановления объявлена «10» сентября 2010 года. Полный текст постановления изготовлен «17» сентября 2010 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Петровской О.В., судей: Гуровой Т.С., Хасановой И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Щекотуровой Я.С., при участии: от ОАО «РЖД» (истца): Ткаченко Н.И. - представителя по доверенности от 27.10.2009; от ОАО «РУСАЛ Красноярск» (ответчика): Сукачевой Т.И. - представителя по доверенности от 20.04.2010, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - открытого акционерного общества «Российские железные дороги», на решение Арбитражного суда Красноярского края от «15» июня 2010 года по делу № А33-6228/2010, принятое судьей Егоровым А.Л., установил: открытое акционерное общество «Российские железные дороги», в лице филиала Красноярская железная дорога обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «РУСАЛ Красноярск» о взыскании 582 000 руб. штрафа за задержку вагонов. Судом первой инстанции к участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, открытое акционерное общество «В-Сибпромтранс». Решением Арбитражного суда Красноярского края от 19 февраля 2010 года с учетом определения об исправлении опечатки Арбитражного суда Красноярского края от 24 июня 2010 года исковые требования удовлетворены частично. С открытого акционерного общества «РУСАЛ Ачинск» в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» филиал Красноярская железная дорога взыскано 291 000 рублей неустойки Не согласившись с данным решением, истец обратился с апелляционной жалобой с учетом дополнения, указав следующее: - размер штрафа установлен законом, штраф является мерой ответственности за задержку возврата вагонов, а не способом возмещения убытков, поэтому ОАО «Российские железные дороги не должно доказывать наличие убытков на сумму штрафа; - суд первой инстанции необоснованно снизил сумму штрафа более чем на 50%. Предъявленный к взысканию штраф соразмерен с последствиями нарушенного обязательства. Значительное снижение размера штрафа не оправдывает целей для которых применяется штраф как способ обеспечения обязательств. В материалы дела представлен экономически обоснованный расчет. Сумма штрафа снижена до суммы ниже, чем плата за пользование вагонами. В отзыве на апелляционную жалобу истец указал следующие возражения против апелляционной жалобы: - право снижения неустойки предоставлено суду независимо от того, является неустойка законной или договорной; -критериями для установления несоразмерности могут быть чрезмерно высокий процент неустойки, значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств; - убытки должны доказываться, а не содержать ссылку на норму закона, которая предусматривает ответственность за правонарушение; - ответчиком представлен в материалы дела расчет платного пользования вагонами в размере 314 448 руб.70 коп, однако данный расчет являлся одним из доводов для применения статьи 333 Гражданского кодекса РФ. В отзыве на исковое заявление ответчик просил уменьшить сумму штрафа на 50 процентов - до 291 000 руб. Представленный истцом в материалы дела расчет экономической обоснованности начисленного штрафа составлен на основании данных статистической отчетности, поэтому он не может быть доказательством понесенных убытков; - перевозчик, не используя вагоны не несет затрат, связанных с движенческими операциями с обслуживанием инфраструктуры, поэтому некорректно сравнивать плату за пользование с размером провозной оплаты. Открытое акционерное общество «В-Сибпромтранс», надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителя не направило, отзыв на апелляционную жалобу не представило. Дело рассматривается в его отсутствие в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Стороны поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на неё. Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства. Арбитражным судом Красноярского края по делу № А33-7518/02-с1 утверждено мировое соглашение, в соответствии с которым между ФГУП «Красноярская железная дорога» (дорога) (ОАО «Российские железная дорога» - правопреемник) и ОАО «В-Сибпромтранс» (владелец) заключен договор № 5 от 20.09.2000 на обслуживание принадлежащего владельцу железнодорожного подъездного пути, примыкающего через стрелку № 23 к третьему пути ст. Красноярск-Северный, обслуживаемого собственными локомотивами владельца на следующих условиях: согласно параграфу 3 данного договора, сдаваемые на подъездной путь владельца вагоны убираются с 3 или 7 приемо-отправочных путей ст. Красноярск-Северный локомотивом ветвевладельца. Возвращаемые с подъездного пути владельца вагоны доставляются локомотивом владельца на 3 и 7 приемо-отправочные пути ст. Красноярск-Северный. Передача вагонов на подъездной путь и возврат их с подъездного пути оформляется натурным листом, составленным сдающей стороной и подписываемым уполномоченными представителями дороги и владельца, с указанием времени передачи. Согласно параграфу 10 договора при наличии у владельца доверенности от контрагентов на получение вагонов в адрес этих контрагентов и выполнение транспортно-экспедиционных операций подаются вагоны контрагентам владельца согласно перечню – приложение № 1 к договору. В перечне предприятий, обслуживаемых ОАО «В-Сибпромтранс», являющемся приложением № 1 к данному договору, значится открытое акционерное общество «Красноярский алюминиевый завод». ОАО «Российские железные дороги» является правопреемником ФГУП «Красноярская железная дорога». 26.02.2004 между ОАО «Российские железные дороги» (перевозчик), ОАО «В-Сибпромтранс» (владелец) и ОАО «Красноярский алюминиевый завод» (контрагент) подписано соглашение от 26.02.2004 № Т-3/71 об условиях и порядке внесения платы за пользование вагонами и контейнерами. В пункте 2 данного соглашения №Т-3/71 стороны предусмотрели, что контрагент оплачивает перевозчику на основании статьи 39 УЖТ Российской Федерации плату за пользование вагонами и несет ответственность в соответствии со статьями 62 и 99 УЖТ Российской Федерации в виде штрафа за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику, под погрузкой-выгрузкой более 24 часов по истечении технологического срока оборота вагонов, который составляет для маршрутов с глиноземом 32 часа, для фитинговых платформ и контейнеров - 35 часов, крытых вагонов под погрузку и прочих грузов – 41 час. Согласно п. 4 соглашения №Т-3/71 в оплачиваемое время включается все время нахождения вагона на подъездных путях владельца и контрагента с момента передачи вагонов владельцу на железнодорожных выставочных путях станции Красноярск-Северный до момента их возвращения на эти же выставочные пути. Согласно пунктам 5 и 6 соглашения №Т-3/71 из оплачиваемого времени исключается технологическое время, связанное с подачей-уборкой вагонов к местам погрузки-выгрузки грузов и время на операции, относящиеся к начально-конечным, которое согласно договору на эксплуатацию подъездного пути владельца, составляет для маршрутов с глиноземом 3 часа, для прочих грузов- 6 часов. Расчет платы за пользование вагонами и начисление штрафов производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, составленными на основании памяток приемосдатчика, подписываемых уполномоченным лицом перевозчика и контрагента или представителем владельца по доверенности, выданной ему контрагентом. Согласно памяткам приемосдатчика №№ 196, 133, 207 вагоны находились у ответчика свыше сроков, установленных соглашением и частью 2 статьи 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. На основании вышеназванных памяток приемосдатчика составлена ведомость подачи и уборки вагонов № 58 в которых за задержку вагонов начислен штраф на общую сумму 582 000 руб. Представитель ОАО «РУСАЛ Красноярск» ведомости подачи и уборки вагонов подписал с разногласиями, с суммой штрафа не согласился, от подписи штрафа отказался, о чем составлен акт общей формы № 18. Представителю ответчика направлено уведомление № 18 о начисленных суммах штрафа по указанной ведомости учета времени. Поскольку ответчиком сумма штрафа за задержку вагонов в размере 582 000 руб. не оплачена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском. Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам. Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований предусмотренных законом и иных правовыми актами, а также из действия граждан и юридических лиц. В том числе гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему. Согласно статье 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными предъявляемыми требованиями. Между истцом (перевозчиком) и владельцем пути необщего пользования заключен договор № 5 на обслуживание пути необщего пользования. Между истцом, ответчиком и третьим лицом заключено соглашение об условиях и порядке внесения платы за пользование вагонами и контейнерами №Т-3/71. Правоотношения по указанным сделкам регулируются главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации. В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. В соответствии со статьей 791 Гражданского кодекса Российской Федерации, погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя получателя груза. Согласно статье 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. В соответствии с частью 6 статьи 62 Устава железных дорог Российской Федерации (далее - Устав) за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 Устава. Согласно статье 99 Устава, за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 настоящего Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами. При этом задержка вагонов менее чем на пятнадцать минут в расчет не принимается, задержка вагонов от пятнадцати минут до одного часа принимается за полный час. Статьей 100 Устава предусмотрено, что за задержку вагонов в случаях, предусмотренных статьями 47 и 99 настоящего Устава, с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда. За задержку цистерн, цементовозов, бункерных полувагонов, минераловозов и других специализированных вагонов (к которым относятся также фитинговые платформы) размер штрафа, предусмотренный в настоящей статье, увеличивается в два раза, за задержку рефрижераторных вагонов и транспортеров- в три раза. Согласно пункту 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 43, расчет штрафов, установленных ст. 100 и 101 Устава производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, составленным на основании памяток приемосдатчика. В соответствии с пунктом 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 26, время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 22.09.2010 по делу n Г. КРАСНОЯРСК. Отменить решение полностью и принять новый с/а »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|