Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19.09.2010 по делу n А74-1931/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

«13» сентября 2010 года

Дело №

А74-1931/2010

г. Красноярск

 

Резолютивная часть постановления объявлена «06» сентября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен  «13» сентября 2010 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Колесниковой Г.А.,

судей: Борисова Г.Н., Бычковой О.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Е.А.

при участии:

от прокурора: Фарраховой И.В., прокурора отдела по надзору за исполнением законов, процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью Западно-Сибирской транспортной прокуратуры,

от общества: Корнилейко Я.Я., представителя по доверенности от 10.08.2010,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Аэропорт Абакан»

на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от «12» июля 2010 года по делу №А74-1931/2010, принятое судьей Гигель Н.В.,

установил:

Абаканский транспортный прокурор (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о привлечении открытого акционерного общества «Аэропорт-Абакан» (далее – ОАО «Аэропорт Абакан», общество) к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 12.07.2010 заявленные требования удовлетворены, открытое акционерное общество «Аэропорт Абакан» привлечено к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1 КоАП, назначено административное наказание в виде взыскания административного штрафа в сумме 40 000 (сорок  тысяч) рублей.

Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением от 12.07.2010 не согласно, поскольку общество не осуществляет деятельность по тушению пожаров, деятельность по предупреждению (профилактике) пожаров лицензированию не подлежит; осуществление обществом противопожарного обеспечения полетов является обязательной, предусмотренной статьей 90 Воздушного кодекса Российской Федерации, составной частью основной деятельности предприятия по осуществлению поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов, а не самостоятельным видом предпринимательской деятельности предприятия; общество имеет свидетельство на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях; Положение о лицензировании деятельности по тушению пожаров не применяется в отношении определения законодательных требований к деятельности по противопожарному обеспечению полетов; операции по реализации услуг по тушению пожаров подлежат обложению НДС.

Прокурор представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором решение от 12.07.2010 считает законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

ОАО «Аэропорт Абакан» зарегистрировано  регистрационной палатой администрации города Абакана  28.12.1996 (регистрационный № 2996 ОГРН 10219000527770), о чем соответствующая запись внесена в ЕГРЮЛ за № 1021900527770.

Абаканским транспортным прокурором проведена проверка соблюдения ОАО «Аэропорт Абакан» законодательства о лицензировании, в ходе которой установлено, что  в ОАО «Аэропорт Абакан» создана и функционирует профессиональная Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (далее – СПАСОП), одной из основных задач которой является противопожарное обеспечение полетов и объектов аэропорта «Абакан» и других организаций, находящихся на его территории, проведение аварийно-спасательных и противопожарных работ в районе аэропорта «Абакан».

СПАСОП ОАО «Аэропорт Абакан» имеет свидетельство на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях № 004953 от 25.02.2009, согласно которому одним из основных видов проводимых работ является проведение аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров в зоне чрезвычайной ситуации, а также имеет сертификат соответствия на поисковое, аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение полетов от 30.07.2009 № 000503.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также  нормы  статьи 9 Воздушного кодекса Российской Федерации, статьи 7, пункта 38 части 1 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов  деятельности», Положения о ведомственной пожарной охране Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов, утвержденного приказом Федеральной авиационной службы России от 11.12.1998 № 361, пункта 1.5 Федеральных авиационных правил «Сертификация аэропортов. Процедуры», утвержденных приказом Федеральной службы воздушного транспорта Российской Федерации от 24.04.2000 № 98, Постановления  Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 № 625 «О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности», прокурором сделан вывод о том, что осуществляемая ОАО «Аэропорт Абакан» деятельность по противопожарному  обеспечению полетов включает тушение пожаров, в связи с чем, подлежит лицензированию.

Постановлением и.о. Абаканского транспортного  прокурора  Симоновой Н.А. от 07.05.2010 в отношении ОАО «Аэропорт Абакан» возбуждено дело об административном правонарушении на основании части 2 статьи 14.1 КоАП. При вынесении постановления присутствовал генеральный директор ОАО «Аэропорт Абакан» Истомин М.А.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на ос­нове состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного про­цессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно до­казать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Россий­ской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственно­сти арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для при­влечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен про­токол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое  разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от сорока до пятидесяти тысяч рублей.

Привлекая общество к административной ответственности на основании указанной нормы, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что прокурором доказано наличие в действиях (бездействии) общества состава вменяемого административного правонарушения по следующим основаниям.

Объективная сторона указанного правонарушения выражается в осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию, без соответствующей лицензии.

В соответствии со статьей 9 Воздушного кодекса Российской Федерации отдельные виды деятельности в области авиации могут осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу подпункта 38 пункта 1 статьи  17 Закона о лицензировании деятельность по тушению пожаров подлежит лицензированию.

В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров, утвержденного Постановлением  Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 № 625 «О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности», под деятельностью по тушению пожаров понимается деятельность по организации и осуществлению профилактики пожаров, организации и осуществлению действий, направленных на спасение людей, имущества и ликвидации пожаров.

В соответствии с пунктом 1.5 Федеральных авиационных правил «Сертификация аэропортов. Процедуры», утвержденных приказом Федеральной службы воздушного транспорта Российской Федерации от 24.04.2000 № 98, аэропортовая деятельность включает в себя, в том числе: поисковое и аварийно-спасательное обеспечение – комплекс мероприятий, направленных на организацию и выполнение немедленных и эффективных поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ по спасению пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, оказанию помощи пострадавшим и эвакуацию их с места происшествия.

Согласно Положению о ведомственной пожарной охране Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов, утвержденному приказом Федеральной авиационной службы России от 11.12.1998 № 361, основными задачами ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России, в частности, являются: противопожарное обеспечение полётов воздушных судов; обеспечение пожарной безопасности охраняемых объектов и воздушных судов  при техническом обслуживании; тушение пожаров и проведение  связанных с ними аварийно-спасательных и противопожарных работ.

Как следует из материалов дела, в ОАО «Аэропорт Абакан» создана и функционирует профессиональная Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов  (СПАСОП).

Согласно Положению о  Службе поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) ОАО «Аэропорт Абакан», утвержденному и.о. генерального директора ОАО «Аэропорт Абакан» Истоминым М.А. 13.04.2009 (пункты  2.3., 2.4., 2.5, л.д. 22-23) к основным задачам указанной службы отнесено противопожарное обеспечение полетов и объектов аэропорта «Абакан» и других организаций, находящихся на его территории, проведение аварийно-спасательных и противопожарных работ в районе аэропорта «Абакан», организация пожарно-профилактической работы на объектах и воздушных судах при техническом обслуживании и контроль за выполнением установленных требований пожарной безопасности в аэропорту «Абакан», проведение наземных поисково-спасательных, аварийно-спасательных и противопожарных работ в районе аэропорта «Абакан».

В разделе 3 названного Положения обозначены функции СПАСОП, в числе которых: осуществление наземных поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ при авиационных происшествиях и стихийных бедствиях в зоне ответственности во взаимодействии с подразделениями МЧС, МВД, МО, органами здравоохранения, предприятиями и организациями других министерств и ведомств; осуществление контроля за укомплектованностью и профессиональной подготовкой пожарно-спасательных расчетов.

Согласно штатному расписанию ОАО «Аэропорт Абакан» в штат СПАСОП  включены начальник службы, его заместитель, (руководитель ведомственной пожарной охраны), инженер пожарной охраны,  начальник пожарно-спасательной команды, начальник расчета пожарной машины, пожарный, водители пожарного автомобиля (л.д. 26).

Согласно протоколам территориальной ведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей гражданской авиации Красноярского управления государственного авиационного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № П-02/2008 от 14.01.2008 и № П-01/2009 от 19.03.2009 личный состав  ВПО СПАСОП аттестован с присвоением  квалификации «спасатель» (л.д. 27-28).

СПАСОП  ОАО «Аэропорт Абакан» имеет свидетельство № 004953 от 25.02.2009 на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, действительное до 25.02.2012, к которым отнесены аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров в зоне чрезвычайной ситуации (л.д. 24).

ОАО «Аэропорт Абакан» имеет сертификат соответствия, выданный Федеральным агентством воздушного транспорта 30.07.2009, в соответствии с которым  ОАО «Аэропорт Абакан» признано соответствующим  требованиям, предписанным нормативными документами, относящимися  к противопожарному  обеспечению полетов и объектов инфраструктуры аэропорта (л.д. 25).

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что противопожарное обеспечение полетов заключается, в том числе, в осуществлении ОАО «Аэропорт Абакан» деятельности по профилактике, организации и осуществлению действий, направленных на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров, то есть подлежащей лицензированию деятельности по тушению пожаров.

Довод общества о том, что противопожарное обеспечение полетов и объектов инфраструктуры аэропорта производится обществом регулярно, но в ходе осуществления основной деятельности – аэропортовой, следовательно, носит вспомогательный характер по отношению к определенному сертификатом виду деятельности по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов и не имеет направленности на систематическое получение прибыли, правомерно отклонен судом первой инстанции по следующим основаниям.

Федеральном законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положением о лицензировании деятельности по тушению пожаров, утвержденным Постановлением  Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 № 625,  не предусмотрено, что деятельность, подлежащая лицензированию, должна быть обязательно основной для лицензиата.  При этом,  указанная деятельность связана и финансируется за счет основной деятельности общества, направленной на получение прибыли.

Кроме того, деятельность по тушению пожаров является социально значимой, тушение пожаров направлено на спасение жизни и здоровья людей, связано с высокой степенью риска как для сотрудников пожарно-спасательных расчетов, так и спасаемых лиц -  пассажиров и экипажей

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19.09.2010 по делу n А69-390/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также