Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 06.09.2010 по делу n Г. КРАСНОЯРСК. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

«07» сентября 2010 г.

Дело №

г. Красноярск

А74-884/2010

 

 

Резолютивная часть постановления объявлена «31» августа 2010  года.

Полный текст постановления изготовлен          «07» сентября 2010 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Петровской О.В.,

судей: Гуровой Т.С., Хасановой И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шкреба К.В.,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Фармация-Хакасия» (ответчика): Колесниковой Е.В. - представителя по доверенности от 26.02.2010;

от Прокуратуры Российской Федерации (истца): Гончаренко С.Ю.- старшего прокурора отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Республики Хакасия;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  ответчика - общества с ограниченной ответственностью «Фармация-Хакасия»

на решение Арбитражного суда  Республики Хакасия

от «10» июня 2010 года по делу №А74-884/2010, принятое судьей Ишь Н.Ю.,

установил:

Прокурор Республики Хакасия обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Хакасия, к государственному унитарному предприятию Республики Хакасия «Ресфармация», к обществу с ограниченной ответственностью «Фармация-Хакасия» с иском:

- о признании недействительными торгов в форме открытого аукциона № 1/ЛС-09 на право заключения государственного контракта на централизованную поставку лекарственных средств, изделий медицинского назначения и дезсредств для медицинских учреждений Республики Хакасия во втором квартале 2009 года по лоту № 10, проведенных Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Хакасия 20.03.2009;

- о признании недействительным в силу ничтожности государственного контракта от 01.04.2009 № 37, заключенного Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Хакасия, ГУП РХ «Ресфармация» и ООО «Фармация-Хакасия», на централизованную поставку лекарственных средств, изделий медицинского назначения и дезсредств для медицинских учреждений Республики Хакасия во втором квартале 2009 года по лоту № 10.

Определениями Арбитражного суда Республики Хакасия от 26 февраля 2010 года, от 12 апреля 2010 года, от 06 мая 2010 года  к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Фармос-Анна», Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия, на стороне ответчика, привлечёны Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Хакасия.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия  от 10 июня 2010 года исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с данным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, указав следующее:

-Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Хакасия, является  государственным внебюджетным фондом, имеет полномочия на размещение заказов на централизованную поставку лекарственных средств для медицинских учреждений Республики Хакасия и может выступать государственным заказчиком;

- вывод арбитражного суда о незаконном допуске ООО «Фармация-Хакасия» к участию в торгах ошибочен,  так как деятельность по реализации товаров медицинским и лечебным учреждениям, для использования этих товаров в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, относится к розничной торговле;

- для участия в аукционе, предметом которого является обеспечение  лекарственными средствами медицинских учреждений, необходима только лицензия на розничную торговлю;

- вывод суда первой инстанции о наличии  в государственном контракте признаков  оптовой поставки лекарственных средств не соответствует фактическим обстоятельствам, поскольку  приобретение медикаментов осуществляется Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Хакасия за счет средств обязательного медицинского страхования;

- именование в спорном контракте ГУП РХ «Ресфармация» в качестве покупателя  не соответствует фактическим правоотношениям сторон, поскольку закупка лекарственных средств произведена централизованно для медицинских учреждений Республики Хакасия для их дальнейшего распределения между медицинскими упреждениями, в целях обеспечения прав граждан федеральной и территориальной  программ обязательного медицинского страхования.

В отзыве на апелляционную жалобу истец указал следующие возражения против апелляционной жалобы:

- государственным и муниципальным заказчикам не предоставлено право привлечения иных организаций, неспециализированных в сфере размещения госзаказов, для исполнения своих функций;

- в функции территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия не входят полномочия по размещению государственных заказов на централизованное  обеспечение медицинских учреждений республики, работающих в системе обязательного медицинского страхования, лекарственными средствами;

- предметом государственного контракта является оптовая поставка, поскольку поставка лекарственных средств по государственному контракту № 37, в соответствии с его условиями, производилась на склад покупателя - ГУП РХ «Ресфармация». Непосредственно в медицинские учреждения, для которых предназначался поставляемый товар, доставка осуществлялась покупателем с указанием 5% торговой надбавки;

- ООО «Фармация-Хакасия» имеет лицензию № 19-02-000014 от 21.06.2007, сроком действия до 21.06.2012 на розничную торговлю лекарственными средствами без права работы с сильнодействующими веществами. Лицензия на осуществление оптовой торговли лекарствами ООО «Фармация-Хакасия» отсутствует, что не соответствует требованиям к участникам аукциона. Согласно части 6 статьи 12 Федерального закона о размещении заказов допуск заказчиком или аукционной комиссией к участию в торгах участника размещения заказа, который в соответствии с частью 1 настоящей статьи не может быть допущен к участию в торгах, является основанием для признания судом торгов недействительными по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной. При таких обстоятельствах, торги в форме открытого аукциона № 1/ЛС-09 и заключенный по итогам торгов государственный контракт № 37 обоснованно признаны арбитражным судом недействительными.

В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной антимонопольной  службы по Республике Хакасия  указало следующие возражения против апелляционной жалобы:

- Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Хакасия  является государственным заказчиком для собственных нужд (например, на размещение государственного заказа на приобретение канцелярских товаров для нужд фонда). Централизованная поставка лекарственных средств, изделий медицинского назначения и дезсредств для медицинских учреждений Республики Хакасия во 2 квартале 2009 года не является нуждами фонда;

- функции уполномоченного органа на размещение указанного заказа фонду не передавались (решение - создании фонда - Положение о ТФОМС Республики Хакасия не содержит таковых положений), подписание фондом от лица государственного заказчика спорного государственного контракта на поставку указанных товаров является нарушением части 2 статьи 4 Закона о размещении заказов;

- допуск участника размещения заказа, имеющего розничную лицензию на фармацевтическую деятельность, является неправомерным.

В отзыве на апелляционную жалобу Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Хакасия указал, что на день рассмотрения спора в Арбитражном суде Республике Хакасия государственный контракт № 37 от 01.04.2009 исполнен: из бюджета ТФОМС РХ денежные средства полностью освоены, оплата фондом произведена в полном объеме, лечебными учреждениями лекарственные средства, поступившие в результате централизованной поставки, использованы в лечебном процессе. При указанных обстоятельствах не могут быть применены последствия недействительной сделки, а именно, приведение сторон в первоначальное положение с возвращением полученного по сделке.

Иные лица, участвующие в деле,  надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили.  Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия направило ходатайство о рассмотрении деда в отсутствие его представителя.

В судебном заседании апелляционной инстанции представители сторон поддержали, доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на неё.

Дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Извещение об открытом аукционе на право заключения государственного контракта на централизованную поставку лекарственных средств, изделий медицинского назначения и дезсредств для медицинских учреждений Республики Хакасия во втором квартале 2009 года опубликовано в газете «Хакасия» № 30 от 19.02.2009, размещено на официальном сайте Республики Хакасия: http://pgz.rhlider.ru, вместе с аукционной документацией, утверждённой приказом исполнительного директора ТФ ОМС РХ № 42-п от 19.02.2009.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Хакасия, в качестве заказчика, в своём извещении об открытом аукционе на право заключения государственного контракта на централизованную поставку лекарственных средств, изделий медицинского назначения и дезсредств для медицинских учреждений Республики Хакасия во втором квартале 2009 года определил дату проведения аукциона – 20 марта 2009 года, указал предмет аукциона (20 лотов), источник финансирования – бюджет государственного территориального внебюджетного фонда, определил условия и сроки поставки, условия оплаты, порядок подачи заявок на участие в аукционе.

Заседание аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе оформлено протоколом № 1 от 13.03.2009-17.03.2009.

В соответствии с протоколом аукциона № 1/ЛС-09 от 20.03.2009, участники лота 10 (препараты, влияющие на нервную систему) – общество с ограниченной ответственностью «Формос-Анна» и общество с ограниченной ответственностью «Фармация-Хакасия». Начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) – 6 506 340 руб., последнее предложение о цене контракта – 6 473 808 руб. 30 коп.

По итогам проведённого 20 марта 2009 года аукциона, 01 апреля 2009 года Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Хакасия (заказчик), государственным унитарным предприятием Республики Хакасия «Ресфармация» (покупатель) и обществом с ограниченной ответственностью «Фармация-Хакасия» (поставщик) заключён договор № 37 (государственный контракт), с целью централизованного обеспечения медицинских учреждений Республики Хакасия, работающих в системе обязательного медицинского страхования, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и дезсредствами, закупленными по результатам открытого аукциона во втором квартале 2009 года по лоту 10 «Препараты, влияющие на нервную систему». Общая стоимость по договору составила 6 473 808 руб. 30 коп. В цены, установленные поставщиком (ООО «Фармация-Хакасия») за товар, входят транспортные расходы по доставке до склада покупателя (ГУП РХ «Ресфармация»), прочие расходы, включая погрузочно-разгрузочные работы, налоги, сборы и другие обязательные платежи, а также 5% торговой надбавки покупателя.

Подпунктом 5.1.1. государственного контракта предусмотрено, что поставщик (ООО «Фармация-Хакасия») обязуется поставить на склад покупателя (ГУП РХ «Ресфармация») товар.

Согласно подпункту 5.1.5. государственного контракта отпускная цена поставщика в счетах-фактурах на товар должна быть указана без учёта 5% торговой надбавки покупателя.

В соответствии с подпунктом 5.2.1. государственного контракта заказчик обязуется перечислить покупателю в течение 3 банковских дней после предоставления покупателем отчётов о доставке товаров в медицинские учреждения денежные средства для расчётов с поставщиком, с учётом 5% торговой надбавки покупателя.

Прокурор Республики Хакасия обратился в арбитражный суд с настоящим иском,  полагая, что открытый аукцион № 1/ЛС-09 проведён ТФОМС с нарушением статьи 4 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», и заключённый по результатам открытого аукциона государственный контракт № 37 от 01.04.2009 не соответствует требованиям Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», поскольку ТФОМС РХ не является заказчиком или уполномоченным органом при размещении заказов на централизованную поставку лекарственных средств, изделий медицинского назначения и дезсредств для медицинских учреждений Республики Хакасия,  а ООО «Фармация-Хакасия» допущено к участию в аукционе в нарушение пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», так как общество не соответствовало требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, являющегося предметом торгов.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) нарушение предусмотренных этим Законом положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 06.09.2010 по делу n Г. КРАСНОЯРСК. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также