Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 02.09.2010 по делу n А33-7727/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
«03» сентября 2010 года Дело № А33-7727/2010 г. Красноярск
Резолютивная часть постановления объявлена «27» августа 2010 года. Полный текст постановления изготовлен «03» сентября 2010 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Колесниковой Г.А., судей: Бычковой О.И., Дунаевой Л.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Плинокосовой М.А. при участии: от заявителя (ООО «Бизнес-Стар»): Мироновой А.С., представителя по доверенности от 22.06.2010, от ответчика (УФССП по Красноярскому краю): Леонтьевой Г.И., представителя по доверенности от 14.12.2009 № 289, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю на решение Арбитражного суда Красноярского края от «23» июня 2010 года по делу № А33-7727/2010, принятое судьей Гурким А.Ф., установил: общество с ограниченной ответственностью «БизнесСтар» (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю (далее – управление, УФССП, ответчик) об уменьшении размера исполнительского сбора по постановлению от 07.05.2010, вынесенному судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Богучанскому району Красноярского края Куимовым И.В. в рамках исполнительного производства № 8304/2010. Дело рассмотрено с участием Агентства лесной отрасли Красноярского края – взыскателя по исполнительному производству. Решением Арбитражного суда Красноярского края от 23.06.2010 заявленные требования удовлетворены, размер исполнительского сбора, взыскиваемого с общества с ограниченной ответственностью «БизнесСтар» на основании постановления от 07.05.2010, вынесенного судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Богучанскому району Красноярского края Куимовым И.В. в рамках исполнительного производства № 8304/2010, уменьшен до 315 447 рублей 90 копеек. Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением от 23.06.2010 не согласно, поскольку заявителем не представлено достаточных доказательств, подтверждающих тяжелое финансовое положение заявителя, а также наличие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных препятствий, находящихся вне контроля должника, которые привели к нарушению установленных сроков исполнения исполнительного документа. Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что судом первой инстанции неправомерно не учтена оплата в сумме 1 000 000 рублей по платежному поручению от 29.03.2010 № 173 в счет оплаты задолженности по исполнительному листу от 10.12.2009 № 000513412, поскольку законодательством не предусмотрен запрет производить оплату задолженности непосредственно кредитору, судебный пристав должен был подать запрос в Агентство лесной отрасли Красноярского края об уточнении задолженности. Агентство лесной отрасли Красноярского края в судебное заседание не явилось, о времени и месте его проведения извещено надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением № 66013602934334. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие Агентства. Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства. Судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Богучанскому району Красноярского края Куимовым И.В. ( далее СПИ Куимов И.В.) на основании исполнительного листа от 10.12.2009 № 000513412, выданного Арбитражным судом Красноярского края, о взыскании с должника (ООО «БизнесСтар») в пользу взыскателя (Агентства лесной отрасли Красноярского края) 6008531 рублей 47 копеек, возбуждено исполнительное производство № 8304/2010. В связи с тем, что требования данного исполнительного документа в установленный для добровольного погашения задолженности срок ООО «БизнесСтар» не исполнены, судебный пристав-исполнитель Куимовым И.В. вынес постановление от 07.05.2010 о взыскании с должника исполнительского сбора в сумме 420 597 рублей 20 копеек. Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО «БизнесСтар» в арбитражный суд с заявлением об уменьшении размера исполнительского сбора. Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам. В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений. В силу статей 1, 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» на судебных приставов возлагаются задачи, в том числе, по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве. В своей деятельности судебные приставы руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О судебных приставах», Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и иными федеральными законами. В соответствии с частями 1, 2 статьи 12 Федерального закона «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, для чего имеет право совершать действия, предусмотренные названной нормой, а также совершать иные действия, предусмотренные федеральным законом об исполнительном производстве. Статья 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) предусматривает возможность взыскания с должника исполнительского сбора (в случае неисполнения в добровольном порядке требований исполнительного документа в установленный срок). В соответствии с пунктом 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 3 Постановления от 30.07.2001 № 13-П в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав - исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере семи процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника. Названная денежная сумма определяется именно как исполнительский сбор и относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. В соответствии с названным пунктом Постановления Конституционного суда Российской Федерации исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное Федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности. Согласно пункту 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации (пункт 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве). В соответствии с пунктом 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (пункт 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве). Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П исполнительский сбор должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации, дифференцированности. Следовательно, установленный размер взыскания (7% от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен судом. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо. Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, требования исполнительного листа от 10.12.2009 № 000513412 по делу № А33-10780/2009 в установленный в постановлении от 07.04.2010 срок для добровольного исполнения (пятидневный срок с даты получения постановления 16.04.2010 истек 21.04.2010) общество не исполнило. В связи с неисполнением в добровольном порядке требований исполнительного документа постановлением судебного пристава-исполнителя Куимовым И.В. от 07.05.2010 с общества взыскан исполнительский сбор в размере 7% от суммы задолженности – 420 597,20 руб. Суд первой инстанции правомерно снизил сумму исполнительского сбора с учетом следующих обстоятельств. Как следует из материалов дела, заявитель занимается лесозаготовительной деятельностью в зимний период и оптовой торговлей лесоматериалами, в связи с чем между ООО «БизнесСтар» и Агентством лесной отрасли Красноярского края был заключен договор аренды лесного участка от 21.08.2008 № 29-з. Начиная с 3-го квартала 2008 года, заявитель произвел подготовительные мероприятия для строительства лесоперерабатывающего комплекса (закупил оборудование, привлек рабочую силу, достиг предварительные соглашения на получение инвестиционного кредита), но в конце 2008 года, в связи с мировым финансовым кризисом банки значительно подняли процентные ставки и частично перестали кредитовать юридических лиц, что привело к резкому сокращению оборотных средств, в том числе и заявителя, и к снижению его платежеспособности. Решением Арбитражного суда Красноярского края от 17.09.2009 по делу № А33-13749/2009 договор аренды лесного участка от 21.08.2008 № 29-з расторгнут, в связи с чем, должник был лишен возможности выйти еще на один сезон для заготовки леса. В настоящее время 90 % лесопродукции реализовано, денежные средства от ее продажи пошли на погашение налоговых и иных обязательных платежей. Из бухгалтерского баланса общества следует, что займы и кредиты (долгосрочные обязательства) составляют 18 590 000 рублей, отложенные налоговые обязательства – 7 720 000 рублей; займы и кредиты (краткосрочные обязательства) – 68 342 000 рублей, кредиторская задолженность – 41 479 000 рублей (л.д. 20-24). Кроме того, по заявлению Федеральной налоговая службы в Арбитражном суде Красноярского края возбуждено производство о признании общества с ограниченной ответственностью «БизнесСтар» банкротом. Указанные обстоятельства свидетельствуют о тяжелом финансовом положении общества, что послужило правомерным основанием для снижения судом первой инстанции исполнительского сбора до 315 447 рублей 90 копеек. Основания для переоценки выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции отсутствуют. С учетом изложенного, доводы управления об отсутствии оснований для снижения исполнительского сбора отклоняются судом апелляционной инстанции как необоснованные. Доводы Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 02.09.2010 по делу n Г. КРАСНОЯРСК. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|