Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.02.2010 по делу n А82-6183/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 01 марта 2010 года Дело № А82-6183/2009-27 Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 01 марта 2010 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Лобановой Л.Н., судей Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининым А.Ю., без участия представителей сторон, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Гаврилов-Ямский хлебозавод" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.12.2009 по делу № А82-6183/2009-27, принятое судом в составе судьи Розовой Н.А., по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Гаврилов-Ямский хлебозавод" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ярославской области о признании недействительным требования от 07.05.2009 № 3760, решений от 26.03.2009 № 3, от 03.06.2009 № 35791 , установил:
Муниципальное унитарное предприятие «Гаврилов-Ямский хлебозавод» (далее – Муниципальное унитарное предприятие, Предприятие, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, с учетом уточнения, о признании недействительными требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ярославской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 2 по Ярославской области, Инспекция, налоговый орган) № 3760 от 07.05.2009 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, решения № 3 от 26.03.2009 о привлечении к налоговой ответственности, решения № 35791 от 03.06.2009 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах организации в банках, в части взыскания НДФЛ в сумме 1 419 512 рублей, пеней по НДФЛ в размере 274 927 рублей, штрафа за неуплату НДФЛ в сумме 141 951 рубль. Решением Арбитражного суда Ярославской области от 21.12.2009 года требования заявителя удовлетворены частично. Ненормативные акты налогового органа признаны недействительными в части взыскания с Муниципального унитарного предприятия пеней по НДФЛ, превышающих 243 717 рублей и штрафа за неперечисление в бюджет данного налога, превышающего 71 118 рублей. В части требований по оспариванию доначисленного транспортного налога, а также соответствующих пени и штрафа производство по делу прекращено. В удовлетворении остальной части заявленных требований заявителю отказано. Налогоплательщик не согласившись с решением суда I инстанции обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ярославской области в части отказа Муниципальному унитарному предприятию в удовлетворении заявленных требований отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме. По мнению заявителя апелляционной жалобы факт неуплаты (неперечисления) Предприятием в бюджет оспариваемых сумм налогов за 2006-2008 годы был известен налоговому органу еще до проведения выездной налоговой проверки, однако налоговый орган не принял мер к их своевременному взысканию. Муниципальное унитарное предприятие считает, что на момент направления спорного требования от 07.05.2009 года, решения № 35791 от 03.06.2009 года Инспекция пропустила совокупность сроков принудительного взыскания налога, установленных статьями 70 и 49 Налогового кодекса Российской Федерации. Заявитель полагает, что проведение выездной налоговой проверки не может являться основанием для восстановления пропущенных налоговым органом сроков взыскания с налогоплательщика задолженности по налогам, возникшей в результате их несвоевременной уплаты. Пропуск Инспекцией сроков взыскания задолженности по налогам препятствует также взысканию пени и штрафа. Налогоплательщик считает, что суд I инстанции не учел вышеизложенные обстоятельства, что явилось причиной принятия незаконного решения. Межрайонная ИФНС России № 2 по Ярославской области против доводов налогоплательщика возразила, просит оставить решение суда I инстанции без изменения, а жалобу без удовлетворения. Предприятие и налоговый орган надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили. Инспекция просит рассмотреть спор в отсутствии ее представителя. Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка МУП «Гаврилов-Ямский хлебозавод» за период с 01.01.2006 по 31.12.2007, по НДФЛ - с 01.01.2006 по 31.12.2008. Проверкой в числе прочих нарушений установлено неперечисление в бюджет удержанного налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2006 по 31.12.2008 в сумме 1 419 512 руб. По результатам проверки составлен акт № 3 от 03.03.2009 и принято решение № 3 от 26.03.2009 о привлечении МУП «Гаврилов-Ямский хлебозавод» к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 285руб. за неуплату транспортного налога, штрафа в сумме 141 951руб. за неперечисление в бюджет удержанного налога на доходы физических лиц (с учетом снижения штрафа в два раза в соответствии со ст.112, п.3 ст.114 НК РФ). Также были начислении пени, в том числе по НДФЛ в сумме 274 927руб., и предложено уплатить недоимку по налогам, в том числе по НДФЛ в сумме 1 419 512 руб. (л.д. 5-19 том 1). В адрес МУП «Гаврилов-Ямский хлебозавод» инспекцией выставлено требование № 3760 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 07.05.2009, которым заявителю предложено уплатить в бюджет НДФЛ в сумме 1 419 512руб. по сроку уплаты 26.03.2009, пени по НДФЛ в сумме 274 927руб. по сроку уплаты 26.03.2009, штраф по НДФЛ в сумме 141 951руб. по сроку уплаты 26.03.2009 (л.д. 4 том 1). Поскольку требование не было исполнено в установленный срок, инспекцией было принято решение № 35791 от 03.06.2009 о взыскании указанных в требовании № 3760 от 07.05.2009 сумм НДФЛ, пеней и штрафа по НДФЛ (л.д. 55 том 2). Не согласившись с вышеуказанными ненормативными актами налогового органа, Муниципальное унитарное предприятие обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с соответствующим заявлением. Суд I инстанции отказывая заявителю в удовлетворении заявленных требований в оспариваемой в апелляционной жалобе части, посчитал, что неосуществление Инспекцией проверки представленных Предприятием справок по форме 2-НДФЛ не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов Предприятия и одновременно не лишает и не ограничивает право налогового ораган на проведение выездной налоговой проверки по форме 2-НДФЛ в порядке, предусмотренном статьей 89 Налогового кодекса Российской Федерации. Суд пришел к выводу, что совокупный срок бесспорного взыскания, установленный статьей 70 и пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом не нарушен. Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям. В силу статьи 207 НК РФ плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Пунктом 1 статьи 226 НК РФ предусмотрено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ, исчисленную в соответствии со статьей 224 НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 названного Кодекса. Такие организации именуются налоговыми агентами. Согласно пункту 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами являются лица, на которых налоговым законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов. По положениям пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога в установленный законодательством о налогах и сборах срок. Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с Налоговым кодексом на налогового агента, обязанность по уплате налога считается выполненной с момента удержания его налоговым агентом. Согласно пунктам 3 - 4 статьи 24 НК РФ налоговые агенты должны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты соответствующие налоги в порядке, предусмотренном для уплаты налога налогоплательщиком. Налоговые агенты обязаны также представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. Пунктом 4 статьи 226 НК РФ также установлена обязанность налоговых агентов удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Как следует из пункта 6 статьи 226 НК РФ, налоговые агенты обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода. В пункте 2 статьи 230 НК РФ указано, что налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и о начисленных и удержанных в этом налоговом периоде суммах налогов ежегодно - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Сведения о доходах физических лиц представляются налоговыми агентами в виде справок по форме N 2-НДФЛ и заполняются по форме, утвержденной приказами Федеральной налоговой службы от 25.11.2005 N САЭ-3-04/616@, от 13.10.2006 № САЭ-3-04/706@. При этом приказом Федеральной налоговой службы от 25.11.2005 N САЭ-3-04/616@ была утверждена новая форма 2-НДФЛ, раздел 6 которой содержит сведения о перечислении налога в бюджет. Однако решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 4221/06 приказ Федеральной налоговой службы от 25.11.2005 N САЭ-3-04/616@ в части включения в справку о доходах физических лиц раздела 6 "Сведения о перечислении налога в бюджет" признан недействующим как не соответствующий пункту 3 статьи 230 НК РФ, поскольку возлагает на налогового агента дополнительные обязанности по отражению в справках о доходах физических лиц сведений о перечислении НДФЛ. Из положений пунктов 1 - 3 статьи 69 НК РФ следует, что требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить ее и соответствующие пени в установленный срок. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, причем независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Следовательно, основанием для направления требования об уплате недоимки по налогам, сборам, штрафам и пеням является выявленная налоговым органом задолженность по налогу. Пунктом 4 статьи 69 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Однако сведения, представляемые налоговым агентом в налоговый орган в соответствии с пунктом 3 статьи 230 НК РФ по форме 2-НДФЛ (что следует из содержания данной формы), не позволяют установить срок уплаты налога, даты выплаты дохода и ряд иных данных, необходимых для оформления требования об уплате налога. Как правильно указал суд первой инстанции, для выставления в адрес налогового агента требования об уплате налога (что императивно прописано в статье 69 НК РФ) необходимо установить наличие задолженности, ее размер и дату образования путем исследования первичных документов, служащих основанием для исчисления, удержания и перечисления НДФЛ в бюджет, поскольку требование должно содержать достоверные и проверенные сведения о действительной обязанности налогового агента по перечислению налога в бюджет. Таким образом, в справке по форме 2-НДФЛ отсутствуют необходимые и достаточные сведения для проверки факта перечисления в бюджет НДФЛ, что препятствует выставлению в адрес налогового агента требования об уплате налога и предполагает дополнительную проверку всех документов, связанных с исчислением, удержанием и перечислением НДФЛ в бюджет. В этой связи суд I инстанции правомерно посчитал не основанным на нормах Налогового кодекса Российской Федерации довод налогоплательщика о возможности выставления Инспекцией требования на основании проверки справки по форме 2-НДФЛ. Пунктом 1 статьи 82 НК РФ установлено, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю соблюдения налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. Статьей 87 НК РФ установлено, что налоговые органы проводят камеральные налоговые проверки и выездные налоговые проверки. Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. В силу статьи 88 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.02.2010 по делу n А17-1615/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|