Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.02.2010 по делу n А82-14993/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 27 февраля 2010 года Дело № А82-14993/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2010 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Лысовой Т.В., судей Караваевой А.В., Перминовой Г.Г.,при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буйских Э.Н., без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев апелляционную жалобу Департамента по управлению земельными ресурсами администрации городского округа город Рыбинск на решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.11.2009 по делу № А82-14993/2009, принятое судом в составе судьи Сорокиной С.Р., по заявлению открытого акционерного общества «Рыбинский комбикормовый завод» к Департаменту по управлению земельными ресурсами администрации городского округа город Рыбинск, администрации городского округа город Рыбинск о признании действий и бездействия незаконными,
установил:
открытое акционерное общество «Рыбинский комбикормовый завод» (далее – заявитель, Общество, ОАО «РККЗ») обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Департамента по управлению земельными ресурсами администрации городского округа город Рыбинск (далее – Департамент), оформленные письмом от 04.09.2009 № 42-2425, и бездействие администрации городского округа город Рыбинск (далее – Администрация), выразившееся в непринятии решения о предоставлении земельного участка площадью 16320 кв.м., расположенного по адресу: Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Чебышева, 24, находящегося на праве постоянного (бессрочного) пользования, в собственность Общества, а также в ненаправлении в адрес заявителя договора купли-продажи данного земельного участка. Решением суда первой инстанции от 30.11.2009 данные требования удовлетворены. На Администрацию возложена обязанность, принять решение о предоставлении земельного участка в собственность ОАО «РККЗ». С Департамента в пользу Общества взысканы расходы на уплату государственной пошлины в сумме 2000 руб. Не согласившись с вынесенным решением в части признания действий Департамента незаконными и взыскания с него судебных расходов, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 30.11.2009 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в указанной части. Он полагает, что не может выступать в качестве ответчика по настоящему делу, поскольку в соответствии с Положением о Департаменте по управлению земельными ресурсами администрации городского округа город Рыбинск, утвержденным главой городского округа 24.10.2006 (далее – Положение), он выполняет только техническую функцию, связанную с подготовкой проектов постановлений по распоряжению землей на территории г. Рыбинска, которое подписывает или отклоняет глава городского округа. Полномочиями по распоряжению землей на территории г. Рыбинска наделена Администрация как орган местного самоуправления. По мнению Департамента, указанные обстоятельства судом не были приняты во внимание. ОАО «РККЗ» и Администрация отзывы на апелляционную жалобу не представили. В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании апелляционного суда объявлялся перерыв с 18.02.2010 до 26.02.2010. Лица, участвующие в деле явку представителей в апелляционный суд не обеспечили, о времени и месте судебного заседания и перерыве извещены надлежащим образом. Администрация и Департамент ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие представителей заявителя и ответчиков. Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно апелляционной жалобе решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.11.2009 обжалуется Департаментом только в части признания его действий незаконным и взыскания в пользу ОАО «РККЗ» расходов на уплату государственной пошлины в сумме 2000 руб. От лиц, участвующих в деле, не поступали заявления о необходимости проверки законности и обоснованности данного решения в полном объеме. При таких обстоятельствах апелляционный суд, руководствуясь частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, осуществляет такую проверку только в отношении обжалуемой Департаментом части решения. Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением главы администрации г. Рыбинска от 19.04.1993 № 479 за комбикормовым заводом на праве постоянного (бессрочного) пользования закреплен земельный участок площадью 44,75 га для размещения промышленных зданий по адресу: г. Рыбинск, ул. Ошурковская, 2. На основании данного постановления выдан государственный акт ЯРО № 21-000157. Постановлениями главы Рыбинского муниципального округа от 26.04.1999 № 606 и от 06.09.2002 № 1893 часть земельного участка была изъята. Общая площадь участка после изъятия составила 32,1077 га. Запись о праве постоянного (бессрочного) пользования ОАО «РККЗ» на этот участок внесено в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10.12.2002, выдано свидетельство о государственной регистрации права серия 76 № 76364099. Постановлением главы городского округа город Рыбинск от 13.05.2008 № 1185 утверждены границы земельного участка площадью 16320 кв.м. по адресу: г. Рыбинск, ул. Чебышева, 24, для эксплуатации здания конюшни. Внесены соответствующие изменения в постановление главы администрации г. Рыбинска от 19.04.1993 № 479. 11.08.2008 указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет под номером 76:20:120227:5. Право постоянного (бессрочного) пользования на него зарегистрировано 17.02.2009. Обществом получено свидетельство о государственной регистрации права 76-АА 860786. На земельном участке с кадастровым номером 76:20:120227:5 расположено здание конюшни общей площадью 41,3 кв.м., принадлежащее ОАО «РККЗ» на праве собственности (свидетельство 76-АА 748863 от 06.09.2008). 24.02.2009 Общество на основании статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее –закон № 137-ФЗ) и статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) обратилось в Администрацию с заявлением о подготовке и направлении в его адрес проекта договора купли-продажи вышеназванного земельного участка площадью 16320 кв.м. по цене 2,5% его кадастровой стоимости. Письмом от 17.04.2009 № 42-1016 Департамент сообщил заявителю, что на испрашиваемом земельном участке имеется самовольно возведенное капитальное строение, незавершенное строительством, поэтому вопрос о предоставлении земельного участка в собственность под объектом недвижимого имущества может быть решен при условии решения вопроса о самовольной постройке. Также указано на неиспользование участка по назначению и отсутствие конкретных планов по осуществлению производственной деятельности. После сноса самовольной постройки ОАО «РККЗ» 06.08.2009 повторно обратилось в Администрацию с заявлением о подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка площадью 16320 кв.м. В ответ на данное заявление Департамент в письме от 04.09.2009 № 42-2425 сообщил следующее: поскольку в настоящее время испрашиваемый участок не используется, его функциональное назначение не определено, то Администрацией может быть решен вопрос о предоставлении земельного участка в собственность только под объектом недвижимого имущества в границах участка меньшей площади при условии выполнения работ по межеванию. Считая данные действия Департамента и бездействие Администрации, выразившееся в непринятии решения о предоставлении земельного участка в собственность Общества и ненаправлении в адрес заявителя договора купли-продажи, незаконными, ОАО «РККЗ» оспорило их в арбитражный суд. Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции исходил из того, что правовые основания для отказа в предоставлении заявителю в собственность испрашиваемого земельного участка отсутствуют. Ответчики длительное время не принимают решения по заявлению ОАО «РККЗ»: Департамент в соответствии с пунктом 3.11 Положения должен осуществить подготовку проекта постановления по данному вопросу, а Администрация в силу статьи 7 Устава городского округа город Рыбинск - решить вопрос о предоставлении данного земельного участка в собственность путем принятия указанного постановления. Факт предоставления земельного участка площадью 16320 кв.м. для эксплуатации здания конюшни подтверждается материалами дела. Доводы ответчика о возможности предоставления земельного участка меньшей площади, только под зданием конюшни площадью 41,3 кв.м., не соответствуют действующему законодательству. Нормы пункта 7 статьи 36 ЗК РФ применяются в случае отсутствия кадастрового учета земельного участка и результатов межевания, что не имеет места в рассматриваемом случае. Ссылка ответчиков на неиспользование Обществом земельного участка противоречит акту проверки соблюдения земельного законодательства от 05.08.2009 и иным имеющимся в деле доказательствам. Исследовав имеющиеся в деле документы, проанализировав доводы апелляционной жалобы, Второй арбитражный апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.11.2009 подлежит отмене в обжалуемой Департаментом части по следующим основаниям. В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»). Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органами местного самоуправления являются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Статья 21 Устава городского округа город Рыбинск, принятого решением Муниципального Совета от 30.03.2006 № 31, включает в структуру органов местного самоуправления Муниципальный Совет городского округа город Рыбинск, главу городского округа город Рыбинск и Администрацию. К должностным лицам местного самоуправления относятся глава города Рыбинска, его заместители, председатель Муниципального Совета, руководители структурных подразделений Администрации с правами юридического лица, а также лица, исполняющие их обязанности. Согласно пункту 3.5 статьи 34 Устава городского округа город Рыбинск и пункту 10 статьи 3 Закона № 137-ФЗ принятие решений по распоряжению земельными участками в г. Рыбинске входит в компетенцию Администрации, которой на принципах единоначалия руководит глава города. Решения по вопросам местного значения, решение которых входит в компетенцию главы города, оформляются в виде принятых им постановлений (статья 31 Устава). Из приложения 1 к решению Муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 24.04.2008 № 221 следует, что Департамент является отраслевым (функциональным) органом Администрации, обладающим правами юридического лица. Согласно пунктам 1.2, 2.1 Положения Департамент осуществляет функции по управлению землями, выполняет специальные функции по муниципальному земельному кадастру, учету расположенных на земельных участках и прочно с ними связанных объектов недвижимости, землеустройству, созданию и организации муниципального контроля за использованием земель города, принимает участие в проведении государственной кадастровой оценки и мониторинга земель. Одной из его основных задач является участие в работе Администрации по управлению и распоряжению земельными участками. Для реализации этой задачи Департамент принимает участие в работе Администрации по регулированию земельных отношений, управлению и распоряжению земельными участками; осуществляет подготовку проектов постановлений главы городского округа город Рыбинск о предоставлении земельных участков под строительство объектов и для нужд, не связанных со строительством, резервировании и изъятии земельных участков, в том числе для муниципальных нужд (пункты 3.1, 3.11 Положения). Таким образом, Департамент не наделен властными полномочиями в области распоряжения земельными участками, расположенными на территории г. Рыбинска и не может принимать самостоятельных решений в данной сфере. Из Положения не следует, что данный отраслевой (функциональный) орган Администрации обладает полномочиями по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков в собственность и принятию по ним каких-либо заключений, имеющих для главы города обязательное значение и исключающих в связи с этим возможность принятия им иного решения, чем то, которое может быть предложено Департаментом. Бездействие Департамента по неподготовке проекта договора Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.02.2010 по делу n А31-7139/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|