Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 31.01.2010 по делу n А29-3024/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

01 февраля 2010 года

Дело № А29-3024/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2010 года. 

Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2010 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Буториной Г.Г.,

судей Лысовой Т.В., Перминовой Г.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ермошиной С.Г.,

без участия представителей сторон,

рассмотрев апелляционную жалобу администрации муниципального района «Сосногорск»

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.10.2009 по делу                       № А29-3024/2009, принятое судом в составе судьи Князевой А.А.

по заявлению муниципального унитарного предприятия «Тепловодоканал»

к администрации муниципального района «Сосногорск», Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Коми, Совету муниципального района «Сосногорск», муниципальному автономному учреждению «Центр жилищных расчетов и субсидий»,

о признании недействительными ненормативных правовых актов,

установил:

 

муниципальное унитарное предприятие «Тепловодоканал» (далее –  заявитель, Предприятие, МУП «Тепловодоканал») обратилось с заявлением в  Арбитражный суд Республики Коми к администрации муниципального района «Сосногорск» (далее – ответчик, Администрация МР «Сосногорск»), Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Коми (далее - ответчик, регистрирующий орган, Межрайонная ИФНС России № 4 по Республике Коми), уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными: создания муниципального автономного учреждения «Центр жилищных расчетов и субсидий», решения Совета муниципального района «Сосногорск» от 19.12.2008 № 172 «О создании муниципального автономного учреждения «Центр жилищных расчетов и субсидий» (далее – решение от 19.12.2008 № 172), постановления главы муниципального района «Сосногорск» от 26.12.2008 № 1696 «О создании муниципального автономного учреждения «Центр жилищных расчетов и субсидий» (далее – постановление от 26.12.2008 № 1696), постановления главы муниципального района «Сосногорск» от 26.01.2009 № 50 «Об утверждении устава муниципального автономного учреждения «Центр жилищных расчетов и субсидий» (далее – постановление от 26.01.2009 № 50), решения Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Коми от 30.01.2009 № 29 о внесении изменений  в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – государственный реестр, ЕГРЮЛ), связанных с внесением изменений в учредительные документы (далее – решение от 30.01.2009 № 29).

Определениями Арбитражного суда Республики Коми от 03.07.2009 и 22.07.2009 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены муниципальное автономное учреждение «Центр жилищных расчетов и субсидий»  (далее – ответчик, Автономное учреждение, МАУ «ЦЖРиС») и Совет муниципального района «Сосногорск» (далее – ответчик, Совет МР «Сосногорск»).

Арбитражный суд Республики Коми решением от 26.10.2009 заявленные требования удовлетворил частично, признав недействительными: решение Совета МР «Сосногорск» от 19.12.2008 № 172 «О создании муниципального автономного учреждения «Центр жилищных расчетов и субсидий», постановление от 26.01.2009 № 50 «Об утверждении Устава муниципального автономного учреждения «Центр жилищных расчетов и субсидий»,  решение регистрирующего органа от 30.01.2009 № 29 о внесении изменений  в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы. В удовлетворении остальной части требований арбитражный суд отказал.

Не согласившись с принятым решением, Администрация МР «Сосногорск» обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. По мнению ответчика, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы права, что выразилось в ошибочном истолковании статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 2, 5 Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон об автономных учреждениях), положений глав IV, VIII Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации), нарушении статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Межрайонная ИФНС России № 4  по Республике Коми и МАУ «ЦЖРиС»  в отзыве на апелляционную жалобу поддерживают изложенные в ней доводы и просят апелляционную жалобу удовлетворить.

МУП «Тепловодоканал» в отзыве на апелляционную жалобу возражает против изложенных в ней доводов, просит решение арбитражного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Совет МР «Сосногорск» отзыв на апелляционную жалобу не представил.

Рассмотрение дела откладывалось на 13 час. 00 мин. 28.01.2010.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

В судебном заседании в порядке статьи 163  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 16 час. 00 мин. 01.02.2010.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 18.05.2007 решением Арбитражного суда Республики Коми по делу № А29-978/2007, поддержанным судом апелляционной инстанции, с муниципального учреждения «Центр жилищных расчетов и субсидий» (далее – Муниципальное учреждение, МУ «ЦЖРиС») в пользу МУП «Тепловодоканал» взыскана задолженность по договору от 15.06.2004 на исполнение муниципального заказа по содержанию, обслуживанию и эксплуатации жилого фонда и придомовой территории в сумме  2288488 руб. 25 коп. (т. 1 л. д. 19-21).

24.06.2008 решением арбитражного суда по делу № А29-10024/2007 Предприятие признано банкротом (т. 1 л. д. 14-16).

28.10.2008 директор МУ «ЦЖРиС» направил главе муниципального района «Сосногорск» (далее – глава МР «Сосногорск») предложение о создании МАУ «ЦЖРиС» путем изменения типа Муниципального учреждения (т. 2 л. д. 18, 19).

19.12.2008 на XV заседании Совета МР «Сосногорск» принято решение № 172 о создании МАУ «ЦЖРиС» путем изменения типа существующего МУ «ЦЖРиС». Данным решением утвержден перечень мероприятий по созданию Автономного учреждения (в десятидневный срок со дня вступления в силу названного решения известить кредиторов МУ «ЦЖРиС» о создании МАУ «ЦЖРиС» и утвердить новую редакцию устава, в пятидневный срок со дня утверждения устава осуществить государственную регистрацию изменений, внесенных в устав, в пятидневный срок со дня государственной регистрации новой редакции устава утвердить перечень имущества, закрепляемого за МАУ «ЦЖРиС» на праве оперативного управления, в десятидневный срок со дня государственной регистрации новой редакции устава сформировать наблюдательный совет Автономного учреждения, обеспечить соблюдение прав работников МАУ «ЦЖРиС»), полномочиями собственника имущества в отношении создаваемого Автономного учреждения наделен Комитет по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск» (т. 2 л. д. 15, 16).

26.12.2008  глава МР «Сосногорск» принял постановление № 1696 о создании Автономного учреждения путем изменения типа существующего муниципального учреждения «Центр жилищных расчетов и субсидий». Указанным постановлением Комитет по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск» наделен функциями и полномочиями учредителя МАУ «ЦЖРиС» от имени МР «Сосногорск» и ему поручено закрепить за Автономным учреждением на праве оперативного управления недвижимое имущество  (т. 2 л. д. 17).

30.12.2008 в газете «Заря Тиммана» опубликовано извещение кредиторов МУ «ЦЖРиС» об изменении типа данного юридического лица (т. 1 л. д. 119).

26.01.2009 постановлением главы МР «Сосногорск» № 50 утвержден устав МАУ «ЦЖРиС» (т. 1 л. д. 45).

30.01.2009 осуществлена государственная регистрация Автономного учреждения (т. 1 л. д. 58, 66-68).

22.04.2009 МУП «Тепловодоканал» обжаловало создание МАУ «ЦЖРиС» и  вышеназванные акты в арбитражный суд, уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

20.05.2009 окончено исполнительное производство в отношении МУ «ЦЖРиС». Исполнительный лист, по которому взыскание произведено частично, возвращен взыскателю (МУП «Тепловодоканал») в связи с невозможностью взыскания (т.2 л. д. 108).

24.08.2009  решением Совета МР «Сосногорск» в часть 1 решения Совета МР «Сосногорск» от 19.12.2008 № 172 добавлены слова «поручить администрации МР «Сосногорск».  Данные изменения опубликованы в  информационном Вестнике Совета и администрации МР «Сосногорск» за август 2009 года № 8 (л. д. т. 2 л. д. 110, 162-165).

Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил частично, признав недействительными: решение Совета МР «Сосногорск» от 19.12.2008 № 172 «О создании муниципального автономного учреждения «Центр жилищных расчетов и субсидий», постановление от 26.01.2009 № 50 «Об утверждении устава муниципального автономного учреждения «Центр жилищных расчетов и субсидий»,  решение регистрирующего органа от 30.01.2009 № 29 о внесении изменений  в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы. В удовлетворении остальной части требований арбитражный суд отказал, поскольку посчитал, что постановление от 26.12.2008 № 1696 «О создании муниципального автономного учреждения «Центр жилищных расчетов и субсидий» права и законные интересы заявителя не нарушает.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции полагает, что решение арбитражного суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требования о признании недействительным постановления от 26.12.2008 № 1696 «О создании муниципального автономного учреждения «Центр жилищных расчетов и субсидий» исходя из нижеследующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6  постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Пунктами 1, 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено,  что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

Согласно частям 1, 2, 4, 5, 8 статьи 2 Закона об автономных учреждениях  автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частями 1, 3, 4, 6, 9-11, 13, 14 статьи 5 Закона об автономных учреждениях автономное учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности, принимается высшим

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 31.01.2010 по делу n А29-6723/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также