Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.12.2009 по делу n А28-11556/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ
СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 07 декабря 2009 года Дело № А28-11556/2009-349/9 Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сандалова В.Г., судей: Бармина Д.Ю., Гуреевой О.А. при ведении протокола судебного заседания председательствующим, при участии в судебном заседании: представителя истца Дудоладова Р.В., действующего на основании доверенности от 06.10.2009, представителя первого ответчика Слободенюка В.Б., действующего на основании доверенности от 07.12.2009, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного научного учреждения Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства имени профессора Б.М.Житкова Российской академии сельскохозяйственных наук на решение Арбитражного суда Кировской области от 09.10.2009 по делу № А28-11556/2009-349/9, принятое судом в составе судьи Горева Л.Н., по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Кировской области к Государственному научному учреждению Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства имени профессора Б.М.Житкова Российской академии сельскохозяйственных наук, обществу с ограниченной ответственностью частное охранное агентство «Беркут» о признании договора недействительным, установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Кировской области (далее – Территориальное управление Росимущества, истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Кировской области к Государственному научному учреждению Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства имени профессора Б.М.Житкова Российской академии сельскохозяйственных наук (далее – Институт, первый ответчик, заявитель жалобы), обществу с ограниченной ответственностью частное охранное агентство «Беркут» (далее – ООО «Беркут», второй ответчик) о признании недействительным договора аренды от 01.02.2009 № 24 государственного имущества, закрепленного на праве оперативного управления. Исковые требования основаны на положениях статей 168, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статей 5, 6 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 № 127-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» от 05.06.2008 № 432 и мотивированы тем, что передача в аренду государственного имущества произведена без согласия лица, осуществляющего полномочия собственника. Решением Арбитражного суда Кировской области от 09.10.2009 исковые требования Территориального управления Росимущества удовлетворены, договор аренды от 01.02.2009 № 24 государственного имущества, закрепленного на праве оперативного управления, заключенный между Институтом и ООО «Беркут» признан недействительным. Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение от 09.10.2009 отменить, принять новое решение об отказе Территориальному управлению Росимущества в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, утверждение суда, что Территориальное управление Росимущества осуществляет полномочия собственника в отношении имущества Института как федерального государственного учреждения, основано на неправильном толковании и применении судом норм материального права. Так, суд не применил пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314, согласно которому «под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным Росимуществу, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ». Однако Институт как государственное учреждение не подведомственен Территориальному управлению Росимущества. Согласно пункту 2 Устава Института от 14.12.2005 он подведомственен Российской академии сельскохозяйственных наук (далее – Россельхозакадемия). Согласно Указу Президента Российской Федерации от 30.01.1992 № 84 Россельхозакадемия является собственником переданного ей имущества, следовательно, как полагает заявитель, она осуществляет полномочия собственника также в отношении имущества Института. Именно Россельхозакадемия закрепила за Институтом имущество на праве оперативного управления по договору от 27.07.2000 № IV-16, который указан в качестве основания государственной регистрации права оперативного управления, что отражено в соответствующем свидетельстве от 06.03.2002. Заявитель жалобы считает, что Федеральным законом № 127-ФЗ (статьи 5, 6), Уставом Россельхозакадемии (статьи 74, 76), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2009 № 180, Институту предоставлено право владения, пользования и распоряжения, закрепленным за ним имуществом, и по существу требуют от него осуществления только одного действия, а именно, согласования решения отраслевой академии наук о сдаче в аренду имущества с соответствующим уполномоченным органом власти. Другие действия арендодателя, в том числе представление им в уполномоченный орган на согласование каждой арендной сделки (договора) в отдельности, как полагает ответчик, названные нормы не предусматривают. Заявитель считает, что передача Институтом решения отраслевой академии наук о сдаче в аренду имущества (письмо от 30.10.2008 № 02-03/205) в Территориальное управление Росимущества подтверждается материалами дела, а также тем обстоятельством, что на основании этого решения Территориальным управлением в 2009 году уже согласованы десятки договоров аренды. Поскольку в договоре аренды от 03.01.2009 № 24, заключенном между Институтом и ООО «Беркут» сроком на один месяц, имеется ссылка на письмо Россельхозакадемии от 30.10.2008 № 02-03/205 как на основание заключения этого договора, данный договор согласован с Территориальным управлением Росимущества, что подтверждается круглой печатью и подписью должностного лица данного государственного органа на договоре, а, следовательно, считает заявитель, согласовывая договор аренды от 03.01.2009 № 24, Территориальное управление также руководствовалось письмом Россельхозакадемии от 30.10.2008 № 02-03/205. Заявитель полагает, что тем самым, своими фактическими действиями истец выразил однозначное согласие с указанным письмом. В преамбуле оспариваемого договора аренды государственного имущества от 01.02.2009 № 24, заключенного между теми же лицами, о том же предмете и той же площади, также имеется ссылка на письмо Россельхозакадемии от 30.10.08 № 02-03/205. Кроме того, как указывает первый ответчик, письмом от 03.08.09 № 1/370 повторно направил в Территориальное управление Росимущества указанное письмо Россельхозакадемии, что констатировано судом. Заявитель полагает, что и по форме и по существу выполнил требование пункта 5 статьи 6 Федерального закона № 127-ФЗ в части согласования решения академии наук с соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Также Территориальное управление Росимущества, по мнению ответчика, не оспаривало и тот факт, что в 2009 году на основании указанного письма Россельхозакадемии оно согласовало несколько десятков других договоров аренды с № 1 по № 29, которые, вместе с тем, ничем не отличаются от договора признанного судом недействительным. В письме от 19.10,09 № 08-9833 Территориальное управление Росимущества не отрицает наличие согласия Россельхозакадемии на передачу недвижимого имущества в аренду. Кроме того, заявитель жалобы указывает, что провел в установленном порядке конкурс и заключил договор с его победителем. Заявитель считает, что Россельхозакадемия имеет соответствующие права и обязанности на имущество, переданное в аренду по спорному договору; однако она не была привлечена к участию в деле, что, в свою очередь, является основанием для отмены решения суда в любом случае (принятие решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле). Истец в отзыве на апелляционную жалобу считает, что ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих получение надлежащего согласования передачи в аренду имущества с органом, уполномоченным на управление и распоряжение федеральной собственностью, в связи с чем суд правомерно признал сделку по договору аренды недействительной (ничтожной). Доводы первого ответчика о наличии у Россельхозакадемии права собственности в отношении закрепленных за ним имуществом и об отсутствии необходимости согласования аренды указанного имущества с истцом, по мнению истца, не соответствуют действительности, поскольку основаны на неправильном толковании норм права. Указал, что, несмотря на закрепление Указом Президента Российской Федерации от 30.01.1992 № 84 «О Российской академии сельскохозяйственных наук», а также Федеральным закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ определенных правомочий собственника за Россельхозакадемией, переданное ей имущество остается федеральной собственностью, управление которым она осуществляет по согласованию с Росимуществом. В разъяснениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в письме от 30.06.1993 № С-13/ОП-210 «Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике» отражено, что Указ Президента Российской Федерации от 30.01.1992 № 84 «О Российской академии сельскохозяйственных наук» является актом индивидуального характера, который в отношении конкретных организаций, учитывая их специфику, делает исключение из общего правила, установленного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1, и закрепляет правомочия собственника за указанными организациями. При этом переданное им имущество остается государственной собственностью, полагает истец. Вывод первого ответчика о том, что согласие федеральных органов исполнительной власти на сдачу в аренду (распоряжение) спорного имущества не требовалось, так как, имущество являлось собственностью Россельхозакадемии, истец считает ошибочным. Указ Президента Российской Федерации от 30.01.1992 № 84 не исключает переданное в распоряжение Россельхозакадемии имущество из государственной собственности. Истец полает, что доводы первого ответчика о том, что договор с тем же арендатором, на то же помещение, на новый срок не подлежит согласованию с истцом не могут быть приняты во внимание, так как, наличие заключенного договора аренды объекта федеральной собственности, несогласованного в установленном законом порядке с собственником, не свидетельствует о законном использовании данного объекта недвижимости. Истец и заявитель жалобы в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения. ООО «Беркут» явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителя ООО «Беркут» по имеющимся материалам. Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ. Как следует из материалов дела, 01.02.2009 между Институтом (арендодатель) и ООО «Беркут» (арендатор) подписан договор № 24 аренды государственного имущества, закрепленного на праве оперативного управления (л.д.-10-16), согласно условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование нежилые помещения, расположенные по адресу: г.Киров, ул.Энгельса, д.79, административный корпус, второй этаж, общей площадью 7,9 кв.м, для использования под офис. Кадастровый номер 43:40:000266:00335417/09/А, занимаемые помещения обозначены на поэтажном плане технического паспорта № 12 и часть коридора № 9 (пункт 1.1. договора). Стороны согласовали срок действия договора до 28.02.2009. Из преамбулы договора следует, что при его заключении арендодатель действует на основании Устава и разрешения на сдачу в аренду нежилых помещений № 02-03/205 от 30.10.2008. В договоре имеется соответствующая отметка о том, что его заключение согласовано с Россельхозакадемией в лице первого вице-президента Фисинина В.И. Отметки о согласовании заключения договора с Федеральным агентством в соответствующем разделе договора отсутствуют. Письмом Россельхозакадемии № 02-03/205 от 30.10.2008 (л.д.-40), направленным в адрес ответчика, Россельхозакадемия выразила свое согласие с предложением института о сдаче в аренду с 01.01.2009 без права выкупа и отчуждения сроком до одного года временно неиспользуемых производственных помещений института основной площадью 3094,33 кв.м, что составляет 32,2 % площади зданий. Актом приема-передачи от 01.02.2009 (л.д.-15) подтверждается передача арендуемых помещений во временное владение и пользование второму ответчику – ООО «Беркут». Дополнительным соглашением (л.д.-17) стороны продлили срок действия договора аренды до 31.03.2009. Дополнительным соглашением к названному договору от 23.03.2009 (л.д.-18) срок договора продлен до 31.12.2009, преамбула договора, предусматривающая основания его заключения, дополнена словами «протокол конкурсной комиссии № 5 от 18.03.2009». Основанием для внесения изменений в договор послужили результаты конкурса на право заключения договоров аренды помещений, оформленные протоколом № 5 от 18.03.2009 (л.д.-92), в соответствии с которым ООО «Беркут» признано победителем конкурса по лоту № 3. Письмом от 03.08.2009 № 1/370 (л.д.-89) Институт повторно направил в адрес Федерального агентства письмо Россельхозакадемии № 02-03/205 от 30.10.2008 о согласии на сдачу в аренду временно неиспользуемых производственных помещений. Полагая, что передача в аренду государственного имущества произведена Институтом без согласия лица, осуществляющего полномочия собственника, истец обратился с настоящим иском в Арбитражный суд Кировской области. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, и, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел правовых оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего. Как Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.12.2009 по делу n А28-12755/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|