Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.11.2009 по делу n А28-11055/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

25 ноября 2009 года

Дело № А28-11055/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2009 года.   

Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2009 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Перминовой Г.Г.,

судей Буториной Г.Г., Лысовой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буйских Э.Н.,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя Иванова А.В., действующего на основании доверенности от 25.11.2009,

представителей ответчика Бушманова Е.С., действующего на основании доверенности от 20.03.2009, Никоновой М.Л., действующей на основании доверенности от 09.06.2009,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ВЯТКАСВЯЗЬСЕРВИС»

на решение Арбитражного суда Кировской области от 25.09.2009 по делу        № А28-11055/2009, принятое судом в составе судьи Агалаковой Н.В.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ВЯТКАСВЯЗЬСЕРВИС»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кировской области,

третье лицо: Департамент жилищно-коммунального хозяйства Кировской области

о признании недействительным решения,

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью «ВЯТКАСВЯЗЬСЕРВИС» (далее – Общество, ООО «ВЯТКАСВЯЗЬСЕРВИС», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, с учетом уточнения требований в суде первой инстанции, о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее – Управление, УФАС, антимонопольный орган, ответчик) от 06.07.2009 №11/02-09.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечен Департамент жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (далее – Департамент).

Решением Арбитражного суда Кировской области от 25.09.2009 в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, признать недействительным решение антимонопольного органа от 06.07.2009 № 11/02-09.

В обоснование доводов жалобы Общество указывает, что антимонопольным органом не доказан факт занятия заявителем доминирующего положения на товарном рынке услуг по приему денежных средств от населения, поступающих в счет оплаты коммунальных услуг и услуг общедоступной электросвязи (далее – рынок услуг по приему денежных средств). Общество не отвечает признакам, определенным статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) для признания его положения доминирующим. На указанном рынке имеются хозяйствующие субъекты, производственные мощности которых сопоставимы или превышают производственные мощности заявителя.

Кроме того, заявитель обращает внимание суда апелляционной инстанции, что в нарушение пункта 55 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы России от 25.04.2006 № 108 (далее – Порядок) аналитический отчет Управления не содержит анализ и оценку барьеров входа на рынок услуг по приему денежных средств.

Управление в отзыве на апелляционную жалобу опровергло доводы жалобы, считает решение суда первой инстанции  законным и обоснованным.

Департамент отзыв на апелляционную жалобу не представил, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя Департамента.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя и антимонопольного органа поддержали занятые по делу позиции согласно тексту апелляционной жалобы и отзыва на нее соответственно.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 16.03.2009 и 19.03.2009 в Управление поступили заявления Департамента и Костицына Алексея Ивановича из которых следовало, что в отделениях приема платежей Общества с 09.03.2009 введен фиксированный сервисный сбор в размере 5 рублей на все виды платежей с каждой операции, в том числе за жилищно-коммунальные услуги.

15.04.2009 в УФАС из Прокуратуры Кировской области поступили материалы проверки законности взимания Обществом с жителей города Кирова сервисного сбора за прием квитанций на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ). В ходе проверки Прокуратура Кировской области пришла к выводу о наличии в действиях заявителя признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Действия Общества по взиманию сервисного сбора в размере 5 рублей за прием квитанций на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства и услуг электросвязи в пунктах приема платежей ООО «ВЯТКАСВЯЗЬСЕРВИС» проверены антимонопольным органом на соответствие положениям антимонопольного законодательства (части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции), возбуждено дело №11/02-09.

Управлением проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по приему денежных средств. По результатам анализа составлен аналитический отчет, из которого следует, что доля заявителя на рынке услуг по приему денежных средств от населения в границах муниципального образования «Город Киров» (далее – МО «Город Киров») превышает 50%.

Решением Управления от 06.07.2009 № 11/02-09 в действиях ООО «ВЯТКАСВЯЗЬСЕРВИС» установлено нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся во взимании с населения при приеме платежей за услуги, цены и тарифы на которые подлежат государственному регулированию, денежных средств сверх установленных тарифов, что ущемляет интересы граждан. Антимонопольным органом принято решение выдать Обществу предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Предписанием от 06.07.2009 № 11/02-09 Обществу указано прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, прекратить взимание с граждан сервисного сбора за услуги, цены и тарифы на которые подлежат государственному регулированию.

Не согласившись с решением антимонопольного органа, Общество оспорило его в Арбитражный суд Кировской области.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что взимание заявителем, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по приему денежных средств от населения, сервисного сбора с населения за услуги по приему платежей сверх установленных тарифов на услуги, цены на которые подлежат государственному регулированию, нарушает запрет, установленный частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции предусмотрен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникших в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснил, что арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

Следовательно, для выявления в действиях Общества состава данного правонарушения необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке оно занимало доминирующее положение и совершило действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением.

В качестве нарушения антимонопольного запрета, установленного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольным органом квалифицированы действия Общества по взиманию с населения денежных средств сверх установленных тарифов при приеме платежей.

Как следует из материалов дела, одним из видов деятельности Общества является оказание услуг по приему платежей от физических и юридических лиц. В границах МО «Город Киров» расположено 29 пунктов приема платежей и сервисного обслуживания ООО «ВЯТКАСВЯЗЬСЕРВИС».

Общество осуществляет деятельность по приему коммунальных платежей от населения на основании агентского договора о приеме наличных денежных средств от 09.11.2007 №1/902 (т.1 л.д.71), заключенного с АКБ ОАО «Вятка-банк», в соответствии с которым заявитель за вознаграждение от своего имени по поручению АКБ ОАО «Вятка-банк» и за его счет принимает платежи в кассах своих пунктов, выполняет обработку и передачу муниципальному автономному учреждению «Управление жилищного хозяйства г. Кирова» (далее – МАУ «УЖХ г. Кирова») данных о платежах в соответствии с порядком, установленным договором между МАУ «УЖХ г. Кирова» и АКБ ОАО «Вятка-банк» от 06.11.2007 №07/2020. Вознаграждение за прием платежей МАУ «УЖХ г. Кирова» в соответствии с пунктом 8 агентского договора и приложением №1 к нему составляет 1,78%.

Прием платежей от населения за услуги фиксированной электросвязи заявитель осуществляет на основании договора с ОАО «Волгателеком» от 01.09.2006 № КВТ54/06 (т.1 л.д.68), на основании которого Общество за вознаграждение и от своего имени принимает в своих пунктах приема платежи по счетам, выставленным ОАО «Волгателеком», с последующим перечислением денежных средств ОАО «Волгателеком». Размер вознаграждения Общества за исполнение обязательств по договору установлен приложением №3 и составляет 1% от суммы принятых за календарный месяц платежей.

05.03.2009 единственным участником ООО «ВЯТКАСВЯЗЬСЕРВИС» принято решение № 1/09 ввести с 09.03.2009 во всех пунктах приема платежей и сервисного обслуживания Общества сервисный сбор в размере 5 рублей за каждые обработанную квитанцию или проведенный платеж (транзакцию), при этом пенсионерам по старости предоставить льготу в виде освобождения от уплаты сервисного сбора при предъявлении пенсионного удостоверения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее – Закон № 210-ФЗ) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса подлежат государственному регулированию.

Согласно подпунктам 1, 6, 7 пункта 2 статьи 5 Закона № 210-ФЗ органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса: определяют метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей; устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.

Решением Кировской городской Думы от 26.11.2008 №22/8 утверждены тарифы на коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению для населения в МО «Город Киров», решением Кировской городской Думы от 26.11.2008 №22/9 утверждены тарифы на коммунальные услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению. В размер тарифа включены затраты по начислению и сбору платежей от населения  - 4,25% и 4,10% соответственно.

Пунктом 2 статьи 28 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» установлено, что тарифы на услуги общедоступной электросвязи подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.

Открытое акционерное общество «Волгателеком» в письме от 21.09.2009 (т.2 л.д.30) указало, что выплачиваемое Обществу вознаграждение в размере 1% от суммы принятых платежей от физических лиц, включается в тарифы на услуги местной телефонной связи и внутризоновой телефонной связи.

Таким образом, оплачивая жилищно-коммунальные услуги и услуги общедоступной электросвязи по установленным тарифам, граждане оплачивают в составе тарифа и услуги по их сбору.

Затраты по сбору платежей включены в утвержденные тарифы, в силу чего взимание Обществом денежных средств за оплачиваемые услуги при приеме платежей сверх установленных тарифов необоснованно и ущемляет интересы граждан.

Заявитель считает недоказанным факт доминирования Общества на рынке услуг по приему денежных средств.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.11.2009 по делу n А31-3859/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также