Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.02.2008 по делу n А82-14111/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

  Второй арбитражный апелляционный суд

610017, г.Киров, ул.Молодой Гвардии,49

 www.2aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

арбитражного суда апелляционной инстанции

22 февраля  2008г.                                                        Дело №А82-14111/2007-22

(объявлена резолютивная часть)

29 февраля 2008г.

(изготовлено постановление в полном объеме)

Второй арбитражный апелляционный суд  в составе: председательствующего Лысовой Т.В., судей  Караваевой А.В., Черных Л.И.

при ведении протокола судебного заседания судьей Лысовой Т.В., 

рассмотрев апелляционную жалобу Муниципального унитарного фармацевтического предприятия «Фарм-Вектор»

на решение Арбитражного суда Ярославской  области  от 25.12.2007 г. по делу

№ А82-14111/2007-22, принятое судьей Митрофановой Г. П. 

по заявлению Прокурора Фрунзенского района г. Ярославля

к  Муниципальному унитарному фармацевтическому предприятию «Фарм-Вектор»

о привлечении к административной ответственности на основании ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ

без участия в заседании представителей сторон,        

      установил:

Прокурор Фрунзенского района г.Ярославля (далее – заявитель, Прокурор) обратился в Арбитражный суд  Ярославской области с заявлением о привлечении  Муниципального унитарного фармацевтического предприятия «Фарм-Вектор» к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением суда первой инстанции от 25.12.2007 года (с учетом определения об исправлении опечатки от 17.01.2008г.) заявленное требование удовлетворено, ОАО «Фарм-Вектор» (далее – ответчик, Общество) привлечено к административной ответственности  по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, ему назначено административное взыскание в виде административного штрафа в размере 40000 руб.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 25.12.2007 года отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении, мотивируя тем, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, в частности, части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, не полно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, полагает, что вина Общества отсутствует,  правонарушение совершено Решетниковой Е.И., которая в день проверки чувствовала себя плохо и сразу ушла на больничный. Апеллянт также указывает на нарушения административным органом  (Фрунзенским РОВД) при проведении проверки требований Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 08.08.2001г. № 134-ФЗ.

Заявитель и ответчик  в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения  апелляционной жалобы  извещены надлежащим образом. Ответчик просит рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 20.11.2007 года сотрудниками Фрунзенского РОВД и Прокуратуры Фрунзенского района г.Ярославля проведена совместная проверка соблюдения действующего законодательства в аптечных учреждениях.

В ходе проверки установлено, что по адресу: г.Ярославль, ул.Московский пр-т, 153, расположено аптечное учреждение – аптека № 157, принадлежащее муниципальному унитарному фармацевтическому предприятию «Фарм-Вектор», которое осуществляет отпуск лекарственных средств. Муниципальное унитарное фармацевтическое предприятие «Фарм-Вектор» имеет лицензию В 573516, выданную Департаментом здравоохранения и фармации от Администрации Ярославской области (л.д.17-18). В соответствии с приложением № 1 к названной лицензии Аптека № 157 МУ ФП «Фарм-Вектор», расположенная по адресу: г.Ярославль, ул.Московский пр-т,153, имеет разрешение на закупку, хранение, продажу населению и лечебно-профилактическим учреждениям лекарственных средств, с правом работы с медицинскими иммунобиологическими препаратами, без права работы с ядовитыми и сильнодействующими веществами, включенными в Списки ПККН.

В нарушение подпункта «в» пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 года № 416 (далее - Положение о лицензировании фармацевтической деятельности), в аптечном учреждении – Аптеке № 157, осуществлена продажа без рецепта врача лекарственного средства «Полижинакс» (1 упаковка) стоимостью 178 руб. 19 коп., которое отпускается исключительно по рецепту врача.

Усмотрев в действиях муниципального унитарного фармацевтического предприятия «Фарм-Вектор» признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, 26.11.2007г. Прокурор  вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д.6-8).

 В соответствии со статьями 202-204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Прокурор обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о привлечении муниципального унитарному фармацевтического предприятия «Фарм-Вектор» к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП  РФ за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Суд первой инстанции, установил, что факт совершения административного правонарушения имел место, материалами дела подтверждается, привлек ОАО «Фарм-Вектор» правопреемника МУ ФП «Фарм-Вектор», который прекратил свою деятельность путем реорганизации в форме преобразования, к административной ответственности, предусмотренной вышеназванной нормой и назначил ему  штраф в размере 40000 руб.

Исследовав имеющиеся в деле документы, проанализировав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, Второй арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда в силу следующего.

В соответствии с пунктом 4 статьи 32 Федерального закона "О лекарственных средствах" от 22.06.1998 года № 86-ФЗ, правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.

Так, «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» определены в Отраслевом стандарте ОСТ 91500.05.0007-2003, который утвержден приказом Министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003г. № 80 и введен в действие с 30.03.2003г., а Порядок отпуска лекарственных средств, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2005г. № 785 (далее – Порядок отпуска лекарственных средств).

Пунктом 6.1 общих положений Отраслевого стандарта ОСТ 91500.05.0007-2003 предусмотрено, что отпуск (реализация) лекарственных препаратов осуществляется как  по рецепту, так и без рецепта врача, а также по требованиям учреждений здравоохранения на основании договора. Все лекарственные средства, за исключением включенных в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, должны отпускаться аптечными учреждениями (организациями) только по рецептам, оформленным в установленном порядке на рецептурных бланках соответствующих учетных форм (пункт 2.1 вышеназванного Порядка отпуска лекарственных средств). 

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.09.2005 N 578, в соответствии с Федеральным законом от 22.06.98 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах", введен в действие Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, в котором отсутствует препарат  «Полижинакс».

Из представленной в материалы дела инструкции производителя лекарственного средства по медицинскому применению препарата «Полижинакс» также следует,  что данный препарат отпускается по рецепту врача (л.д.34).

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования и условия - это совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Согласно части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В примечании к статье 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Пункт 5 названного выше Положения о лицензировании фармацевтической деятельности содержит положение о том, что осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 4 данного Положения.

Факт совершения Обществом указанного правонарушения материалами дела  подтверждается, в частности, актом закупки от 20.11.2007г., протоколом осмотра от 20.11.2007г., постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 22.11.2007г., объяснениями  директора Общества Свищевой И.А. и заведующей Аптеки  № 157 Глуховой В.В.

 В силу частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

В данном случае допущенное продавцом - заведующей  отделом Аптеки № 157 Решетниковой Е.И., противоправное виновное действие  по отпуску лекарственного средства, отпускаемого только по рецепту врача, без предъявления рецепта, является грубым нарушением лицензионных требований, не освобождает юридическое лицо – ОАО «Фарм-Вектор» от административной ответственности, так как реализация 1 упаковки лекарственного средства «Полижинакс» произведена от его имени.

Юридическое лицо в данном случае должно было осуществлять надлежащий контроль за соблюдением его работниками правил и порядка отпуска лекарственных средств. Между тем, надлежащих мер,  в результате которых была бы исключена продажа лекарственных средств без рецепта врача, Обществом принято не было.

Более того, как следует из объяснений директора Общества (ранее МУ ФП «Фарм-Вектор) Свищевой И.А. данные факты в проверяемой организации имеют место не первый раз (л.д.9).

Меры для недопущения подобных  нарушений руководством применяются, но они не являются достаточными, поскольку факт отпуска (продажи) заведующей отделом Аптеки № 157 Решетниковой Е.И. покупателю без рецепта врача лекарственного средства «Полижинакс», которое отпускается исключительно по рецепту врача, имеет место быть и материалами дела подтверждается. Соблюдение требований статьи 32 Федерального закона «О лекарственных средствах» от 22.06.1998 года № 86-ФЗ, Обществом не обеспечено.

        При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно привлек ОАО «Фарм-Вектор» к административной ответственности, т.к. в действиях Общества содержатся признаки правонарушения, предусмотренные частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Событие правонарушения и вина Общества установлены. Гарантированная статьей 25.1 КоАП РФ возможность защиты своих прав и законных интересов  и возможность представления доказательств, возражений  по факту привлечения  лица к ответственности, в отношении которого  велось производство  по делу об административном правонарушении, последнему была обеспечена. Однако, никаких доводов и доказательств, свидетельствующих об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, Обществом представлено не было. 

В обоснование своих доводов заявитель жалобы также указывает на то, что суд первой инстанции применил закон, не подлежащий применению, а именно: Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19.01.1998г. № 55.

Согласно подпункту «в» пункта 4 Положения о фармацевтической деятельности одним из лицензионных требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении фармацевтической деятельности, является соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона "О лекарственных средствах" и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".

Действительно статья 26 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992г. № 2300-1 утратила силу, но утратила силу с 12.12.2007г. Правила продажи лекарственных средств были утверждены ранее указанной даты и являются действующими.

Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19.01.1998г. № 55, также как и Общеотраслевым стандартом ОСТ 91500.05.0007-2003, Порядком отпуска лекарственных средств, определены особенности  продажи лекарственных препаратов (раздел VIII).

Так, пунктами 70, 76 названных Правил предусмотрено, что продажа лекарственных препаратов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22.06.98 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах", с учетом особенностей, определенных данными Правилами. Продажа лекарственных препаратов производится на основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, оформленных в установленном порядке, а также без рецептов по Перечню,

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.02.2008 по делу n А29-5768/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также